Разговор о бытии и воспитании или просто быть слушателем на эти темы интересно всем нам. Однажды я оказался в окружении людей с противоположными взглядами. Я стал свидетелем диалога двух полюсов. Позвольте мне рассказать об этом. Я запомнил из диалектического материализма, что материя движется в пространстве и времени, иначе быть не может. Я запомнил это, потому что не понял. В целом, наука едина. Любая наука затрагивает глобальные, национальные проблемы. Чтобы объяснить и понять было легче, человечество разделило целостность на различные области науки. Сколько ученых в очках занимались и занимаются нерешенными глобальными проблемами.
Когда классические математические уравнения стали каналом для получения благ с земли и неба для человечества. Прежде чем говорить об уравнениях, давайте остановимся на том, что такое уравнение. Как говорится, «по тяжести ищи ищи», начнем с простого понятия уравнения. Например: решение уравнения 6х-12=6 означает найти значение неизвестного, при подстановке которого равенство будет верным, или привести груз к одному весу. Нахождение этого значения называется решением уравнения. Область определения неизвестной величины может принимать бесконечное количество значений. И среди этих бесконечных миллионов чисел скрывается один корень-решение уравнения. Поиск этого числа человеком, не разбирающимся в математике, подобен поиску иглы на степи человеком, который ее не видел. Это число находится на расстоянии трех единиц от начала отсчета вдоль координатной прямой. В науке есть проблема, и есть ее решение путем математического моделирования.
Русский ученый, решивший одну из семи глобальных математических проблем, отказался от предложенного миллиона. Этим поступком Гриша решил два уравнения. Мы, сталкиваясь с законами и уравнениями в повседневной жизни, отбрасываем их, не вдаваясь в классические способы решения. Независимо от того, насколько мы ошибаемся, насколько темнота невежества нас тянет, мы остаемся при своем мнении. Когда такие мысли пронзили меня, я собираюсь рассказать, насколько это возможно, о решении такого проблемного уравнения и, ни много ни мало, об уравнении гуманитарной доброты. Итак, прощайте…
***
Этой зимой будет сильный мороз. 60 лет со дня бедствия 1959 года, 50 лет с холодного декабря 1969 года, когда одинокого верблюда приносили в жертву верблюдице с верблюжонком. Те, кто знает, что «готовь сани летом», бьют тревогу издалека. У жителей города и поселка есть голубое топливо, гудит печь. Вода из крана течет, из которого можно получить воду. Свет сам по себе. В этой стране, если смотреть глазами древних времен, есть все, только не хватает сказочных «волшебных котлов» и «дубин», которые бы преследовали и убивали мошенников и коррупционеров. Может быть, и это когда-нибудь будет, ведь все, о чем говорилось в сказках, уже встречается нам. Не говорил ли я, перескакивая с темы на тему, как человек с давлением 105/42/70? В середине января года, когда говорили, что зима будет суровой, луна была в оппозиции. Мы слышали от старших, что когда луна в оппозиции, день будет неспокойным. Вместе с оппозицией луны совпало какое-то природное явление, и какой-то мастер, увлекшись, потратил около 40 минут, чтобы создать разноцветные концентрические кольца из лучей луны на облаках, провел мастер-класс для жителей поселка, у которых нет «волшебных котлов».
Жители поселка, восхищенные картинами и видами, нарисованными кистью, не знающей красок, вышли на улицу. Была ночь, и я говорил, что оппозиция луны приходится на середину месяца. В ночное время, в разгар зимы, жителям не следовало выходить на улицу. Если я не ошибаюсь, год петуха, один-два года назад, когда мой сосед, пытаясь подключить котел отопления к газовой трубе, вызвал аварию, которая поставила на ноги весь газовый район, он тоже вышел на улицу. Да помилует меня Всевышний от соседей.
В книге Туркменбаши Сапармурада Ниязова «Рухнама» говорится, что у дорогих домов хорошие соседи. Если бы я продавал свой дом, я бы не оценил его дорого, но я бы оценил своих соседей дорого. Говорят, в загробном мире спросят, какими были ваши соседи. Позвольте мне рассказать о моих соседях. Старики, уважаемые в народе, говорили: «Я не ценю родню, они видят мое лицо каждый день, я не ценю жену, она видит мое тело каждый день», говорят, что близкий сосед лучше дальнего родственника.
