Гульнар Миржакыповна Дулатова скончалась в 2013 году на 98-м году жизни. Один из последних потомков благородных сынов Алаша оставил после себя ценные мысли, которые не теряют своей значимости со временем.
***
Это 1917 год, время, когда Ахмет Байтурсынов, мой дедушка, и отец издавали газету «Қазақ» в Оренбурге. В июле того же года к нам в дом остановился Турагул, сын Абая, участвовавший во II съезде партии «Алаш».
* * *
Я начала осознавать себя очень рано, с трех-четырех лет. Постоянное пребывание отца в тюрьме, его отсутствие дома, наши с мамой страдания и проживание в домах теток в Семипалатинске, Атбасаре, Кокшетау – все это, будучи ребенком, причиняло мне боль, наполняло сердце печалью, тревожило разными мыслями, я грустила и беспокоилась.
* * *
В моем детстве было не так много дней без страданий, всего около семи лет мы жили беззаботно. Это был период с 1922 по 1928 год. В это время наступили долгожданные дни. Наша семья воссоединилась, и для нас счастливое и интересное время началось в Оренбурге, продолжившись в Кызылорде.
* * *
Отец был настоящим охотником, «попадавшим в цель с расстояния глаз орлицы». Каждый раз, отправляясь на охоту, он приносил не менее тридцати-сорока птиц.
* * *
Отец, пользуясь свободой, думал о народе, метался, не зная покоя, и колесил по городам Ташкент, Туркестан, Семипалатинск, Омск, Петропавловск, Минск, Петербург и другим.
* * *
Позже наш первый учитель Амангали Сегизбаев и отец вместе работали в редакции газеты «Еңбекші қазақ», он был хорошим журналистом.
* * *
Я знала Зылиху (жену М. Жумабаева) давно, еще с 1970-х годов, и вот спустя много лет, в феврале 1989 года, мы снова встретились. Я спросила, хорошо ли она знает моего папу. Тетя Зылиха ответила: «Еще бы, твой папа был у нас на свадьбе с Магжаном».
* * *
Отец, не обращая внимания на опасность, нависшую над ним, с величайшим спокойствием и рассудительностью утешал нас, плачущих и печальных: «Не плачьте, дети мои, судьба еще не раз проведет человека через трудные испытания, будьте стойкими. Вы еще вырастете, тогда все поймете, будьте счастливы, не прерывайте учебу, главное – не огорчайте маму», – так он попрощался, поцеловал нас всех и ушел в окружении шести человек.
* * *
Отец Миржакып никогда не сворачивал с избранного пути, за «Оян, қазағы!» сидел в царской темнице…
* * *
…То, что он добрался до Соловков из такого ада, не потеряв своей стойкости и не поседев, – это удивительный подвиг, это состояние видела моя мама в 1934 году.
* * *
Когда отца арестовали в последний раз, моей маме Гайнижамал было всего тридцать три года. Супруги Дулатовы, поженившись в 1914 году, недолго жили вместе счастливой жизнью.
* * *
Наш дом остался в Кызылорде и не переехал в Алматы до 1932 года. Весной у мамы обострялась болезнь легких, и она слегла…
* * *
Я, будучи матерью четверых детей в семье Сатыбалдиевых, жила, приспосабливаясь к неспокойным временам. Я не говорила детям о партии «Алаш», которая не вписывалась в строгую политику и пугала всех казахов, о ее главных лидерах, о своем отце М. Дулатове, и даже в последние годы не поднимала эти темы дома. Главная причина – я ждала, пока они вырастут и их сознание созреет.
* * *
Не скрою, когда мне исполнилось 13 лет, меня назвали дочерью «врага народа», и начались необоснованные преследования… Мне не суждено было, как другим, открыто называть и вспоминать имя любимого отца.
* * *
…До Дулатова никто не писал «Учебник арифметики» на казахском языке. Поэтому я считаю своего отца первым казахским математиком.
* * *
Отец был очень добрым, открытым, жизнерадостным, очень любил детей и был чувствительным. В то же время он был упрямым, строгим и не позволял перечить себе…
* * *
Папа ездил в редакцию на Алакозе, а также выезжал на охоту, охота для него была страстным увлечением стрельбой по птицам.
* * *
Ваши деды были людьми, которые заботились о народе, стремились пробудить их разум, не зная покоя. Они объездили на лошадях почти половину бескрайних степей Казахстана, познали тяготы пути, были путешественниками и исследователями, побывали везде, тесно общались с людьми.
* * *
После этого юбилея Азильхан (Нуршаиков) сказал: «Гулеке, прошу вас, запишите мне вашу речь на юбилее Баукена (Б. Момышулы)», и я, не желая его расстраивать, записала.
* * *
Я считаю, что это произошло потому, что многие, в том числе и наши казахи, не задумывались о необходимости фотографироваться, о том, что фотография может стать долговременным напоминанием в жизни, о том, что молодость, как бы ни умоляли, не вернется.
* * *
На одиннадцатый день после операции, не дожив до шестидесяти лет, 16 июля 1974 года скончался Абен (Сатыбалдиев). Потеря любимого мужа, с которым мы прожили почти сорок лет, и уважаемого отца моих детей, Абена, стала для меня горем, великим потрясением.
* * *
«Дети, не сердите маму, а перед ней ступайте осторожно, как я. Знаете ли вы? Наша мама – у нас большой ребенок», – так всегда ласково говорил мой Абен!
