Первый приказ Всевышнего Аллаха, ниспосланный мусульманам, начинался со слов «Читай!»
Если раскрыть этот приказ шире, он означает: «учись, познавай, ищи, находи, занимайся наукой, углубляйся в знания, исследуй, размышляй, обращай внимание на окружающий мир, познавай творение». В любом случае, это призыв к нам — мусульманам — заниматься наукой, видеть божественные знаки в окружающем мире и в самих себе и делать выводы. Итак, как последователи уммы, получившей приказ «Читай!», мусульманские страны, поднявшие знамя ислама, отстали от западных стран, от знаний, науки и технологий?
Мы знаем, как мусульмане уделяли внимание науке в золотой век ислама. Мы знаем, что исламские ученые разработали первые летательные аппараты, первые медицинские руководства, астрономию, архитектуру, алгебру, математику, географию, физиогномику, анатомию, библиотеки, водопровод и канализацию, школы и медресе. Аль-Хорезми создал алгоритм, Ибн Сина — отец медицины, обсерватория Улугбека, и так далее. А как насчет того, что Аль-Бируни за 500 лет до Николая Коперника определил, что Земля круглая, а Солнце — огненный шар, и что Земля вращается вокруг Солнца? Однако в средние века ислам постепенно приходил в упадок, а на Западе наступил период Возрождения. Итак, в чем причина отставания мусульман от науки?
Правовой взгляд на Коран: мусульмане уделяли большое внимание исламу с правовой точки зрения. Вместо того чтобы останавливаться на аятах, указывающих на науку, они изучали правовые аспекты, такие как раздел наследства, свидетельствование, раздел добычи.
Стремление к власти: с принятием ислама новыми землями расширялась территория. Теперь мусульмане начали стремиться к власти. Особенно представители арабской нации часто назначались на военные должности.
Стремление к мирскому: мусульмане начали проявлять интерес к мирским благам. Постепенно они стремились владеть верблюдами, табунами лошадей, отправлять караваны для торговли, носить одежду из дорогих тканей и жить в роскошных домах.
Бесполезные споры: они превращали маловажные темы в споры и тратили свободное время на бесполезные дискуссии. Например, длина бороды, носить или не носить бороду, следовать или не следовать мазхабу, ширина штанин и т. д.
Нашествия врагов: нашествия на мусульманские страны, включая монгольские нашествия с востока и крестовые походы с запада. Хотя западные христианские страны были разрознены, они объединились против мусульман. В то время в Европе были разрушены центры знаний в Кордове (Испания), где ислам широко распространился, и в Палермо (Сицилия). А в результате монгольских нашествий были разрушены богатые библиотеки и артефакты Каира (Египет) и Багдада, считавшегося «Домом мудрости», а медресе были сожжены.
Подстрекательство: народ поддавался интригам и подстрекательствам вражеских стран, разрушая страну изнутри. Например, основной стратегией Англии по ослаблению могущественной Османской империи было отдалить мусульман от Корана. Для этого были созданы ложные суфийские течения, чтобы уничтожить сильные в то время суфийские тарикаты. Они сеяли панику среди простого народа, говоря: «Суфизма не было во времена Пророка и сподвижников». Были созданы радикальные течения, такие как ваххабизм, и народ был расколот.
Инвестиции в образование: доля государственных средств, выделяемых на образование, сократилась, а основная часть средств пошла на вооружение армии. В то время как мусульманские страны тратили всего 0,8% бюджета на образование, западные страны тратили более 2,5%. Объем бюджета в мусульманских странах и так невелик, поэтому объем средств, выделяемых на образование, очевиден и без слов.
Запрет на книгопечатание: в 1483 году султан Османской империи Баязид II запретил книгопечатание в стране под страхом смертной казни. По его мнению, печатание Корана на печатной машине было величайшим неуважением. Его начинание продолжил его сын Селим. А в это время в Европе книгопечатание широко развивалось, создавались университеты, книги были доступны широкому кругу читателей.
Бедствие колониализма: после падения Османской империи разрозненные мусульманские страны стали колониями западных держав-агрессоров. Они вывозили богатства этих стран и ставили во главе людей, защищающих их интересы. То есть они попали в политическое, экономическое и идеологическое рабство. Например, Афганистан, Египет, Ливан, Ирак, Индия, Бангладеш, Пакистан, Сирия, Северная Африка.
Утечка мозгов. Кроме того, особо талантливые люди и ученые из мусульманских стран ищут возможности для развития науки и устремляются в западные страны. Западные страны также с распростертыми объятиями принимают вундеркиндов. Сегодня среди лауреатов Нобелевской премии начали появляться и их представители, а также большое количество мусульман среди сотрудников компаний, основанных на инновациях, таких как Google, Microsoft, Facebook, Apple.
Как видим, причины, возникшие еще в средние века, до сих пор не устранены. Следует признать, что в мусульманских странах существовала централизованная система власти, и правитель решал, какие книги читать своему народу, а какие — нет. Одним словом, свобода мысли и слова находилась в очень плачевном состоянии.
Порох появился в Китае, Запад создал из него оружие. Никакой меч или копье не могли сравниться с ружьями и пушками. Во-вторых, Запад создал паровой двигатель и совершил промышленную революцию. На третьем этапе был создан двигатель внутреннего сгорания, совершивший революцию на транспорте. На последнем этапе были созданы атомная бомба и компьютер, продемонстрировав свое превосходство во всех областях.
К сожалению, в наши дни уровень неграмотности в мусульманских странах все еще высок. Девочек не считают нужным обучать, считают, что достаточно читать Коран и хадисы, женщин используют только в домашнем хозяйстве, не допуская к науке и знаниям. В отдаленных уголках Африки есть множество чтецов Корана и хафизов, которые могут безошибочно прочитать любой аят Корана. Но они не верят, что Земля круглая, что Земля вращается вокруг Солнца. Не говоря уже о других областях науки.
Например, саудовский шейх, то есть ученый-учитель, приводит своим ученикам следующее доказательство того, что Земля неподвижна: «Если бы Земля вращалась, то если бы мы стояли на месте в самолете, то Китай приблизился бы к нам. А если бы Земля вращалась в обратном направлении, то мы бы никогда не достигли Китая».
Другой саудовский ученый, Ибн Баз (учитель салафитов), сказал, что Земля не круглая, а плоская, и кто будет против этого, тот станет неверным. Он приводит в доказательство этого аяты из Корана.
Вот причины, которые повлияли и продолжают влиять на отставание мусульманского мира от Запада в области технологий, науки и образования. Мы должны знать одно: ислам тесно связан с наукой. Наука без религии слепа, религия без науки хромает. Если мы умма, получившая первый приказ «Читай!», то мы должны стремиться к науке. Ведь только истинные ученые — истинно богобоязненные.
Мирас Кесебаев