Чего стоит один только Барак, который постоянно бегает, ищет железо среди мусора, и если пропьет найденные копейки, то дерется с женой, у которой острый язык, и никогда не жалеет ничего для своих соседей, называя всех соседей «аксакалами». Чего стоит красноречивый Саулебай, который, будучи широкой души, не смог оплатить обучение в университете и мечтает его закончить, называя соседей «соседями», которые «увидят могилу», и при этом говорит, что «соседи — это твои родственники». Наш сосед, дядя Мурат, у которого рот не перестает говорить об алкоголе, а уличные дети называют его военным, является маяком нашей улицы. Если сказать, что вы сосед военного человека Мурата, то человек сразу найдет ваш адрес. Разве не герой Естеміс, который, разозлившись на своих детей, которые хотели продать товар дорого, чуть не сжег свой магазин из-за стыда перед соседями? Разве не примечателен Гани, который, не желая пропускать программу «Калаулым», воспитал невестку, уехавшую к своим родителям, написав письмо в областную газету? Как можно осуждать Ырысбая, который боится собственной собаки, и если собака бегает во дворе, то заставляет своих детей привязать собаку, прежде чем войти? Разве не ценно приветствие таксиста Кенжебая, который, как говорят, «выжимает шерсть из яйца», у которого дети воспитаны, проворны, знают Коран? На самом деле, моим соседом и другом был первый, кого я упомянул, музыкант Дариябай. Чтобы мои другие соседи не остались в тени, я специально представляю их в конце. Разговор начнется с семьи этого моего соседа. Ну, не буду затягивать.
***
Дариябай, которому за сорок, обладает богатым характером. На рассвете, между сном и явью, Дариябаю в руки вручил кобыз старик в белом одеянии с белой бородой. Он сам называет его Коркыт ата. С детства он не остывал к искусству, и Бог благословил его за это. Искусство, кажется, падает на честность души. Мой сосед, который всегда говорит откровенно, как ребенок. Он уходит куда-то на два-три дня, неся свой горбатый кобыз. Иногда до полуночи он заставляет свой кобыз выть, как волк, бить крыльями, как лебедь, кричать и издавать звуки кобыза. Говорят, когда он играл на кобызе в Алматы, пришли музыковеды и выпили рюмку. Он очаровывает слушателей мелодией. Он передает ложность мира печальными мелодиями. Он точно определяет, как играет один музыкант, как другой. Когда он долго играет одну мелодию, ночь становится темнее. Когда соседи устраивают свадьбы и праздники, Дариябай обязательно играет на своем кобызе. Иногда Дариябая, кажется, вселяется бес, и он ругает свою жену. То он приходит с женой с праздника, сияя. То они приходят с женой с концерта, шепчась. То он, не глядя, говорит своей жене злые слова, ругает ее и задыхается. Дариябай не дерется втайне, как другие, ему все равно, на улице или в машине, днем или ночью. Он сыплет ругательствами. Другие тоже ругаются, но они стараются, чтобы их не услышали. Дариябай же делает это открыто, если его жена стесняется, он открывает окна и двери. В полнолуние, в ночь, когда луна в оппозиции, Дариябай задыхался. Как обычно, повысив голос: «Эй, мать твою… сидишь, смотришь в небо, что там в книгах?» — говорит наш герой.
«Эй! Дух моей матери, черт возьми. Два слова из трех — о людях, которые повесились, бросились в воду, застрелились. Слова его рассыпаются. «Твой чертов кобыз. У меня сердечное заболевание», — говорит наша невестка. Все слышно через полуоткрытую дверь. Воздух так прозрачен, что он распространяется далеко за пределы улицы в соответствии с законом колебаний.
«Эй, ребенок! О чем ты говоришь? В прошлом году, прочитав «Синий кит», ты показал свою фотографию, стоящую на синем ките, и твоя мать чуть не умерла. Пожалей свою мать. Что плохого сделала твоя мать? Если бы все умирали, когда им хочется, разве остались бы люди на земле? Разве ты не знаешь, что тех, кто предал завет Бога, хоронят отдельно, не читая над ними молитвы», — Дариябай перевел разговор на сына. Сын Дариябая, которому двадцать-двадцать один год, учится в Актобе. Если спросить, где учится, он скажет — переводчик. Сын Дариябая, держа в руках ручку, писал стихи. Соседи видели, как он играл в футбол на открытой площадке. Жена и он привыкли, а что с сыном? Соседи, прислушиваясь, замерли.
«Бог, возможно, реален, Создатель, возможно, реален, но пророки — ложь, все выдумано, евреями придумано. Вы не знаете смысла жизни. Вы суетитесь весь год, не зная отдыха. Вы считаете, что смысл жизни — зарабатывание денег», — сказал ученый сын Дариябая.
