Обращение к народу Казахстана
Известно, что исторический характер государственности любого независимого государства подчеркивается его древними обычаями, культурными и духовными ценностями. Также известно, что от простых взаимоотношений до дипломатических церемоний начинается с приветствия и угощения. Следовательно, наши национальные блюда, имеющие природное значение, и активное развитие туризма являются ценностями, определяющими облик нашей государственности. В связи с этим в обычаях нашего народа много традиций, которые могут служить примером для народов мира. Например, праздник Наурыз, древний праздник человечества, включенный в список нематериальных ценностей Организации Объединенных Наций с 23 февраля 2010 года, является уникальной ценностью, привлекающей внимание всего мира. А важным блюдом, раскрывающим суть и значение праздника Наурыз, является «Наурыз коже». Это священное блюдо Великого дня года, отличительный знак праздника Наурыз. Мы обязаны поддерживать новые идеи, которые демонстрируют нашим гостям и туристам, приезжающим в нашу страну, а также жителям страны, что корни нашей культуры и мировоззрения уходят очень глубоко, определяя наши уникальные традиции, которые являются общими ценностями для человеческого общества, и представляя их миру.
Общественный фонд «kult.fora» Духовно-нравственные и культурные ценности» с 2010 года предлагает партии «Нур Отан», партии «Ак жол», Министерству культуры и другим компетентным органам сформировать традицию проведения мероприятия «Президент кожесі», направленного на чествование Великого дня года в праздник Наурыз. Это перспективный проект, раскрывающий международное значение древнего праздника Наурыз и подчеркивающий важность наших национальных ценностей. То есть, речь идет о формировании традиции проведения мероприятия «Президент кожесі» в праздник Наурыз, праздник весны, начало года. Действительно, мы знаем, что во всех странах мира существует добрая традиция проведения «Президентской елки» в новогодний праздник. А если казахская земля станет первой, кто проведет эту традицию в праздник Наурыз с мероприятием «Президент кожесі», то мы сможем способствовать тому, чтобы страны мира признали «Великий день года», «День национального духовного возрождения», «Начало года», «Праздник весны, рубеж обновления и возрождения природы» как «Праздник начала года». Несомненно, будет отрадно, если свободные духом, сознательные граждане, национальные лидеры поддержат это. Ведь это – историческое явление, пришло время, настал его час! Это новая традиция, идеально сочетающаяся с законами природы! В ближайшие годы вполне возможно возвращение новогоднего праздника к его историческому названию и временным рамкам. Следовательно, несомненно, актуально возрождение некоторых передовых моделей культурно-духовных ценностей цивилизации Великой степи, которые станут приоритетным направлением интеграции культур в современных глобальных условиях.
Уважаемые соотечественники!
Политико-социальное и экономическое процветание Казахстана определяется нашими общими для всего человечества культурно-духовными ценностями и нравственными качествами, а также природной значимостью «Казахстанского продукта» и «Брендов Великой степи», которые могут служить примером для народов мира!
Современное общество – это время создания конкурентоспособных брендов, когда высококачественные, экологически чистые натуральные продукты становятся импульсом для экономики. То есть, только те народы, которые могут выдержать конкуренцию культур, смогут сохранить свою государственность в глобальных условиях, и поэтому возрождение вечных ценностей «Великой степи» имеет большое значение. Мы объявляем ОБРАЩЕНИЕ к народу Казахстана и исполнительным органам в связи с проведением мероприятия «Президент кожесі», направленного на чествование праздника Наурыз, начала года, с целью определения приоритетных направлений наших культурно-духовных ценностей.
Традиционная технология и историческая философия «Наурыз коже»:
Казахский народ готовит наурыз коже из семи видов злаков в праздник Наурыз.
Семь видов злаков: пшеница, мясо, творог, вода, соль, перец и зелень (лук).
Эти семь злаков являются священными текстами семи миров в бытии человека: пшеница – зерно матери-земли; творог – белое зерно; мясо – красное зерно; вода – зерно бога неба; соль – вкус пищи; перец – зерно огня; лук – зерно зелени (ветер, воздух).
При приготовлении этих семи злаков тщательно соблюдается диалектика гармонии человека с законами природы. В нем учтено, что человек является частью природы, и гармония в обществе и достижение созидания возможны только при жизни в гармонии с природой и друг с другом. В этом заключается ценность наурыз коже, его глубокий смысл и тайный секрет.
1. Первое зерно, данное Творцом человеку, – это росток пшеницы. Поэтому хлеб – глава пищи. Поэтому человек, желающий обилия урожая в следующем году, при закладке осенней пшеницы в амбар, готовит пшеницу для наурыз коже, посвященную великому дню года следующей весной. Намерение состоит в том, чтобы добавить урожай матери-земли к священному блюду великого дня года следующей весной.
2. Из последнего осеннего молока, когда скот накормлен, а молоко сгустилось, делают творог. После этого скот пьет воду. Это – царь вкуса пищи, приготовленный из последнего молока этого года, значение питательности пищи и вкус пищи для наурыз коже следующего года. Намерение здесь – добавить значение белого зерна к белому началу следующего года. Пожелание: «Пусть твое белое зерно не прервется, пусть твой белый порог не будет разрушен».