* * *
Однажды та женщина, посмотрев на моего сына Ерлана, сказала: «О, боже, вот это да, как же этот мальчик похож на Миржакыпа!»
* * *
Отец в больших компаниях говорил уверенно, энергично, своим красноречием притягивал людей, как магнит.
* * *
«Когда умерла моя мама, мне было два года, – говорил отец. – Была зима… В ту ночь я уснул рядом с мамой, завернутой в саван…»
* * *
Отец следил за чистотой своего тела, одевался элегантно по-европейски, любил душистое мыло и духи. Он обходился без очков. Поэты, как известно, бывают импульсивными и страстными, и он не был исключением. Его светскость, романы с красавицами были известны всем…
* * *
Вскоре после праздников мы с Шолпан Ахметкызы пошли в Верховный суд Республики Казахстан и получили документы о реабилитации наших отцов. Стоит отметить, что постановление о реабилитации было вынесено 4 ноября 1988 года, что совпало с моим днем рождения, как подарок.
* * *
«Завтра ваших мужей повезут (из Кызылорды)», – услышав это, мама начала готовиться… В тупике стоял единственный красный вагон. Рядом стояли два солдата с ружьями… В тот момент из маленького зарешеченного окна вагона показался папа. Он махал нам рукой и что-то говорил… Мы не могли расслышать, что он говорил… Это был день, который никогда не сотрется из моей памяти – 24 июня 1929 года.
* * *
Когда приближался привоз вещей папы из Сосновеца (после его смерти), мы не оставляли маму одну дома. Вскоре мы получили и багаж. Я не забуду, как мы плакали, взяв одежду, пропитанную запахом папы, это понятно и без слов.
* * *
Любимая жена отца, его верный спутник, неизменная супруга Гайнижамал Баймуратовна Досымбекова-Дулатова была на десять лет моложе его… Наша уважаемая мама скончалась в возрасте сорока пяти лет, 15 сентября 1940 года.
* * *
Мама любила танцевать на собраниях и праздниках, на торжественных вечерах. Я видела, как она танцевала мазурку с Канышем Сатпаевым, это было в 1924 году. Мама играла на гитаре и красиво пела русские романсы «Ах, Настя, ты Настя», «Вечерний звон».
* * *
Я не могу прожить и дня без книг, и это хорошее качество унаследовала от моей уважаемой мамы – Гайнижамал, и я рада, что эта привычка – книголюбие – передалась и моим детям от меня.
* * *
Я называла Бадирисафу «бабушка», а Ахмета – «дедушка». Мы жили вместе в Оренбурге, и отец научил меня так говорить, когда я начала говорить.
* * *
Итак, подводя итог, мы хотим выразить пожелание, чтобы товарищи-писатели, приступая к ответственным темам, тщательно исследовали их всесторонне и писали только после того, как убедятся в истине. Иначе такие искажения в прессе сильно огорчают такие поколения, как мы, и очевидцев, видевших все своими глазами.
* * *
По словам одного писателя, именно я нашла тело Миржакыпа, моего отца, и исследовала его кости медицинским методом. Зачем искажать данные, которые известны всем и публикуются в газетах? Разве не молодой ученый Марат Абсеметов, приложив много усилий, несколько раз ездил в Сосновец, Соловки, встречался с местными жителями и нашел тело моего отца? Зачем включать в произведение «Абақты» недоказанные вещи, то, чего не знаешь?
* * *
И вот однажды я начала читать книгу известного поэта Сабита Донентаева «Что я хочу сказать своему поколению», изданную в 1989 году издательством «Жазушы». Читая с восхищением, не отрываясь, я дошла до тридцать второй страницы, где мои глаза увидели стихи моего отца Миржакыпа, знакомые мне: «Сағыну», «Елім-ай», «Әбупирастан», «Шәкірт». Как это возможно? … Мой сыновний долг – оберегать бесценное наследие отца, как зеницу ока. Именно для его исполнения я берусь за перо.
* * *
Эту историческую новость – похороны Миржакыпа на родной земле – от начала до конца трандировал по радио «Азаттык» Хасен Оралтай, передавая ее по всему миру, а люди внутри страны узнавали все из заявлений Кайсара Алима в газете «Егемен Қазақстан».
* * *
Поскольку я единственная, кто остался от Миржакыпа, я считаю себя продолжательницей жизни отца и живу под фамилией Гульнар Дулатова, не стирая ее.
* * *
Если вчерашнее слово было – «Оян, қазақ!», то сегодняшнее слово пробудившемуся народу – «Ойлан, қазақ!». Вот что я хочу сказать, подытоживая!
***
«Я проработала четыре года в газете «Еңбекші қазақ» (ныне «Егемен Қазақстан»), до сих пор считаю себя членом той редакции», – как писал сам Миржакып Дулатов, его родной коллектив вместе с летописной историей увековечивает и пламенного борца, и талантливого писателя… Несмотря на то, что он, будучи арестованным, пережил столько мучительных лет и скончался за границей, «Егемен Қазақстан» приложил все усилия, чтобы доставить его тело на родную землю. «Тысяча и одна благодарность моему «Егемену», которому отец служил верой и правдой!» – всегда с благодарностью говорила и Гульнар апай…
Подготовил Кайсар Алим,
«Егемен Қазақстан»