«Астафирулла, астафирулла, не будь безбожником. Не забывай, что мы — умма Мухаммеда, следующего истинной религии, мой сын», — сказал Дариябай.
«Когда я приеду в деревню, вы оба будете меня доставать. Я уеду завтра. Вы думаете, что вы такие важные из-за денег, которые вы мне переводите каждый месяц? Завтра, когда я закончу учебу, я возьму кредит и дам вам. Не только я, все мои друзья так делают. Считайте это долгом. Мне нужна независимость, материальная и духовная независимость. Люди с низким уровнем интеллекта ищут смысл жизни в религии, потому что не могут понять его. Религия выдумана. Вы этого не поймете», — сказал ученый сын, надев пальто и закрыв дверь снаружи.
Те, кто любовался природным явлением в лунную ночь, почувствовали себя неловко и посмотрели на ученого сына свысока. Соседская помощь оплачивается взаимной дружбой. Кенжебай, крепко усвоив это, подумал: «Сделаю соседскую услугу, попробую отговорить этого парня от его намерений ради довольства Аллаха». Кенжебай, в конце концов, был сыном муллы. Да упокоит Аллах его отца: «Будь в мире с соседом. Помоги соседу, если ему чего-то не хватает, закончи то, что не закончено, исправь то, что криво. Аллах видит и знает. Твоя честь возрастет перед Аллахом и людьми», — говорил он. Когда Кенжебай подумал, что он успокоился и пришел в себя, он сказал:
«Студент! Если я организую дебаты, ты будешь участвовать?» — спросил он.
Студент, чувствуя, что его крик в доме слышен всем, сразу же ответил:
«Если будет драка, я выйду, не буду тратить время на дешевые слова», — сказал он.
Кенжебай — сын муллы. Он вырос с мыслью, что исправление заблудших и помощь нуждающимся — это огромное благо. Принцип добра гласил: «Если видишь несправедливость, исправь ее рукой, если не можешь рукой, исправь языком, если и этого не можешь, противодействуй сердцем».
«Дешевые слова? Я хочу сказать тебе не о том, что ты думаешь, а о том, что ты собираешься сказать тому, кто закончил университет, у кого волосы редеют, кто пишет книги, у кого кожа истончается», — добавил Кенжебай. Мы думали, что студент, с его буйным нравом, не примет предложение соседа. Студент немного задумался и спросил: «Когда это будет?» «Завтра, в субботу, у нас дома. Я приглашу своего дядю, который преподает в университете».
«А, учитель? У него есть научная степень?» — спросил студент.
Его неуверенность выдавали нахмуренные брови студента, бегающие глаза и бледное лицо. Несмотря на ночное время, соседи, увидев человека, потерявшего себя под чьим-то влиянием, пожалели студента. Студент, который еще не сформировался, как неискушенный толкователь, был подобен атеисту или пантеисту, который пропустил свою возможность. Не пришло ли время ему, как голодному путнику, который истратил все деньги, примкнуть к тому, кто проявит к нему благосклонность, льстить ему, нести его сумку и мыть его машину, наливать ему напитки? В это время, если он попадет под влияние воров, он станет бандитом, а если под влияние ученого, то ученым. Но даже у овцы есть сорок оборотов, и у учения есть бесчисленное множество направлений. Нельзя не быть внимательным. «Если будешь осторожен, Я сохраню тебя».
Сколько людей, говорящих «я буду таким, я буду сяким», оказываются пьяницами, нищими, мошенниками, разве это не слабость их «я»? Студент, который не различал правую и левую сторону, вращался в кругу любителей стихов, женщин, имеющих по три-четыре жены. Он не искал этого сам. Студента нашли сами. Таково его обучение. Говорят, что тот, кто смотрит в рот другому, смотрит в его сердце. Если бы он смотрел в сердце родителей, это было бы одно дело. Но он считает родителей отсталыми. Среда, которая изменила студента за последние четыре года, не смогла полностью изменить его убеждения. Люди, которым не повезло в жизни, всегда излучают какую-то жалость. Влияние среды, которая не может дать тепло, хотя и ищет его у других, лень к труду, любовь к книгам — все это стало неотъемлемой частью студента, который, придя, не мог рискнуть и сказал: «Не нужно».
