Время проведения намаза Ураза Айт в городских и областных центральных мечетях Казахстана 5 июня 2019 года:
№
Город и областной центр
Время проведения намаза Айт
Время восхода солнца
1
г. Нур-Султан
07:00
04:57
2
г. Алматы
06:00
05:11
3
г. Шымкент
07:00
05:43
4
Мангистауская область
07:00
05:52
5
Туркестанская область
07:00
05:45
6
Атырауская область
07:00
05:36
7
Жамбылская область
06:30
05:34
8
ЗКО
06:30
05:17
9
Костанайская область
07:30
05:17
10
Алматинский регион
06:30
05:12
11
Актюбинская область
07:00
04:58
12
Талдыкорганский регион
06:30
04:58
13
Карагандинская область
06:30
04:57
14
Акмолинская область
07:00
04:54
15
Кызылординская область
06:00
04:50
16
СКО
07:00
04:45
17
Павлодарская область
07:00
04:29
18
Семейский регион
07:00
04:26
19
ВКО
07:00
04:18
Действия, которые мусульманин должен совершить в Ураза Айт:
Выплата закят-уль-фитра
Закят-уль-фитр должен быть выплачен в месяц Рамадан, то есть в период с начала месяца Рамадан до намаза Айт. Если кто-то не выплатил закят-уль-фитр, он должен в первую очередь выплатить его до намаза Айт. Закят-уль-фитр, выплаченный после намаза Айт, становится обычным милостыней.
Закят-уль-фитр был предписан мусульманам во втором году хиджры, в месяце Шабан. Об этом говорится в благородном хадисе Пророка ﷺ:
«Пророк предписал мусульманам выплачивать закят-уль-фитр в месяц Рамадан»[1].
Размер закят-уль-фитра ежегодно меняется в зависимости от цен на продукты питания, установленных шариатом.
Произнесение такбира
Произнесение такбира (восхваление Аллаха) в дни Айт является узаконенным в религии действием. Всевышний Аллах в Священном Коране:
{ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ }
«…и чтобы вы завершили число (поста) и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. И чтобы вы благодарили»[2].
Имам аз-Зухри говорил так: «Люди произносили такбиры, выходя из дома в день Айт, до тех пор, пока не доходили до места проведения намаза и пока не видели имама. Когда же они видели имама, они умолкали до тех пор, пока имам не начинал произносить такбир, а затем они снова произносили такбир».[3]
Совершение намаза Айт
В своем завещании Пророк ﷺ сказал: «Первое, что мы сделаем в день Айт, – это совершим намаз». Поскольку намаз Айт является обязательным действием в нашей религии, Пророк ﷺ никогда не пропускал его в течение своей жизни. Ислам одобряет проведение любого праздника с поклонениями. Поэтому праздник Айт начинается со специальных поклонений.
Для намаза Айт не произносится азан и икамат. Считается сунной идти на намаз одной дорогой, а возвращаться другой. В благородном хадисе Пророка ﷺ говорится: «Пророк ﷺ в день Айт возвращался с мечети другой дорогой, не той, по которой шел»[4].
Употребление фиников перед выходом на намаз
Согласно сунне, мусульманин должен отведать финики перед выходом на намаз. Это является знаком от Пророка ﷺ о завершении поста и начале дней Айт.
Надевание новой одежды, совершение гусль, использование благовоний
В этот великий праздник мусульманину желательно отправиться в мечеть в новой одежде и с использованием благовоний, насколько это возможно. Имам Малик говорил: «Я слышал, как ученые говорили о желательности украшения и использования благовоний в дни Айт». Однако мужчинам следует избегать шелковой одежды.[5] Ибн Умар сказал по этому поводу следующее: «Однажды Умар бин аль-Хаттаб купил шелковую рубашку на базаре и принес ее Посланнику Аллаха ﷺ, сказав: «О Посланник Аллаха, надень это в дни Айт, а также когда к тебе приходят послы». На это Пророк ﷺ ответил: «Такую одежду носит только тот, у кого нет доли в будущей жизни».[6]
Проявление радости и веселья
Поскольку Айт является праздником для всех мусульман, его должны ощущать все, от младенца до старика. Желательно раздавать подарки и организовывать праздничные культурные мероприятия. Каждый гражданин нашей страны, где проживают представители более ста национальностей, должен ощутить дух этого праздника. В целях укрепления межэтнических и межрелигиозных связей по случаю праздника Айт распространяются поздравления и устраиваются специальные дастарханы. Основываясь на хадисе «Дарите друг другу подарки, и возрастет ваша любовь», в казахской степи существует множество обычаев, сближающих людей, таких как «гостевой подарок», «суйюнши», «байгазы» и другие. Одним из них является «просьба айттыка». Казахи, поздравляя с праздником Айт, не отказывали просящему айттык и делились тем, что имели. Это стало традицией, передающейся из века в век, и осталось в памяти детей как чудесное проявление Айт.
