Внутренний смысл поста, одного из пяти столпов Ислама, очень глубок. В целом, Всемогущий и Милосердный Господь не ниспосылал предписаний без определенной цели и мудрости. Поистине, любое предписание, упомянутое в Коране, является испытанием: испытывается, будет ли раб послушен или непослушен. Однако за каждым предписанием стоит мудрость и забота Создателя.
Известно, что в каждом поклонении, установленном нашим шариатом, есть как духовные, так и телесные, а также материальные блага. Например, намаз – это поклонение, которое очищает от грехов, удерживает от зла и напоминает о Создателе, а также очень полезно для здоровья человека. Пост же известен своей духовной глубиной, которая ведет раба к совершенству, а также как гарантия здоровья тела. Об этом наш дорогой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пост – это закят тела» (передал Ибн Маджа). Внимательный читатель хорошо знает о безграничной пользе поста для здоровья человека…
ПОСТ – ШКОЛА БОГОБОЯЗНЕННОСТИ
Прежде всего, обратим внимание на аят Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы будете богобоязненны» (Сура «Аль-Бакара», аят 183). Всемилостивый и Премудрый Аллах в этом аяте объяснил причину предписания поста словами: «…быть может, вы будете богобоязненны». То есть, цель поста – не голодать, а достичь богобоязненности. А уровень богобоязненности, когда стараешься изо всех сил избегать грехов и даже сомнительных вещей, – это высокая ступень мусульманства и человечности. Того, что Священный Коран описывает Рай как «обитель богобоязненных», должно быть достаточно, чтобы многое понять…
Известно, что многие рабы считают трудными поклонения, предписанные как намаз и пост. Если вникнуть в причины: считать поклонение в целом «трудным» – это мысль нашего нафса (эгоистичной натуры, ограничивающей себя рамками тела), и за этой мыслью стоит коварный «шепот» шайтана: «Аллах ниспослал поклонения и религию, чтобы мучить своих рабов». На самом же деле: предписанные нам повеления ниспосланы для нашей пользы, чтобы научить нас чему-то! Ведь Аллах создал нас, человечество, превосходнее всех творений и любит нас! Доказательством этому служат следующие аяты: «Воистину, Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (Сура «Ат-Тин», аят 4), «Мы почтили сынов Адама и несли их по суше и морю, и наделили их благами, и дали им превосходство над многими другими тварями» (Сура «Аль-Исра», аят 70), «Он – Тот, Кто сделал вас наместниками на земле» (Сура «Фатыр», аят 39). Если сказать словами мудреца Абая: «Человечество сотворено любовью, так люби и ты Аллаха, что слаще жизни!» Главный вывод из сказанного таков: Аллах ниспослал свою религию не для того, чтобы мучить нас, а чтобы «мы были счастливы в обоих мирах»! На самом деле, Всевышний Создатель никогда не ниспошлет вредоносного предписания своему любимому рабу! А думать, что «религия усложняет нашу жизнь» – это, в конечном итоге, плохо думать об Аллахе… Наши ученые по этому поводу заключают: «Ислам – это истинная религия, все предписания которой справедливы и преследуют только пользу человечества. Во всем, что нам предписано, есть польза, а в запретах – вред». Тот, кто поймет эту истину, поймет, что любое поклонение (даже если мы пока не понимаем его тайны и мудрости) предписано для пользы человека, и за предписанием Создателя стоит Его забота и любовь к нам! Поняв это, он будет совершать поклонение не с трудом, а с радостью, иншааллах! То есть, пост, хотя и кажется трудным, является полезным для нас поклонением; поклонением, предписанным для нашей пользы! Итак, первая польза поста – он ведет нас к богобоязненности, а богобоязненность ведет к довольству Аллаха и Раю…
ПОЧЕМУ ВО ВРЕМЯ РАМАДАНА ОТКРЫВАЮТСЯ ВРАТА РАЯ?
Поклонение посту, по сути, проявляется в воздержании от еды и питья, а также от супружеских отношений с рассвета до заката. Однако пост не ограничивается этим. Полнота поста достигается также наложением определенных ограничений на глаза и уши, руки и ноги, и даже на чувства и мысли. То есть, пост – это поклонение, которое осуществляется путем воздержания от всего, что не угодно нашему Господу, и отдаления от всякого зла. Следующие хадисы раскрывают цель и смысл поста: «Постящемуся может не достаться от его поста ничего, кроме голода» (передал Ибн Маджа) или «Аллаху не нужен тот, кто не прекращает лгать и действовать согласно лжи» (передал Бухари)…
Наш любимый Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Шайтан течет по венам человека. Преградите ему пути постом» (передали Бухари и Муслим). Следовательно, пост преграждает путь шайтану. А то, что проклятый шайтан является злейшим врагом человека, известно всем. В другом хадисе сказано: «Рамадан – благословенный месяц. В этот месяц Аллах предписал вам пост, распахнул врата Рая, плотно закрыл врата Ада и заковал дьяволов-шайтнов в цепи. В этом месяце есть ночь, которая лучше тысячи месяцев» (передал Насаи). То есть, в месяц Рамадан врата Рая открыты, врата Ада закрыты, шайтаны заковы в цепи. Однако не следует понимать этот хадис только как «врата Рая, которые закрыты в другие месяцы, открываются в этот месяц» или «врата Ада, которые открыты, плотно закрываются в этот месяц, а шайтаны, которые были на свободе весь год, заковываются в цепи только в этот месяц». Ведь ученые предупреждают, что у этого хадиса есть и скрытый смысл. Фразу «В месяц Рамадан врата Рая распахиваются настежь» можно понимать так: «В этот месяц награды умножаются, а также награда за поклонение в Ночь Предопределения может превосходить награду за 83 года поклонения. Увеличивается возможность совершать праведные дела, ведущие в Рай, такие как таравих-намаз, ифтар, закят-аль-фитр, чтение всего Корана, которые не выполняются в другие месяцы. Поэтому для человека, соблюдающего пост в месяц Рамадан, врата Рая распахиваются настежь». Точно так же слова «врата Ада плотно закрываются» означают, что постящийся человек воздерживается от действий, ведущих в Ад. А «шайтаны заковываются в цепи» лучше понимать так: «Шайтан не может соблазнить истинно, искренне постящегося человека». Ведь постящийся накладывает «оковы» на все свои органы, на негативные привычки и действия. Да, для постящегося врата Рая распахнуты настежь, Ад закрыт, шайтаны заковы в цепи!..
