Жизнь человека конечна. Живые существа живут и уходят в загробный мир. В Судный день одна группа увидит лик Аллаха, а другая будет говорить с Ним. Есть и третья группа, с которой Творец не будет говорить, не взглянет на их лица и не очистит их от грехов.
В тот день некоторые лица будут сиять. Они будут смотреть на своего Господа. Эти аяты из суры «Киямет» указывают на величайшее благо, дарованное обитателям рая – возможность видеть лик Аллаха. Если существует более сладкое благо, чем видение лика Аллаха, то оно, несомненно, будет даровано богобоязненным рабам. В одном из хадисов, переданных имамом Муслимом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть три категории людей, с которыми Аллах не будет говорить в Судный день, не взглянет на них и не оправдает их. Им уготовано тяжкое наказание», – повторил он эти слова трижды.
В суре «Ар-Рахман» Аллах Всевышний указывает на великое благо, говоря, что научил человека речи. Разве есть большее наказание для человека, чем его слова, выражающие боль и сожаление, его мольбы, не достигшие цели, его страдания, не понятые в самый нужный момент, то есть в Судный день, останутся неуслышанными? Великие Защитники не только не будут говорить, но и не услышат. Аят 108 суры «Аль-Муминун» ясно объясняет это: «…Не говорите со Мной!». В тафсире этого аята говорится: «Ваше время говорить было в этом мире. Тогда вы должны были говорить и поминать своего Господа. Как вы не возвеличивали Творца своими словами на земле, так и сегодня Он не услышит ваших жалоб».
Второе свойство, упомянутое в хадисе, – Аллах не будет смотреть на них. Это сказано о несчастных, которые будут нуждаться в Его милостивом взгляде в тот день, но останутся без него. Сияние некоторых лиц в тот день означает, что их Господь обратит на них взор, а мрачность и чернота других лиц означает, что Господь не взглянет на них. Что за печаль для тех, кто будет жаждать даже одного взгляда безгранично Милостивого, который сам по себе будет великим прощением! Один лишь отказ Всемилостивого Аллаха взглянуть – какое это наказание, какой ужас.
Третье свойство – Аллах не очистит их. Раб очищается в этом мире и уходит в вечность чистым. А в День расчета таких людей очистит только огонь геенны. Как серебро очищается от примесей огнем. Хадис завершается словами: «И им уготовано тяжкое наказание».
Кто эти три категории людей, лишенных милости?
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть три категории людей, с которыми Аллах не будет говорить в Судный день, не взглянет на них и не оправдает их. Им уготовано тяжкое наказание», – повторил он эти слова трижды. Тогда Абу Зарр спросил: «О Посланник Аллаха! Кто же эти люди, которые будут лишены и понесут убыток?» Пророк ответил: «Тот, кто волочит свою одежду по земле из гордости, тот, кто упрекает за сделанное добро, и тот, кто лжет, давая клятву, чтобы продать свой товар».
Те, кто волочит свою одежду по земле из гордости, – это истинные гордецы. Те, кто задирает нос к небу, не признавая никого, не считая никого равным себе. Как они могут быть привлекательными?! Пророк в хадисе сказал: «Не войдет в рай тот, в чьем сердце есть пылинка гордыни» и «Аллах Всевышний говорит: «Гордыня – это Моя накидка, Величие – Моя одежда (свойство). Кто будет спорить со Мной относительно одного из этих двух, того Я брошу в ад».
Те, кто упрекает за сделанное добро, – это люди, лишенные человеческих качеств, то есть скупые. Хадис «Скупой далек от Аллаха, далек от рая, далек от людей и близок к джаханнаму» подтверждает наши слова. Насколько же это беспечность для мусульман, которые приняли к сердцу наставление Лукмана аль-Хакима: «Забудь о сделанном тобой добре».
Человек, который лжет, давая клятву, чтобы продать свой товар, – это истинный лицемер, лжец, друг Иблиса. Ибо Иблис, поклявшись именем Аллаха, заставил Адама и Еву съесть запретный плод.
С кем еще Аллах не будет говорить?
«Есть среди рабов Аллаха такие, с которыми Аллах не будет говорить в Судный день, не оправдает их и даже не проявит к ним теплоты». Тогда сподвижники, слушавшие Пророка, спросили: «О Посланник Аллаха, кто же они?» Пророк ответил: «Сын, который не заботится о своих родителях и бросает их; мать, которая не заботится о своем ребенке и оставляет его сиротой; человек, который, несмотря на все добрые дела, сделанные ему, не понимает добра и отвечает злом на добро».
В хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится: «Есть три категории людей, с которыми Господь не будет говорить в загробном мире, не проявит к ним милости и не простит их грехов. Это: человек, который не дал глотка воды путнику, идущему по пустыне; человек, который купил скот и сказал, что купил его за такую-то цену, обманув тем самым многих; руководитель, который дал обещание по поводу мирских дел, и если получил выгоду, то сдержал слово, а если не получил выгоды, то клеветал и совершал предательство».
Старик-прелюбодей, лживый руководитель и гордый бедняк
Кроме того, в другом хадисе передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний в Судный день не будет говорить с этими тремя категориями людей, не очистит их, не обратит на них внимания: старик-прелюбодей, лживый руководитель и гордый бедняк».
Подумайте, разве есть большее горе, чем то, что наш Господь Творец не будет говорить с нами, не обратит на нас внимания, не простит наших грехов в тот тяжелый День расчета, когда помощь ожидается только от Аллаха? Какая у нас есть опора, кроме Аллаха? Разве это не истинное несчастье? В этом хадисе говорится о старике, который, несмотря на свою седую бороду, не воздерживается от постыдного дела – прелюбодеяния; о руководителе, который обманывает доверившихся ему людей; и о людях низкого достатка, которые проявляют гордыню. Это очень отвратительные поступки. Это не означает, что молодым разрешается прелюбодействовать, простым людям лгать, а богатым – гордиться. Если человек, одной ногой стоящий в могиле, не познал Аллаха, не развил свой разум, не смог ответить даже за свои поступки, то его жизнь будет бессмысленной. То, что он до старости не знал, что прелюбодеяние является грехом, станет для него бичом в Судный день. Что касается лжи руководителя, то, как правило, ложь говорят те, кто боится разоблачения своих проступков. А руководитель не отчитывается перед подчиненными. Тем не менее, ложь считается непристойной. А почему гордится бедный человек? Богатые люди, опираясь на свое богатство, соперничают с другими богачами. Но на чем может гордиться бедный человек?
У людей низкого достатка есть свое собственное счастье. Как хорошо правильно понять это счастье и владеть им. Простая жизнь имеет свою сладость. Тот, кто ощущает ее вкус, становится более благодарным. Быть благодарным – наша мусульманская обязанность. Поэтому нам следует всегда стремиться к смирению и простоте.
Мирас Кесебаев