В Рамадан мусульмане постятся тридцать дней, оставаясь голодными от рассвета до позднего вечера. В связи с этим увеличивается количество проповедей, призывающих к посту, и рассказов о его пользе и награде. Но здесь есть одна проблема.
Казахский народ, держащий смартфоны в руках, теперь общается с народами мира и, познавая разнообразные религии и культуры, стал иначе осмысливать суровые предписания Ислама. Его взгляд на пост также изменился. Молодежь, погруженная в науку, не так рьяно относится к этому богослужению, как их старшие. Многие считают его ненужным. Я их прекрасно понимаю. Потому что «моральное сознание», о котором говорил Виктор Франкл, устарело.
Образованная молодежь, черпающая знания из точных наук, понимающая конечный результат явлений и научным путем постигающая окончательное решение всего, не может принять примитивные проповеди вроде «если будешь поститься, грехи твои исчезнут», «если будешь поститься, войдешь в рай. Обнимешь райских дев», «если не будешь поститься, наш Господь бросит тебя в огонь». Такие проповеди могут истончить их нервы и вывести из равновесия. Если постоянно раздражать их проповедями, они могут начать ругать не только вас, но и вашу религию со всех сторон. Поэтому нужно попробовать по-другому осмыслить пост.
Опираясь на логотерапию, поставим вопрос так: в чем мудрость тридцатидневного голодания? Зачем Всевышний Аллах предписал голод? Какую пользу приносит голодание и дневное изнеможение отдельному человеку и обществу? Действительно ли произойдут положительные изменения в сознании, если мы неукоснительно выполним эту заповедь Творца? Почему Пророк так много говорил о пользе поста?
Логотерапия говорит следующее. Человек – это ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО. В конечном итоге именно эта природа определяет судьбу человека на сцене жизни. То есть, чем больше Дух проявляет силу и борется, тем мудрее сплетается его судьба. Красная собака, называемая страстью, должна находиться под контролем Духа. Когда человек успешно использует страсть как источник энергии для достижения своих целей, он становится зрелой личностью. В религии страсть называют НАФСОЙ. В религиозном контексте ее значение очень широкое и глубокое. Логотерапия дает ей академическое определение. Нафса – это кипящий источник физиологических и психологических импульсов, которые через инстинкт влекут человека к удовольствию. Если Дух, проявляя крайнюю бдительность, не направляет эти мощные импульсы в сферу культуры, производящую ценности, то слепая страсть низвергнет человека в грязь. Бедный человек мгновенно лишается своего почетного имени – ЧЕЛОВЕК. Именно в этой точке человек отличается от животного. Животным управляет инстинкт. Над ним не властвует разумный дух, вмешиваясь и управляя. Поэтому животное идет туда, куда его влечет страсть. Никто не винит его за это. Человек – единственное существо, которое может сказать «НЕТ» своей страсти, когда она охватывает его целиком. Или же он может контролировать страсть, отпуская ее до предела разума. (Например, разумно регулировать ежедневное питание, игры и общение с супругой).
Чем строже контролируется нафса, тем более достойно формируется личностная идентификация. То есть, такой набожный человек, который держит свою нафсу на коротком поводке, выделяется из толпы, поддавшейся соблазнам и страстям. А с животными такой идентификации не проведешь. Их оценивают только по породе. Иначе животное оценить невозможно. Из этого мы понимаем, что у человека есть дар СВОБОДЫ. Свобода – это дар, присущий человеку с древних времен. В религии ее воспевают как «золотую корону на голове человека – СВОБОДУ». Однако в тот момент, когда человек добровольно поддается страсти, он мгновенно лишается этого дара. Тогда бедный человек становится похож на глупое животное. На самом деле никто не может сказать: «Страсть овладела мной помимо моей воли». Чтобы страсть охватила все тело и затуманила разум, она должна сначала пересечь поле СВОБОДЫ. Так устроен механизм бытия. То есть, пока человек сам не даст ей согласие «Да, властвуй», страсть не будет бушевать. С того момента, как человек скажет «Хорошо, ладно!», страсть охватит его тело, заставит биться вены и затуманит сознание. Свобода и Страсть стоят на весах. В зависимости от того, какая сторона перевесит, формируется личностный образ человека. Именно так мы возвеличиваем героев. Та личность, которая обуздает свою страсть и эффективно использует свою свободу во благо своего народа, вписывается в историю золотыми буквами. Напротив, если человек, отдав свою свободу, пьет кровь простого народа ради удовлетворения своих страстей, его проклинают до самой смерти, говоря «Пусть твое имя будет стерто, проклятое имя».
