Портрет Эдмонда Белами был продан в прошлом году за 432 тысячи долларов. Почему картина, изображающая неизвестного человека, была продана за такую высокую цену? Услышав эту новость, у вас может возникнуть подобный вопрос. Ответ таков – это картина, написанная с помощью алгоритма. В алгоритме использовались данные 15 тысяч портретов, написанных между 14 и 20 веками.
Эта продажа, организованная аукционным домом «Christie’s», как будто подняла и другие вопросы. Может ли компьютер, лишенный человеческих чувств, быть художником? Можно ли считать этот портрет произведением искусства? А если люди готовы платить за это большие деньги, есть ли смысл задавать этот вопрос?
Что станет с художниками и творческой сферой, если стремительно развивающийся искусственный интеллект достигнет уровня человеческого разума или превзойдет его?
Ранее алгоритмы уже писали стихи и сочиняли музыку. Поэтому неизбежно возникает вопрос: может ли алгоритм создавать произведения искусства? По словам нейробиолога, изучающего познание, Роми Лоренц, чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определить, как мы понимаем понятие «художественность».
«Если мы будем понимать художественность как поиск новых способов решения проблем, то искусственный интеллект достиг этого уровня», — говорит Роми Лоренц. В этом контексте нейробиолог приводит в пример компанию DeepMind, дочернее предприятие корпорации Google.
В 2017 году искусственный интеллект, разработанный компанией DeepMind, победил лучшего игрока в очень сложную логическую игру Го. За несколько дней он освоил новые приемы и инновационные стратегии.
«Компания Google отнесла бы эту победу к художественности. Потому что искусственный интеллект нашел новые пути решения ранее не встречавшихся проблем», — говорит Роми Лоренц.
Но что, если искусство не ограничивается только поиском новых способов решения проблем?
Создание игр в виртуальном мире, несомненно, является подходящей площадкой для проверки художественности искусственного интеллекта.
«Но если алгоритм что-то создает без участия человека, результат будет неинтересным», — говорит профессор компьютерных наук Джулиан Тогелиус.
В настоящее время алгоритмы способны создавать различные игры, но человек быстро устает от них.
Профессор приводит в пример компьютерную игру No Man’s Sky, исследующую космическое пространство. Здесь с помощью алгоритма было создано 18 квинтиллионов планет. В игре используется технология «процедурной генерации». С ее помощью автоматически создаются новые миры. «В игре No Man’s Sky можно исследовать множество планет с различными растениями и животными. Технически это выдающееся произведение. Но играть в нее неинтересно.
В игре использованы великолепные алгоритмы. Они могут делать очень многое. Но это неинтересно игрокам, потому что люди постоянно хотят делать что-то самостоятельно», — говорит Джулиан Тогелиус.
Роми Лоренц говорит, что истинная художественность отличается от поиска новых способов решения проблем.
«Художественное творчество превращает внутренние мысли человека в нечто конкретное. Это может быть музыкальное произведение или скульптура. Это способность воплотить мир фантазии в конкретный объект. А у искусственного интеллекта нет внутреннего мира. Поэтому он не может выразить свой страх или желание, как люди. Поэтому вместо того, чтобы полностью передавать все дело искусственному интеллекту, более плодотворным будет совместная работа художников с машинами», — говорит Роми Лоренц.
Музыкант и специалист Сассекского университета Элис Элдридж предлагает рассматривать искусственный интеллект как «один из инструментов, которые мы изобрели, как колесо или двигатель внутреннего сгорания».
Он помог создать виолончель, играющую сама по себе. Музыкальный инструмент оснащен электричеством и использует адаптированный алгоритм.
«При игре на классической виолончели нужно работать смычком. А новое устройство воспроизводит музыку само по себе. Это формирует иной взгляд на музыкальные инструменты и новые технологии в целом», — говорит Элис Элдридж.
По мнению Мика Гриерсона, сотрудника UAL Creative Computing Institute в Лондоне, искусственный интеллект будет способствовать развитию искусства и приведет к созданию художников и творческих сред, работающих с новыми моделями.
В 2016 году скандинавская группа Sigur Rós с помощью программного обеспечения выпустила новую версию одной из своих песен. Эта песня была исполнена во время 24-часовой поездки группы по Исландии.
Инновационный композитор и продюсер Брайан Ино, работавший с такими известными личностями, как Roxy Music, Coldplay, Дэвид Боуи, также любит использовать алгоритмы в своих музыкальных произведениях.
Группа Massive Attack также обратилась за помощью к искусственному интеллекту при переработке своего альбома Mezzanine. Новый альбом представлен в виде нейронной сети. Посетители выставки в Барбикане смогут изменять звуки с помощью своих движений.
Хотя искусственный интеллект угрожает деятельности людей искусства, технологии вряд ли смогут конкурировать с ними.
Те, кто стремится к прибыли, могут использовать искусственный интеллект для снижения творческих способностей людей. Но за это отвечают не технологии, а сами люди.
Люди формируют культуру. В этом вопросе технология никогда не сможет превзойти человека.
Оригинал статьи: bbc.com