3. Казахский народ, когда скот полностью накормлен и мясо стало питательным, в ноябре заготавливает зимний корм и режет скот. Режут скот с большой подготовкой, учитывая месяц и день, с намерением и чтением Корана. Мясо разделывают, солят и сушат с приправами. Мясо нескольких молодых животных складывают и хранят в свежем виде. Его используют весной, когда скот ослаб, при необходимости в свежем бульоне. При разделке мяса забитого скота знающий, чистый, опытный человек по требованию хозяина готовит каждый праздничный сустав в соответствии с его назначением. В нем учтены: старейшина аула, родственники, уважаемые гости, сваты и родственники. Праздничные суставы, которые будут добавлены в священный черный котел на предстоящий праздник Наурыз, освящаются, особенно приправляются солью, сушатся в определенном количестве и хранятся в сундуке, как масло. В этом вся суть. Народ, который придает особое значение продолжению рода, говоря: «Пусть мой дым не погаснет, пусть мой вкус не прервется», совершает свои обряды и ритуалы в гармонии с природой и друг с другом. В целом, казахская заготовка мяса – это действие, имеющее большое значение, смысл и научную основу, являющееся халяльным. Мясо не становится халяльной пищей просто от того, что его зарезали со словами «Аллахуакпар». Конечно, обязательно нужно резать его на чистом месте, с омовением, произнося «Аллахуакпар», и полностью выпустить кровь. Проблема заключается в первых технологических процессах, происходящих после разделки мяса. Мясо свежезабитого скота – это живой организм, и именно те технологические процессы превращают его в важный продукт питания. Именно правильно приготовленное и хорошо сохранившееся мясо праздничных суставов и смесь творога, а также хорошо просушенное и сохраненное зерно пшеницы придают наурыз коже особый вкус. Намерение здесь – благодарить Аллаха за то, что Он дал, и пожелание, чтобы скот был в безопасности, чтобы его зерно достигало другого зерна.
4. Поваренная соль – священный предмет. Восточные народы считают соль священной, запрещая легкомысленно относиться к ней, рассыпать на столе или на дороге. Йодированная поваренная соль не только придает вкус пище, но и полезна для сохранения, защиты от различных вредных микроорганизмов.
5. Черный перец, гвоздика считаются приправами и священными веществами. Поэтому их добавляют к мясу, которое хранят. Их добавляют в наурыз коже как священное вещество по обычаю.
6. Зеленые плоды (лук, оливки) и чеснок мы воспринимаем как приправу к пище. На самом деле, это не только приправа, но и очень необходимый для организма, защитный и предохраняющий от болезней продукт.
7. Вода и дыхание – душа человека. Вода, составляющая 70% человеческого организма, сама по себе является живым организмом. Река жизни, хранящая всю информацию. Информация о том, как были посвящены шесть злаков великому дню года и с какими намерениями они хранились, находится именно в этой воде. Важно отметить, что вода должна быть естественно чистой и живой.
Таким образом, наурыз коже, важное блюдо Великого дня года, приготовленное в гармонии с законами природы, соответствует требованиям науки о питании.
В праздник Наурыз, вместе со священным блюдом Великого дня «Наурыз коже», которое ставится на праздничный дастархан казахов, готовятся еще семь видов особых блюд:
1. Кумыс хранится по особой технологии. При этом тщательно учитываются внутренняя и внешняя температура, место, то есть пространство и время. Это будет выдержанный, вкусный осенний кумыс, в котором правильно соблюдены технологические процессы. В целом, выдержанный кумыс вкусный, усвояемый и богат минеральными веществами, очень необходимыми для организма человека.
2. Мясные блюда: казы-карта, жал-жая, шужук, асык, праздничные суставы, манты, пельмени, куырдак в желудке, приготовленные и сохраненные по вышеуказанным технологическим процессам.
3. Молочные продукты: масло – сливочное масло, топленое масло, размягченное масло; курт – зерновой курт, прессованный курт, молотый курт, пастообразный курт; сыр – белый сыр, сычужный сыр, творожный сыр; сметана – медовая сметана, густая сметана, казанская сметана, смешанная сметана и т.д.
4. Злаковые блюда: просо – май сок, жареный сок, бортпе сок, сок коже; жент – май жент, зерновой жент, творожный жент, талкан и т.д.
5. Мучные изделия: баурсаки около 20 видов; куймак – молочный куймак, масляный куймак, семь шелпеков, рулеты.
6. Зеленые фрукты и ягоды: Сейчас есть все фрукты и ягоды. Тем не менее, важно наличие абрикосов, изюма, винограда, яблок на казахском дастархане.
7. В марте первое молозиво новорожденного скота помещают в желудок и замораживают в наурыз коже с пожеланием «наше зерно добавилось к зерну».
Перечисленные блюда являются не только украшением праздника, но и жизненной силой человека. Например, человек, употребляющий питательное мясо, приготовленное по вышеуказанным технологическим процессам, сурлем-сорпу, приправленный царем вкуса творожной массой, и выдержанный осенний кумыс по системной рецептуре, будет полон сил, энергии и будет избегать анемии и слабости.
В ночь Наурыза, с полным осмыслением вышеуказанного содержания и значения, с учетом технологии хранения, семь злаков: «Пусть пройдет благополучно, пусть будет в безопасности», благодаря Аллаху за то, что Он дал возможность добавить соль старого года к зерну нового года, с пожеланием обилия урожая и благополучия в новом году, «Великий день года», готовят в священном черном казане. Народ, который придает особое значение продолжению рода, говоря: «Пусть мой дым не погаснет, пусть мой вкус не прервется», совершает свои обряды и ритуалы в гармонии с природой и друг с другом.
Таким образом, священное блюдо Великого дня года, наурыз коже, начинаясь с намерения, достигая конкретных смыслов системных действий и своей цели, дарит радость всему живому, приносит урожай, благополучие и единство.
САНСЫЗБАЙ УНЕРХАН
Председатель ОО «kult.fora» Духовно-нравственные и культурные ценности»,
Руководитель инновационного проекта Национального центра здорового питания «Ас-Арқау».