В дни Ураза Айт и Курбан Айт нельзя поститься
В эти два праздника, полных радости и веселья, мусульмане не постятся. Абу Саид аль-Худри передал следующее: «Посланник Аллаха ﷺ запретил людям поститься в дни Ураза Айт и Курбан Айт».[7]
Поздравления мусульман друг друга
После намаза мусульмане пожимают друг другу руки, обнимаются и поздравляют друг друга с праздником Айт, желают добра. Родственники и друзья, имевшие разногласия, просят друг у друга прощения и примиряются. Женщины готовят дома угощения, накрывают дастархан и заваривают айттык-чай. Соседи заходят друг к другу в гости, пробуют угощения, желают хозяевам дома благополучия и поздравляют с Айт. Как сказано в хадисе, в день Айт Пророк ﷺ сказал людям:
يَا أَيُّها النَّاس أَفْشُوا السَّلامَ وَأَطْعِمُوا الطَّعامَ وَصِلوا الْأَرْحَامَ وَصَلوا بِالليلِ وَالنَّاسُ نِيامٌ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ بِسَلَامٍ
«О люди, распространяйте мир, кормите (голодных), укрепляйте родственные связи и молитесь ночью, когда люди спят, и войдете в Рай с миром»[8].
Точно так же посещение любимого брата в день Айт приносит мусульманину великую награду. В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Однажды человек отправился в путь, чтобы навестить своего друга в соседнем селе в день Айт. По дороге ему явился ангел Аллаха и спросил: «Куда ты идешь?» Он ответил: «У меня есть брат в этом селе, и я направляюсь к нему». Ангел спросил: «Есть ли у тебя какая-то нужда к нему?» Он ответил: «Нет, я люблю его ради Аллаха, вот почему». Тогда ангел сказал: «Аллах послал меня к тебе, и Аллах полюбил тебя за то, что ты полюбил его»[9].
Особенно в этот праздник проявление доброты к родителям и преподнесение им подарков является благим делом.
Поскольку дни Ураза являются днями добрых дел, вдовы и бедняки, несомненно, ждут проявления милосердия от щедрых и милосердных людей. В эти дни желательно делать добро следующим людям:
Помощь вдовам и нищим, принесение радости в их дома
В хадисе Пророка ﷺ, переданном от Абу Хурайры, говорится: «Тот, кто помогает вдовам и нищим, подобен тому, кто совершает джихад на пути Аллаха»[10].
Помощь сиротам
Всевышний Аллах в Священном Коране:
{ وَاعْبُدُواْ اللّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالجَنبِ}
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. И творите добро родителям, близким, сиротам, нищим, соседям близким, соседям дальним, спутникам, путникам и тем, кем овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит тех, кто высокомерен и кичлив»[11].
Айт – день прощения других
В хадисе Пророка ﷺ, переданном от Абдуллы ибн Амра, его спросили, кто является лучшим из людей. Пророк ﷺ ответил: «Каждый, у кого чистое сердце и правдивый язык». Сподвижник спросил: «Правдивый язык понятен, но как понять чистое сердце?» Пророк ﷺ сказал:
«Чистое сердце – это богобоязненный, чистый человек, свободный от злобы и зависти»[12].
В заключение, отличие праздника Айт от других праздников заключается в том, что радость и веселье сопровождаются поклонением Аллаху, возрождаются охладевшие родственные связи, смягчаются сердца, полные гнева и злобы, ищут милости Аллаха, появляется возможность переосмыслить жизнь, понять смысл жизни и укрепить свое поклонение Аллаху.
Как сказал наш предок казах: «Тридцать дней поста – один Айт, за каждое доброе дело – награда», давайте же возвеличим наши великие дни!
Нужно ли вставать на сахур и держать пост в день Ураза Айт?
Среди мусульман широко распространено мнение, что перед намазом Ураза Айт следует, как обычно, вставать на сахур и держать пост. Однако в день Айт нет необходимости вставать на сахур, как в Рамадан. В нашем шариате такого обязательства нет. Только употребление нечетного количества фиников (1, 3, 5, 7…) перед выходом на намаз Айт является сунной Пророка ﷺ.
Если кто-то встал на сахур или поел перед намазом Айт, это не запрещено.
С официального сайта Духовного управления мусульман Казахстана