«Если это не спор, а беседа, ты придешь?» — спросил Кенжебай. «У меня дела в субботу», — студент действительно пытался сбежать. Барак, который часто собирает металлолом, сказал: «Студентбай, не стесняйся, ты не проиграешь, не сдавайся. Ты почувствуешь легкость и очистишься». Барак, который привык ссориться с женой по любому поводу, вероятно, думал, что дебаты — это ссора с женой, способ выпустить пар. Барак считает, что пьянство — это очищение мозга, а драки — очищение души. Он сам полностью соответствовал этому.
«Нартәуекел, подготовь удар словами, как будто бьешь железо кувалдой», — снова подстрекал Барак. Студент, который был в полушаге от ухода, не смог отказаться и сказал: «Хорошо».
***
Наступила суббота. Был вечер субботы. Кенжебай, который был очень занят, рано утром приехал на машине. Он ходил туда-сюда по дому. Принесли чай, студента нет. Чай выпили. Студента нет. Сделали молитву после чая, студента нет. Кенжебай, который был очень занят, позвонил студенту на мобильный телефон, наверное, раз 50, телефон отключен…
Соседи слушают гостя. Его слова правильные. Он человек, которого видели по телевизору. Он был человеком с большим животом, как у трактора К-700 или грузовика Камаз, который сидел, возвышаясь, а не как ученый-преподаватель. Гость слушал. Когда он выносил решение, он имел привычку, слегка приподняв плечи, полувытянув руки вперед, ставить точку пальцем, как будто чертя на воздухе. Опираясь на осторожность, он осматривал слушателей, погруженных в разговор, как будто тыкая им в глаза, делая жест, как будто ставит запятую в воздухе.
«Дядя», — сказал Саулебай, который называл соседей не «дядями», а «друзьями», — «Я работаю вахтовым методом. Парни, которые молятся, молятся по-разному. Некоторые верующие не читают молитву после еды, что говорит об этом шариат?» — спросил он.
Сделав предварительное условие для привлечения слушателей, подняв правую руку на 30 градусов, он сказал: «Эй! Братья. Поверили ли мы, что человек создан из обезьяны? Поверили. А какова цель обезьяны? Какова цель человека, мы не задумывались. Повторяю, те, кто объясняет, что люди — плод эволюционного развития обезьян, задумываются над тем, из чего создан человек, но не над тем, какова цель Создателя при создании человека. Они не думают о второй проблеме», — поставил он запятую в воздухе и продолжил, осматривая окружающих. Создатель, создавая видимые и невидимые живые и неживые существа, возлагает на них определенную миссию. Создав человека прекрасным и величественным, Он создал его для владения землей. Он создал его с целью познания Создателя. Цель человека — поклоняться Богу на этом свете. Человек состоит из тела и души. Пища тела — еда и питье. Зависимость от материальных благ. Пища души — знание, наука, музыка и поклонение Аллаху. Отдаваться желаниям тела и отрываться от желаний души — это горе. Нельзя отказываться и от желаний души, то есть от духовного богатства, даже на уровне благодарности за материальное богатство. Нужно использовать блага Аллаха по назначению. Давайте перейдем к вопросу молитвы», — поставил он запятую в воздухе пальцем и осмотрел слушателей исподлобья. Слушатели внимали. Как им не внимать, когда жители, связанные кредитами, работают весь день, устают и, придя домой, не успевают посмотреть сериал, как засыпают, едва коснувшись подушки. Они думают: «Хорошо бы, если бы были такие муллы, которые бы объясняли разницу между добром и злом». Соседи решили, что этот гость, хоть и преподаватель университета, является муллой.
В это время пришел Барак, как будто притащил студента. Он пришел запыхавшись, как будто расколол гору Каратау, и усадил студента внизу, а сам сел напротив студента, в изголовье стола.
Религиозные книги, созданные пророками, выдуманы евреями, религия тормозит развитие, научную революцию совершили атеисты, религия и наука противны. Поэт — приспешник дьявола. Обществу нужна революция. Традиции — пережитки прошлого, суеверия — обряды невежества. Более того, «когда Абай устареет, казахи обретут разум». Адам, наш прародитель, — это молекула, Ева — тоже, вначале так объясняли, чтобы было понятно темным людям. Большинство тех, кто занимался литературой, покончили жизнь самоубийством. Казахская литература повторяет зарубежную литературу», — сидел студент, глядя с высоты разума на своих соседей, одни из которых знали, а другие нет, о его проповедях. Разговор прервался. Гость приготовился продолжить свой рассказ. Племянник хозяина, сидевший в изголовье, сказал: «Уважаемый, если позволите, у меня есть вопрос».