Жадная страсть и ненасытная нафса сковывают человека различными условиями и путами. Задача верующего здесь очевидна. Он должен во что бы то ни стало прорвать эти оковы и вознестись в высшие сферы. В науке это называется «трансценденция». Это означает направление пути развития бытия к божественному миру. То есть, истинно набожный человек должен освободиться от своего материального тела и психологических оболочек. Для такого человека, постоянно ведущего эту борьбу, мы используем термин СТОЙКИЙ ДУХ. Только стойкий дух демонстрирует, что у человека есть свобода. Поскольку он свободен, он может противостоять желаниям инстинкта. Тридцать дней поста дают возможность на практике испытать дар СВОБОДЫ, присущий бытию. Как бы тяжело ни было, как бы ни пересыхало в горле, вы продолжаете говорить себе «НЕТ». С каждым «НЕТ» вы чувствуете себя вечным существом в онтологическом смысле. Каждый день, заканчивая пост, вы чувствуете себя гордым, как воин, победивший врага. Мысли В. Франкла о посте можно подытожить следующей прекрасной историей:
Однажды Муса стоял на горе Синай и спросил:
– О, Аллах, я говорю с Тобой напрямую. Есть ли у Тебя рабы, которые ближе ко Мне?
Аллах ответил:
– О, Муса, ты думаешь, что ты близок ко Мне? Прямо сейчас между нами семьдесят тысяч завес. Ты слышишь Мой голос только благодаря Моей силе. У Меня есть рабы, которые ближе ко Мне.
– Кто они? – спросил Муса.
Всевышний Аллах ответил:
– В конце времен родится Мой последний любимый пророк по имени Мухаммед. Его последователи в самые трудные времена будут следовать путем истины. Они будут поститься тридцать дней в палящий зной. Когда они соберутся на ифтар, на их столах будет множество разнообразных блюд. Но, несмотря на жажду и голод, они не откроют свой пост до захода солнца. Ради того, чтобы заслужить Мое довольство, они не прикоснутся к обильному столу. В этот момент Моя милость и благодать будут приближаться к ним еще больше, – сказал Он.
Муса, удивленный, вернулся домой.
Действительно, мусульманин XXI века постится в палящий зной. Вечером на ифтаре есть все мыслимые яства. Тем не менее, вы сдерживаете себя до захода солнца, борясь с самим собой, как дикая лошадь, как будто боретесь с самим собой. Чем больше борьбы, тем больше вы чувствуете себя святым, достигшим божественной силы, и испытываете вдохновение.
В психологии религии существует понятие «рациональная религиозность». Что это? Это приближение к религии не через веру, а через чистую логику. Просвещенные люди практически оценивают пользу религии с помощью чистого разума. Если вред минимален, а польза велика, они принимают религию и включают некоторые ее предписания в свой образ жизни. Давайте теперь рассмотрим тему с этой стороны. В труде Юваля Харари «Homo Deus» есть следующие данные. В истории до недавнего времени «недоедание» было главной проблемой человечества. Не будем ходить далеко, мой отец, покинувший нас недавно, рассказывал с эмоциями, что он начал есть вдоволь только с 1955 года. Он до конца жизни сушил остатки хлеба и собирал их в мешок, строго следя за этим, из страха, что голод еще может наступить. В прошлом веке, когда на посевы нападали вредители, скот погибал от мора, не было дождей, наступала засуха, простой народ, живущий за счет скотоводства, в течение четырех-пяти месяцев скитался от голода, покидая свои дома. Голод невольно делал людей религиозными. Народ, боявшийся неблагоприятной погоды, не уставал приносить жертвы Богу. В связи с этим возникло множество различных религиозных ритуалов. Если прочитать летописи европейских стран Средневековья, вы узнаете, что их постигла та же участь. В годы засухи две трети населения не могли найти пропитания и умирали.
