Основными экспортными товарами обрабатывающей промышленности являются ферросплавы, необработанный цинк, рафинированная медь, уран, нефтяные газы, трансформаторы и аккумуляторы. При этом 51% несырьевого экспорта приходится на металлургию, сообщили в пресс-службе МИИР РК.
Ежегодно экспортная корзина Казахстана пополняется в среднем на 5-6 товарных позиций.
В 2018 году несырьевой экспорт Казахстана составил 15,7 млрд долларов США (в 2017 году – 15,6 млрд долларов США). Экспорт продукции обрабатывающей промышленности вырос на 14,6% (продукция нефтепереработки, кокс и полукокс из угля, битумы нефтяные), машиностроение – на 11%, продовольственные товары – на 7,6%, химическая промышленность – на 2,6% (удобрения, желтый фосфор, полимеры).
«В 2018 году мы впервые начали экспортировать мед в промышленных объемах на рынок ОАЭ (ТОО «Пасека», ВКО). Кроме того, на рынок Китая впервые поставлен отечественный мясо (баранина замороженная, ТОО «Кублей», ЗКО, 20 тыс. тонн, на 96 млн долларов США) и казахстанское мороженое (ТОО «Шин-Лайн», на сумму 3 млн долларов США). В целях развития и продвижения экспорта сегодня отечественным экспортерам оказывается различные финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки. Ежегодно финансовую поддержку получают более 40 экспортеров и более 400 экспортеров сервисную поддержку», — сообщил глава МИИР РК Роман Скляр.
Справочно:
По итогам 2018 года экспортерам оказана финансовая поддержка на сумму 107,37 млрд тенге:
— 90,2 млрд тенге – объем принятых страховых обязательств;
— 10,26 млрд тенге – на торговое финансирование;
— 6,91 млрд тенге – на предэкспортное финансирование.
Операторами мер финансовой поддержки являются АО «НУХ «Байтерек», АО «Банк Развития Казахстана», АО «Фонд «Даму» и АО «КазЭкспортГарант».
Выделенные средства для продвижения экспорта позволяют увеличить объем страхования и гарантирования, возместить транспортные расходы и оказать комплексную сервисную поддержку экспортерам (расходы на выставки, маркетинг, комплексный анализ рынков сбыта и часть затрат на сертификацию).
Кроме того, по данным министра, в этом году впервые предусмотрена компенсация транспортных расходов экспортерам при экспорте готовой продукции. Учитывая удаленность от крупных рынков сбыта, доля транспортировки в себестоимости товара составляет до 30%, что существенно влияет на ценовую конкурентоспособность на экспортных рынках. Так, предусмотрено возмещение затрат на перевозку продукции железнодорожным (оплата тарифа за МЖД, локомотивную тягу и коммерческую работу по грузоперевозкам) и автомобильным транспортом (не более 300 тенге за 1 км пробега).
В целом, принимаемые системные меры поддержки экспортеров позволяют создать условия для увеличения объема несырьевого экспорта в 1,5 раза к 2022 году.