«Задавайте, задавайте, я отвечу, насколько смогу, если не смогу, не обижайтесь, братья», — сказал смиренный преподаватель университета.
«Племянник, из Шетпе он стал учеником какого-то верующего, или дал клятву пиру, мы не понимаем, он нашел какой-то обычай. Он открыл искусство. Он пришел, чтобы быть рядом с пиром, отбывшим срок и наказание, и сказал: «Мой зять — учитель моего сына, он придет, будьте внутри». Мы ждали, пока придет учитель, приготовив барана и казан, но пришел сам учитель. Он был строг, как немецкий офицер СС, его глаза пронзали насквозь, на его одежде не было ни пылинки, а складки на брюках были острыми, как лезвие ножа. Учитель был суров и вежлив. «Добро пожаловать, как поживаете?» — спросил он, и сразу же показал племяннику носок своего правого ботинка. Племянник, суетясь, вероятно, приготовил заранее салфетку размером с ладонь и вытер правый ботинок. Когда он показал носок левого ботинка, он вытер левый ботинок. Переступив порог, он протянул племяннику правую и левую ногу, чтобы тот снял обувь. Он попробовал еду с дастархана и остановился. Племянник, держа лепешку двумя руками, с глубоким уважением поклонился учителю и сказал: «Попробуйте угощение». Если бы учитель сказал: «Наполни свои карманы динамитом и взорвись в такой-то стране», он бы сделал это, не моргнув глазом. Перед соседями и родственниками он дал понять племяннику жестом, что «ты мой подчиненный, мой вассал, мой щеголь, как говорят в армии», и заставил его доказать это перед всеми, совершив обычай, которого я не видел. Учитель должен отличаться своими благородными делами. Перед всеми зять был унижен. За тридцать лет он не видел такого уважения от собственного сына, не говоря уже о том, чтобы он слушал его. Где тот сын, который раньше говорил родителям: «Вы не молитесь, вы неверные», и выгонял их? Теперь он ходит, подлизываясь к туфлям, как сказал М. Шаханов. Что это за поведение этого ребенка?» — спросил родственник хозяина.
«К сожалению, такие случаи случаются среди братьев. Трудно выносить решение, не видя своими глазами», — сказал он, уклоняясь от ответа. Он рассказал похожую историю. Один из братьев потерял водительские права. Он не мог водить машину в течение шести месяцев или полутора лет. Брат, который зарабатывал на жизнь такси, голодал. Дети страдали. Вынужденно он обратился за помощью к своему пиру, который вернулся из тюрьмы, став верующим. «Пир, пойдем со мной», — сказал он. «Зачем тебе беспокоиться, брат, твой водительский стаж, который был потерян на полтора года, вернулся к тебе менее чем за полтора часа», — сказал он, когда пир не смог повлиять на него, кто бы еще чистил его ботинки? Конечно, это печально. Называть родителей неверными — значит опорочить себя. Мусульманин, произнесший калиму, считается мусульманином, но невыполнение условий мусульманства — это отдельный вопрос. Нельзя злословить родителей, называя их неверными. Вышеупомянутые ситуации случаются среди братьев. К сожалению, это говорит о том, что с братьями проводится недостаточно разъяснительной работы.
«Правильно ли или неправильно учитель чистил свою обувь? Я хочу получить ответ на свой вопрос», — сказал родственник дома, который задал вопрос ранее.
«Я учитель, который воспитал много учеников, и никогда не унижал ученика перед всеми, заставляя его чистить обувь. Можно налить теплой воды в кувшин и проявить скромное внимание. Меня здесь уважают, братья, но уважение должно иметь пределы», — сказал профессор.
Студент, развивающий свою логику самостоятельно, не мог избавиться от туманных мыслей. «Теплота в словах гостя — это не теплота, а скорее уклонение от прямого взгляда на холодную правду, отсутствие принципов, отсутствие человеческой формы. Он, как и участник айтыса, который приходит подготовленным, пришел, насытившись YouTube, и высказывает свое мнение», — предположил он. Студент, который был как крымский барашек, хотел уйти из компании? Или он пришел, чтобы сопротивляться, кто знает.
«Братья, я не могу уловить одну мысль и мучаюсь, если я изложу ее, и получу ответ от ученого дяди, разве это не будет решением?»
Моя мысль: «Общество постоянно развивается. Общество без развития подобно стоячей воде. Движущими силами развития являются представители интеллигенции. От идей интеллигенции веет свободомыслием. Веришь ты или нет, научные теоретические революции совершили атеисты. Религия и традиции ограничивают свободомыслие». «Что вы думаете об этом?» — студент направил гостя по другому следу. Гость не растерялся.