Однако можно сказать, что в XX веке человечество наконец решило эту проблему. Технологические, экономические новшества и политические системы предотвратили голод. Даже если в некоторых регионах случается засуха, были найдены различные способы выйти из нее без потерь. Есть также гуманитарная помощь. В некоторых регионах Африки люди все еще умирают от голода. Но основная причина этого – политическая. Простой народ умирает от голода из-за некомпетентной политики тиранических лидеров. Сейчас в любой стране человек, потерявший работу, может оказаться в трудном положении. Но он не умрет от голода. В развитых странах действуют различные социальные программы, поддерживающие безработных на минимальном уровне. Даже в развивающихся странах нет массовой смертности от голода. Конечно, из-за недостаточного питания могут возникнуть проблемы со здоровьем. Но это несравнимо с ужасным голодом прошлых эпох. По-казахски говорят: «Нет могилы у умершего от голода». Наш дорогой Мао Цзэдун когда-то предпринял в Китае проект «Большой скачок». Глупый проект провалился за несколько лет, и в результате миллионы китайцев погибли, как саранча. В связи с этим в 1974 году были те, кто предсказывал конец света, полагая, что ситуация будет еще хуже. Но колесо истории повернулось иначе. Китай, получив силу от реформ Дэн Сяопина, выбрался из голода. Теперь они сыты. Теперь они борются с перееданием.
Суть в том, что в нашем веке проблема «недоедания» была вытеснена болезнью «переедания». Когда в XVIII веке услышали новость о том, что народ умирает от голода, не находя хлеба, французская королева Мария-Антуанетта сказала: «Пусть едят пирожные, если нет хлеба». Слова этой королевы оказались пророческими. Пока богатые американцы обедают в дорогих ресторанах, бездомные и нищие на улице едят вкусные гамбургеры и пиццу. По данным 2014 года, 2,1 миллиарда человек приобрели болезни из-за переедания. Таким образом, «болезнь от еды, спор от родни» вернулись. Из-за переедания потомство человека страдает от девяноста видов недугов. А число тех, кто не переедает, составляет около 850 миллионов. Прогнозируется, что к 2030 году половина человечества умрет не от голода, а от переедания. В 2010 году из-за голода и переедания миллион человек были уничтожены и попали в могилу. В том же году три миллиона обжор умерли преждевременно от ожирения.
Короче говоря, если раньше голод был причиной религиозности человечества, то теперь есть все основания полагать, что причиной будет сытость. Поэтому, независимо от того, приходите ли вы к посту с верой, наукой или логикой, его польза очевидна. Почему бы не испытать в течение 30 дней в себе, по собственной воле, стойкость Духа, который противостоит всем детерминистским причинам, влияющим на судьбу извне и желающим самостоятельно определять будущее! Как говорится, Аллах всегда заботился о человеке, поэтому нет сомнений, что Всевышний Аллах предписал пост для благополучия человечества. Поэтому лучше всего завершить это письмо историей о посте.
Однажды Всевышний Аллах призвал к Себе ангела-счетчика. Его слух и зрение были в сто раз больше, чем песок на земле и звезды на небе. Всевышний Аллах сказал ему:
– Немедленно посчитай капли воды в морях и океанах и представь мне отчет. Ангел не замедлил. В тот же миг он быстро посчитал капли воды и представил Аллаху бесчисленное количество.
– Молодец, – сказал Господь. – Теперь посчитай все деревья, растения и листья цветов от начала до конца. Ангел не растерялся. Он быстро и точно назвал их количество. Аллах, довольный им, сказал:
– Теперь посчитай песчинки на Земле. Сколько их?
На этот раз ангел не испытывал затруднений. Он быстро назвал точное число, моргнув глазом.
– Прекрасно! – сказал Аллах. – Теперь посчитай награду за один день поста верующего в Рамадан. В этот момент произошло нечто ужасное. Всемогущий ангел, который только что безошибочно считал бесчисленные числа, замер. Его бесчисленные уши задергались, бесчисленные глаза замигали, он растерялся. Тысячи миллиардов его губ зашевелились, и он, не сумев достичь награды за один день поста верующего, изнемог. В конце концов, он ошибся в расчетах и бросился ниц. Упав с грохотом, не поднимаясь с земного поклона, он сказал:
– О, мой Создатель, Господь! Это дело мне не под силу. Я не смог достичь награды за один день поста Твоего раба. Я ошибся. Если Ты Сам не знаешь его счет, то мои ограниченные способности иссякли, – сказал он и заплакал.
Тогда Всевышний Аллах сказал:
– Хорошо, подними голову. Не мучай себя. Его счет известен только Мне Самому. Я Сам вознагражу верующего, соблюдающего пост, этими Моими дарами.
Из записи Санжара Керимбая на Facebook