31 мая – День памяти жертв политических репрессий и голода. Голод 1931–1933 годов считается великим джутом, бедствием, катастрофой, тяжелым временем для нашего народа.
Если два миллиона из четырех миллионов казахов стали жертвами, а около миллиона человек пересекли границу – это не просто голод, это национальная трагедия.
Это означает, что половина казахов погибла от голода.
Лишившись скота, люди, чтобы выжить, бежали из родных аулов к железнодорожным станциям, угольным шахтам, к берегам рыбных озер. Сотни тысяч казахов стали беженцами, мигрировали, искали убежища в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, пересекали границу и уезжали в Китай, Монголию, Иран, Афганистан. Если в начале тридцатых годов около миллиона человек покинули Казахстан, то после окончания бедствия голода 400 тысяч из них вернулись на родину. Более полумиллиона человек остались за пределами Казахстана.
В некоторых аулах, районах, областях число погибших от голода достигало 90 процентов населения.
Многие, спасшиеся от безжалостной смерти и попрощавшиеся с Сарыаркой, искали пропитание в районах Новосибирска, Барнаула, Кемерово. Многие выжили в Узбекистане, Туркменистане, Каракалпакстане. Часть людей нашла убежище в Кыргызстане, перейдя Алатау.
В этот трудный период человеком, протянувшим руку помощи казахам, измученным голодом, был тогдашний глава правительства Кыргызстана Жусуп Абдрахманов.
Жусуп Абдрахманов был назначен главой правительства Кыргызской Республики в возрасте всего 26 лет. Важнейшим достижением политики Жусупа Абдрахманова стало предотвращение бедствия голода в его стране и недопущение гибели людей от голода.
Если в Казахстане приспешники Голощекина проводили «малый октябрь», отбирая у народа последнее добро, то Абдрахманов, будучи главой местного правительства, несмотря на давление Сталина и Москвы, прежде всего думал о своем народе, о своей республике.
Например, если по всему СССР из амбаров крестьян пшеницу забирали до последнего зернышка, то в Джалал-Абадском, Наукатском и Араванском Буринском районах Кыргызстана была введена свободная торговля пшеницей. То есть, если, например, из-за политики, проводимой в Украине, народ страдал от нехватки куска хлеба, то на юге Кыргызстана применялись элементы свободного рынка в сфере продажи и покупки хлеба. Кроме того, не боясь потерять работу и жизнь, Жусуп Абдрахманов, не проявляя показной активности в выполнении плана хлебозаготовок, не отправлял все продовольствие в центр, а оставил часть продовольствия в своей стране. Таким образом, в Кыргызстане не было бедствия голода, катастрофы, унесшей жизни тысяч людей.
Конечно, отдельные случаи голода, а также смертельные случаи были и в Кыргызстане. Но, в целом, Кыргызстан выжил в великом джуте. Тысячи казахов нашли убежище за Алатау и почувствовали помощь, протянутую Абдрахмановым.
Большинство казахов, после того как голод утих, вернулись на родину, в родную землю, которая была им дороже огня, а некоторые живут до сих пор на кыргызской земле.
Поэтому в День памяти жертв голода уместно вспомнить как о помощи, оказанной пострадавшим от голода во времена Жусупа Абдрахманова, так и о том, что он не допустил голода в своей стране.
В рамках казахско-кыргызского сотрудничества в Бишкеке недавно были открыты памятники Абаю, а в столице нашей страны – Чингизу Айтматову.
Это очень радостная новость для дружбы двух стран. Но я считаю, что было бы хорошо, если бы однажды в нашей стране был установлен памятник и Жусупу Абдрахманову.
Аскар ДАЙЫРБЕК