«Братья, мы живем в эпоху четвертой технологической революции и интеллекта», — поставил он запятую в воздухе и продолжил. Первый человек, совершивший технологическую революцию на земле, — это пророк Нух. Всевышний Аллах научил его через ангела Джибриля строить пароход. У нас есть множество доказательств этому. Что касается свободомыслия, то они открывают определенные законы. Исаак Ньютон, и Альберт Эйнштейн, которые видели и смогли объяснить законы, приводящие в движение внешний и внутренний мир, не совершили чуда, они увидели чудо, сотворенное Всевышним Аллахом, и рассказали о нем человечеству. Научные открытия — это способность видеть взаимодействие, созданное Аллахом с величайшей точностью и гармонией. Если свободомыслие ведет к творчеству, это хорошо, если свободомыслие ведет к безбожию, это приносит зло», — сказал гость, полуподняв руку в воздухе и поставив точку пальцем.
Все были довольны. Это народ, который верит в Бога, и если вы прославляете Бога, вы будете ему близки. Казахское слово «казах» означает, что народ, который молится Богу, чувствует и знает блага Аллаха, является благословенным народом.
Студент, внутренне ощущая слабость своей логики, хоть и был удовлетворен ответом, но с видом неудовлетворенности сказал: «У меня есть еще один вопрос».
«Задавайте, задавайте, если сможем, найдем решение, если не сможем, братья, не обижайтесь», — сказал разговорчивый гость. У студента были кудрявые волосы, как у парня, игравшего роль Александра Македонского. Он погладил свои кудрявые волосы и, сидя важно, задал свой вопрос. Студент имел право вести себя важно. Когда он начал перечислять зарубежных писателей и мыслителей, их было не меньше, чем учеников малокомплектной школы. Какой же он сильный. Я забыл предыдущие имена, когда назывались эти имена. Думаю, гость, как старый ракетный комплекс С-200, который имеет десятипроцентную пользу, запомнил одно из десяти. Вопрос студента, по моему мнению, был следующим, я скажу предположительно. Я пишу, основываясь не на потоке мыслей студента, а на ответе гостя, который выносит решения, и я не могу различить, мыслитель он, писатель или жалобщик на чиновников перед Создателем. Я пишу с пониманием, которое позволяет мне успокоить крики и споры некоторых соседей с низким уровнем интеллекта. Студент сказал:
«Человечество с незапамятных времен увлекалось темой мировоззрения. Даже если не упоминать Л. Толстого, Бернарден де Сен-Пьер в рассказе «Кофейня в Сурате» описывает, как люди с низким уровнем знаний, пытаясь сохранить честь, пытаются показать себя на ложном пьедестале. Событие из этого рассказа повторяется сейчас «в доме племянника». Время, срок, координаты другие, герои тоже, возможно, вымышленные, но если бы нужно было писать, можно было бы написать более впечатляющий рассказ, чем этот. Все это — проявление гордости и выставление напоказ наших поверхностных знаний. На первый взгляд мы похожи на образованных, но внутри мы пусты, как барабаны. А Габриэль Гарсиа Маркес в «Сто лет одиночества» пытается объяснить явления, которые мы, простые люди, не можем понять, через моделирование реализма, будь то чистый герой, улетевший в небо, или желтые листья, падающие с неба, общение с духами. У людей, которые умеют писать, как эти писатели, истина бывает разной. Почему С. Есенин повесился? У С. Есенина была своя истина. Д. Лондон создал героя, который покончил жизнь самоубийством, и сам, как будто написал, ушел из жизни. Думаю, истина каждого писателя разная. Жуткие картины в рассказе Рюноске Акутагавы «Муки ада» развивают искусство. Это — свободомыслие. Если просто говорить «Тауба, шукир», ты будешь так говорить и не найдешь еды. Станиславский говорит: «Из трудности рождается легкость, из легкости рождается красота». Искусство и наука не развиваются, если не пройти через трудности свободомыслия», — размышлял он.
Когда учитель злится, его лицо краснеет, а уши горят. Учитель, чья злость могла бы заморозить лед, решил не терять самообладания? Он пробормотал незнакомую нам молитву и, опираясь на осторожность, сказал: «Я отвечу, насколько смогу, если не смогу, братья, не обижайтесь». Я пересчитал пальцами, кто есть кто из братьев. Учитель Саулебай, который говорит резко, родственник хозяина, сидящий в изголовье, Барак, который бегает и ищет железо среди мусора, студент, который слушает, и я. Кенжебай пригласил соседей? Кто он пригласит — его право. Не прерывая разговор, продолжу с того места, где остановился.
