Племянница первого президента Узбекистана, покойного Ислама Каримова, Иман Каримова через свою страницу в Instagram обратилась к Службе государственной безопасности и Генеральной прокуратуре Узбекистана. Она заявила о давлении на ее мать Гульнару Каримову, находящуюся под арестом, в тюрьме. «Состояние моей матери ухудшается с каждым днем из-за отсутствия надлежащей медицинской помощи в тюрьме», – заявила 21-летняя Иман Каримова.
Ее слова подтверждает и швейцарский адвокат Гульнары Каримовой Грегуар Манжа, который встречался с ней этой весной в тюрьме.
«Каримовой не оказывают медицинскую помощь. После нашей встречи ее вывели из медицинского блока тюрьмы. Ей не дают встретиться с врачом, постоянно оказывают на нее психологическое давление», – пишет адвокат на своей странице в Twitter.
На прошлой неделе Генеральная прокуратура Узбекистана опровергла информацию о «давлении и неоказании медицинской помощи» Гульнаре Каримовой. «Ее здоровье в норме, мы гарантируем оказание всей необходимой медицинской помощи», – заявили в прокуратуре.
В Узбекистане против Гульнары Каримовой возбуждено два уголовных дела. Следователи утверждают, что «государству нанесен ущерб в размере двух миллиардов долларов».
В 2015 году Ташкентский суд признал Гульнару Каримову виновной в уклонении от уплаты налогов, хищении денег и вымогательстве, приговорив ее к пяти годам ограничения свободы. Позже против нее было возбуждено еще одно дело по обвинениям в финансовых махинациях, сокрытии иностранной валюты, нарушении таможенного законодательства и легализации доходов, полученных преступным путем.
В декабре 2017 года суд Узбекистана приговорил Гульнару Каримову к 10 годам лишения свободы. Летом 2018 года ее наказание было смягчено и заменено на пять лет ограничения свободы. Согласно приговору суда, Гульнара Каримова должна была отбывать наказание дома у дочери, ей было запрещено покидать дом и пользоваться интернетом и средствами связи.
В начале марта 2019 года Генеральная прокуратура Узбекистана сообщила о переводе Гульнары Каримовой из-под домашнего ареста в тюрьму по решению суда. По заявлению властей, Гульнара Каримова, находясь под домашним арестом, «умышленно нарушала условия и порядок отбывания наказания»: неоднократно пользовалась средствами связи и покидала дом дочери без разрешения.
В 2013 году шведские СМИ писали о том, что международные коммуникационные компании, заинтересованные в инвестировании в Узбекистан, были вынуждены давать взятки Гульнаре Каримовой. После громких статей расследования были начаты в Швеции, Швейцарии, Нидерландах, США и других странах, и начата проверка деятельности крупных телекоммуникационных компаний.
Три крупные компании, предоставляющие услуги мобильной связи – Telia, Vimpelcom и МТС – признали, что дали Гульнаре Каримовой несколько миллионов в качестве взяток за выход на телекоммуникационный рынок Узбекистана. После этого США официально обвинили Каримову во взяточничестве и сокрытии финансовых средств на сумму 865 миллионов долларов.
Азаттык