Хочу немного сказать о Кусмилии Жыргалыулы Нуркасыме, крупном деятеле из Урджара, красноречивом человеке из Семея. К своему 70-летнему юбилею, достигнув вершин мастерства, этот человек издал книгу под названием «Кусмелия». В объемную книгу вошли стихи, песни, рассказы и публицистика этого молодого автора. В последнее время глаза быстро устают, и я не люблю книги и газеты, а если и хочу почитать, то чувствую, что меня что-то останавливает. Тем не менее, я прочитал книгу Кусекена. Меня заинтересовало и увлекло то, что в авторе искрится национальный дух, национальная гордость. Когда я говорю о феномене Кусмелии, я имею в виду именно его национализм.
Если вдуматься, то большая любовь к родной земле и доброе намерение принести пользу народу рождаются из национализма. Других движущих сил вы не найдете. Антиподом националистов, алашцев, народников является группа эгоистов, то есть люди, думающие только о себе. Общественная жизнь – это поле битвы, где сталкиваются представители этих двух групп.
Теперь перейдем к книге «Кусмелия». Она, как и сама кипящая жизнь, полна разнообразных тем. Книга состоит из трех частей. Первая часть – поэзия. Если бы горы, камни, покрытые зеленью степи и журчащие воды обрели дар речи, они бы сказали: «Милый, верный сын наш, мы довольны тобой!», потому что поэт воспел прекрасную природу Урджара и его щедрых людей. Вторая часть – проза. В ней рассказывается об истории и генеалогии края, о современниках и выдающихся личностях, которых видел автор. Он живо описывает различные события из жизни народа. Казахские житейские истории сами по себе – отдельная тема. В последней части под названием «Размышления» автор глубоко размышляет о судьбе нации, национальных ценностях. Откуда берется национальный, алашский, тюркский дух? На этот вопрос Кусага сам дает ответ и обстоятельно рассказывает о своем уникальном пути роста и развития. Он говорит, что если бы в студенческие годы его сознание не просветили такие учителя, как Каюм, Кинаят, Куандык, и такие книги, как «АЗиЯ» Олжаса, «Древние тюрки» Гумилева, он бы так и остался одним из многих невежд.
В заключение, рассматриваемая книга представляет образ человека, думающего о судьбе нации, и является зеркалом, подлинным изображением казахской жизни на рубеже двух веков. Жанр жизнеописания или документальной книги неподвластен времени, его ценность только возрастает. Почему? Потому что в прошлом многие поколения, задававшиеся вопросом «Что случилось, как случилось?», найдут в ней ответы.
Теперь о другом. Этот Кусага является деятелем, который дал казахские названия населенным пунктам Урджарского края (эта работа еще не завершена во многих областях). В 2004 году Кусмелия Нуркасым перевелся на работу в Семей. Что же было сделано? Прежде всего, он почтил память деятелей «Алаш». В 2008 году правительство приняло постановление о праздновании 90-летия «Алаш», и это произошло благодаря Кусану. Кроме того, в борьбе с чиновничьей средой он установил памятник. Об этом Кусеке в своей книге пишет: «Если я и сделал что-то в своей жизни, то это памятник Каюму!». Он также вел познавательный проект на телеканале под названием «Проснись, казах!». Как многим известно, в последние годы Кусеке вместе с группой под руководством общественного деятеля Рахата Алтая активно участвовал в установке памятника Алихану Бокейхану в нашем городе. В прошлом году не было отпраздновано 300-летие Семея. Почему? Потому что было написано много статей, и противодействие едва удалось преодолеть. Все вышесказанное, похоже, достаточно, чтобы назвать Кусана хранителем национальных ценностей. Итак, Кусеке – восьмигранный артист: поэт, писатель, певец, балагур и сказитель. Добавьте к этому одну его особенность – националистическую деятельность. Так вы найдете ключ к его феноменальности, сделавшей его дорогим для народа и значимым для страны.
Что такое национализм, кто такой националист? Вернемся к этому вопросу.
Есть сила, которая движет вперед всю человеческую цивилизацию и отдельные государства. Это национальные интересы. Без них нет роста, развития, совершенствования. Так создал нас Всевышний. Остановитесь, разве великие личности, такие как Руставели, Навои, Шекспир, Гете, Пушкин, Мицкевич, Абай, Шакарим, Тагор, не заботились о своем народе, не поднимали его дух, не обогащали его внутренний мир? Из этого уже ясно, кто такой националист. К сожалению, в настоящее время казахское общество далеко от национальных интересов, и в результате мы терпим огромные поражения. Мы даже приблизились к пропасти. Ох, почему? Каковы причины?
Советская красная идеология с самого начала стремилась объединить все нации и народности в один народ, и в итоге эта утопия привела к краху Советского Союза. Сталинская система определяла националиста как «человека, выступающего против других наций» и навешивала на него ярлык «врага народа». В результате многие представители интеллигенции народов, населявших Российскую империю, были сосланы и расстреляны под ложным обвинением в «национализме». Это одна сторона вопроса.
Во-вторых, именно в этот период зародилась идея «нацизма». Националист и нацист – это совершенно разные вещи. Нацизм – это стремление одной нации поставить себя выше других наций, подчинить их, эксплуатировать. Этот нацизм процветал в фашистской Германии. Это чудовищное явление, разрушающее человеческое общество, попирающее справедливость. Таким образом, Сталин и Гитлер нанесли ущерб с двух сторон: «националист» стал отвратительным термином во всем мире. В результате возник вопрос: какая сила развивает общество?
Справедливости ради, появилось множество теорий. Одна из них – теория «пассионарности» и «пассионарности», распространенная ученым Львом Гумилевым. Согласно ей, личности, готовые к самопожертвованию ради идеала, каким-то образом появляются и обновляют, изменяют нацию и общество. Но это неестественное, следовательно, искусственное понятие, сбивающее людей с толку. Из-за такой несуществующей вещи мы отказываемся от национальных интересов и терпим поражение, братья. Ранее мы говорили, что единственная существующая в природе сила – это национальные интересы. Реализуют их, несомненно, националисты. Если власть не националистическая, то это беда для нации. Кому нужны язык, обычаи, история и религия? Мы видим каждый день – они никому не нужны, кроме националистов. Следовательно, возвращение естественного значения словам «национальные интересы», «националист» – это условие, чтобы не погибнуть.
Учитель нации Абай говорил: «С самого начала Бог думал о народе, пусть Господь радуется, что ты любишь того, кого я люблю». Националист – это человек, который заботится о народе. Абай также говорит: «Я размышлял, кого же из казахов мне любить и кого почитать?» (22-е слово). В нынешней реальности достойны любви и почитания такие националисты, как Кусан, поверьте. Давайте воспитаем молодое поколение в националистическом (народном) духе, братья. Иначе не будет ничего.
Асан Омаров,
ученый-журналист.
Город Семей.