«Здесь разговор будет связан с природой, в том числе с природой общества», — сказал учитель, поставив запятую в воздухе и внимательно осмотрев окружающих, чтобы еще больше разозлить студента. На самом деле, это была беседа о разуме. Чем больше деталей будет передано, тем больше пользы будет для читателя. Литература Европы, японская литература, даже литература идолопоклонников, зависит от уровня веры этой страны. Японский писатель Акутагава, о котором вы говорите, в рассказе «Учитель Мори» показывает, что это писатель, который не надеется на Бога и верит в свои дела. Если в трудную минуту обратиться к Богу с молитвой, Создатель поможет. Я могу рассказать о помощи Создателя, свидетелем которой я был. И я клянусь истиной событий, произошедших с именем Аллаха, все, что я видел, — правда. Это произошло тридцать лет назад. Когда я был студентом младших курсов, поддавшись искушению сатаны, я начал пить, употреблять наркотики, ставить деньги и играть в азартные игры. Честно говоря, я начал деградировать, разрушаться. Я проиграл все деньги, которые были у меня в кармане, в карточной игре. Я влез в долги перед парнями, просил, умолял, брал в долг и проиграл и эти деньги. Как только у меня появлялись копейки, я спешил к своей среде. Отец был строгим человеком. Поэтому я боялся. Когда я не мог вернуть долги, которые взял у людей, я встретил на базаре старика и попросил его: «Дедушка, помолись за меня Богу». Он помолился, не жалея отданных копеек. Он спросил, чего я хочу. Я попросил его молиться Аллаху, чтобы он избавил меня от долгов. Старик молился Аллаху: «Избавь меня от долгов». Вскоре после этого мне приснился сон. Во сне я услышал голос старика: «Вставай, иди на базар, иди на базар». Я проснулся. Мое сердце говорило мне радостную весть. Я быстро собрался и пошел на базар. Я уже приближался к базару. Я, который свидетельствует перед Аллахом, сейчас получаю деньги с неба. Люди не видят, а я вижу и собираю деньги, лежащие под ногами. Это были советские синие трехрублевые купюры. Я собрал 120 таких трехрублевых купюр. Я избавился от долгов. С тех пор я полностью отказался от азартных игр. После этого я дважды терял стипендию. Нет ничего без причины. Учитель Мори, молясь Богу, избавляется от своих трудностей. Если бы Аллах дал мне талант и я бы написал рассказ «Учитель Мори», я бы перечислил все его пороки, которые делают его уязвимым, и показал бы, как из них выбраться. Если литература не учит, как решить уравнение добра в пространстве, как найти корни уравнения добра, то что это за литература? Писатели ставят проблемы, но не показывают пути их решения. Читатель, столкнувшийся с этой проблемой, входит в роль героя и повторяет ошибочное решение автора. Здесь уместно привести мудрость Сократа. Сократ говорит: «Если хочешь стать философом, женись». Мудрец имел в виду изменить свою жизнь. Великий Абай говорит: «Нет существа, которое не ест». Жители северного полушария едят свинину. У свиней нет ревности. Самец не ревнует самку. У свиньи нет привычки к чистоте, присущей четвероногим, особенно лошадям. Если в среде, потребляющей мясо такого животного, действительно едят, то в таком обществе неизбежно будут насилие и угнетение. Понимание добра в стране, где едят свинину, не совпадает с этикой жизни в среде, потребляющей халяльную пищу. Корова, пасущаяся на лугу, дает молоко, и корова, пасущаяся на мусорной свалке в городе, тоже дает молоко. Состав может незначительно отличаться, но разве наука не доказала, что это незначительное изменение в конечном итоге сильно влияет на организм человека?
«Браво», — сказал Саулебай.
«Старик-мужчина, мужчина», — сказал Барак.
Гость, ставя точку в воздухе пальцем, осмотрел окружающих. Студент молчал, слушал и, кажется, что-то обдумывал, готовясь что-то сказать. Студент, который считал Саулебая неудачником-шутником, а Барака — вором, разве мог он пренебречь гостем, который был никем?
