Население мира сегодня достигло 7,6 млрд человек. Из них 55% проживают в городах. По прогнозам ООН, к 2050 году доля городского населения на Земле составит 68%. Вследствие этого спрос на городские услуги будет расти, а препятствия и давление будут увеличиваться. Экономисты же говорят, что 70% мировой экономики сосредоточено в городах. Чем выше этот показатель, тем сложнее управлять крупными отраслями. В это время умные города будут помогать развитым странам управлять своими административными делами.
Прежде чем перейти к умным городам, остановимся на вопросе: «Что мы подразумеваем под умным городом?». Как правило, умные города имеют высокую экономику, систематизированную систему управления, развитую инфраструктуру, соответствующую всем требованиям. Их жители также являются цифровой грамотностью и восприимчивы к инновациям. Что касается критериев, то они включают мобильную связь 4G, множество точек доступа Wi-Fi, умные парковки, оптимизированную систему дорожного движения, доступность государственных услуг в онлайн-формате, активную гражданскую позицию жителей, оборудование для переработки мусора и т.д.
Если взглянуть на период появления интеллектуальных зданий, то понятие «smart city» начало использоваться с 1950 года. Его использовал американский экономист Питер Друкер. Это понятие, по-видимому, было заложено в трудах по градостроительству. В своем труде под названием «Практика менеджмента» экономист дал следующее определение smart city: specific – конкретный, measurable – измеримый, achievable – достижимый, realistic – реальный, timed – в определенное время. Однако на практике эта концепция была реализована лишь через несколько лет. То есть, в 1984 году в США был построен объект под названием «City Place». Он имел системы видеонаблюдения, оборудование для контроля безопасности, автономные устройства. Только не было информационных систем, как сейчас. Затем концепция «умного роста» smart city, появившаяся в Кремниевой долине в 1993 году, оказала влияние. А сейчас около 2500 городов мира используют концепцию умного города. Среди них есть города, которые начали эту систему с нуля, и города, которые реализуют ее поэтапно.
Мировой опыт: города-лидеры по Smart city
Фото: robo-hunter.com
Сингапур: в ожидании беспилотных автомобилей
Сингапур, являющийся городом-государством в Азии, – технологический лидер в мире. Программа «Smart Nation» здесь помогает управлять ресурсами. Основным элементом умного города здесь является умное уличное движение. Поэтому пробок на дорогах здесь нет. Поскольку на всех перекрестках установлены умные светофоры, датчики, контролирующие пропускную способность транспортного потока. А умные парковки информируют автовладельцев о наличии свободных мест. Кроме того, благодаря цифровизации эта страна развила электронную торговлю. Сформировало открытое и прозрачное правительство.
Фото: robo-hunter.com
Лондон: борьба с транспортными проблемами
Раньше в Лондоне было много транспортных проблем. Парковочных мест также не хватало. Поэтому в 2002 году была проведена транспортная реформа, парковки стали платными, а затем перешли на смарт-систему. Таким образом, проблемы в этой сфере были решены.
Сегодня Лондон занимает 2-е место среди европейских стран по финансовому и техническому хабу. Этого показателя они достигли благодаря концепции смарт-сити. Здесь, как и в Сингапуре, есть умные парковки. Они используются с 2014 года. А с 2002 года платежная система полностью перешла в цифровой формат. В настоящее время они выделяют 5,4 млн долларов именно на развитие транспортной отрасли. Таким образом, этот город стремится устранить исторические ошибки и полностью перейти на новую систему.
Фото: robo-hunter.com
Нью-Йорк: от мусора до транспортного потока
Нью-Йорк известен своими инновациями в системе безопасности. Город полностью охвачен видеокамерами. На улицах установлены специальные датчики, которые фиксируют правонарушения и инциден