«Перейдем ко второй проблеме», — сказал гость. Эта вторая проблема — проблема самоубийства. Аллах доверил душу человеку как аманат. Нельзя совершать малейшее предательство по отношению к аманатам. Есть хадис о тех, кто совершает самоубийство, перерезая себе горло или вскрывая себя. «Если кто-то совершит самоубийство, пусть не читают его джаназу». Даже если джаназа будет прочитана, сельский имам не будет ее читать, и сельские аксакалы не будут участвовать в джаназе. Самоубийство не является актом добра. Иногда на YouTube, когда кто-то вешает себе петлю на шею, появляются люди, похожие на Мендиса Аязби, и говорят, что кто-то разрезал петлю в чудесном явлении. Аллах послал ему спасение. У нынешней молодежи есть плохая привычка: если они попадают на телевидение, они задергивают окна черными шторами, сидят в полной темноте и говорят мрачные вещи. Говорят они правильно или неправильно, но говорить нужно при свете. Русские сняли фильм о Есенине, утверждая, что он умер от рук человека. Есенин умер молодым. Аллах находится рядом с душой, которая бьется ради народа, с героем, который отдал жизнь за родину. Давайте вернемся к «Мукам ада» Акутагавы. Я не читал его, но смотрел фильм. Не было сделано правильного шага. Возможно, был сделан самурайский шаг. Но что случилось с судьбой художника, который хотел нарисовать картину адских мук? Изображение чиновников, изжаренных в адском огне, правильно. Сожжение невинной девушки — неправильно. Если бы я был Акутагавой… — когда он собрался поставить запятую в воздухе и сделать паузу: «Дядя, это ‘о-й-д-д-о-й-т'», — сказал Барак, — «Е — это гнездо птицы», — сказал шутник Саулебай.
Похвала убивает раба. Гость начал расходиться. На Устюрте жил какой-то жырау, который, слушая пение красивых женщин, начинал петь, сходя с ума. Он не уставал. «Ты прав», — сказал он, и если это дом его племянника, то почему бы гостю не быть гордым? В целом, это был прямой разговор. Кто такой Акутагава, кто такой простой учитель? Комиссия, присудившая Нобелевскую премию, не была глупой. Итак, если продолжать, разговор потеряет вкус. Мясо, наверное, уже принесли. Закончу свой разговор. Гость, вернув руку в полуподнятое положение, заставил всех слушать. «Если бы я был Акутагавой, я бы сказал, что какая-то спасительная сила пришла откуда-то и спасла девушку, которая собиралась сгореть. Парня, который страдал от Есенина на YouTube, спасла спасительная сила, этот парень верит в Бога, или его предки были святыми людьми. Правильно сказано, что если деревня будет завалена мусором, дьявол приблизится к деревне, как сказано в «Мастере и Маргарите». Если говорить «Бисмиллях», беда не пристанет к человеку. В целом, у японцев и самураев был обычай убивать себя. Это было доказательством их верности своим господам, они жертвовали жизнью по приказу господ. Наша позиция отрицает это. Решение уравнения добра лежит в исламе. Те, кто считает, что они опередили нас в искусстве и науке, ошибаются. Цивилизация времен пророка Сулеймана была пятой, шестой или десятой технологической революцией».
«Уравнение добра в пространстве звучит убедительно», — сказал студент.
«Изучение и толкование восточной философии на пути поиска параметров уравнения добра в пространстве будет уместным», — сказал ученый гость. Однако, как и у Станиславского, извлечь из мыслителей мирового уровня, создавших крылатые слова, продвигающие общество вперед, не каждому под силу. Я хочу сказать, что мы не должны превозносить иностранцев, а брать с них пример только в передовых аспектах. Я не презираю литературу страны, опередившей нас в промышленности, но считаю ее противоречащей нашей этике жизни «арам ас» (нечистой пищей)», — сказал гость. В этот момент мобильный телефон гостя зазвонил, произнеся «Аллаху акбар».
«Наверное, пришло время для иша, я прочитаю свою молитву», — сказал гость и встал. Вместе с гостем, возможно, вознеслись на свои места духи Сократа, Акутагавы, Есенина, Габриэля Гарсии, автора «Ста лет одиночества», о которых говорилось ранее. Стол стал легче.
«Ты, сын мой! Реши уравнение добра», — сказал Саулебай, вышедший из бедности математического факультета.
«Если не решишь, скажи мне», — сказал Барак.
«Ой, человек все время горит, это в миллион раз тяжелее, чем тот 30-килограммовый молот, на который ты указываешь», — сказал Кенжебай, обращаясь к своему сверстнику.
«Да, это тяжелый вопрос», — сказал студент…
Кабыл Абдрахманулы