ПОСТ – УЗДА ДЛЯ НАФСА
На самом деле, мы должны понять следующее: поклонение нужно нам; оно нужно для сохранения нашей веры, нашего мусульманства, нашей человечности!.. Здесь возникает еще одна большая цель поста: через пост человек обуздывает и воспитывает свой нафс. Ведь в аятах Корана ясно сказано, что невоспитанный нафс ведет своего хозяина ко злу и греху. А под «нафсом» в первую очередь подразумеваются телесные желания человека, такие как сон, еда, половая страсть. Вместе с тем, к содержанию нафса относятся такие негативные качества, как высокомерие, эгоизм, гордыня, зависть, хвастовство, вспыльчивость, злоба, лень, возникающие из-за привязанности к телу. Ученые говорят: «Духовное развитие человека, в котором сочетаются противоречивые качества, такие как душа и тело, разум и нафс, вера и неверие, происходит через обуздание нафса, в зависимости от того, насколько он может контролировать желания этого нафса. Напротив, следование прихотям нафса ослабляет веру и истощает дух; полное подчинение ему – это гибель». А если присмотреться, мы часто склонны потакать желаниям нашего тела. Например, если хотим спать – спим, если голодны – едим, если злимся – выплескиваем гнев… Все это способствует ожирению нашего нафса и усилению нашего эгоизма. А нафс, который бьет себя в грудь «я, я!», не только не выполняет повеления Создателя, но и сам хочет стать Богом… Поэтому наш дорогой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном хадисе сказал: «Ваши злейшие враги – ваши нафсы» (передал Байхаки), а в другом хадисе назвал борьбу с нафсом «великим джихадом»… Вот в посте этот нафс обуздывается: он воздерживается не только от еды и питья, но и от лишних слов, от гнева; мы учимся воздерживаться. В хадисе сказано: «Пост является щитом, и тот из вас, кто постится, пусть в этот день воздерживается от всякой непристойности и не повышает голоса, и если кто-нибудь его оскорбит или захочет с ним спорить, пусть скажет ему: «Воистину, я постящийся человек!»…» (передали Бухари, Муслим)
Да, во время поста мы учимся подчинять свой нафс разумом и верой и превосходить его. Если сравнить наш нафс с лошадью, то в Рамадан мы седлаем ее; а в другие месяцы мы, похоже, носим лошадь на себе?..
ПОСТ – ЗЕРКАЛО ХОРОШЕГО НРАВА
Украшение мусульманина – хороший нрав. Воистину, истинная ценность человека измеряется его нравом. Существует также утверждение: «Из привычки формируется нрав, из нрава – судьба». Наш дорогой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном хадисе предупредил, что в Судный день, когда будут подводиться итоги жизни, самым тяжелым на весах добрых дел будет хороший нрав. А одним из главных качеств хорошего нрава является терпение, и через пост в нас формируется это бесценное качество – «терпение». Доказательством этому служит хадис: «Пост – половина терпения» (передал Ибн Маджа) и наш собственный жизненный опыт. А в Священном Коране сказано: «Аллах любит терпеливых» (Сура «Али-Имран», аят 146) и «Воистину, терпеливым их награда будет дана без счета» (Сура «Аз-Зумар», аят 10)…
Истина в том, что через познание Всемогущего и Милосердного Господа и подчинение Его законам в душе человека воцаряется покой, в семье – благодать, в обществе – согласие и единство. Как сказано в Священном Коране, залогом покоя в сердце раба является поминание Аллаха, а путем примирения людей друг с другом – милосердие и любовь. Поклонение посту в полной мере реализует эту цель. Ведь постящийся человек всей душой чувствует положение голодного; он на себе испытывает горечь нужды и лишений; тем самым он учится сострадать чужому горю…
ПОЧЕМУ НАГРАДУ ЗА ПОСТ ДАЕТ САМ АЛЛАХ?
Одна из главных особенностей поста, названного в хадисе «несравненным», заключается в его чистоте от рийа, то есть от лицемерия, от желания «чтобы видели другие». Ведь пост – это особое поклонение, своего рода тайна между Аллахом и Его рабом, о которой никто не может узнать, если сам постящийся не расскажет. Прежде всего, обратим внимание на текст известного нам хадиса: «Все дела человека приумножаются: добрые дела увеличиваются от десяти до семисот раз. Аллах говорит: «Все дела человека – для него самого. Только пост – для Меня. Я сам воздам за пост, награжу его. Ведь раб Мой воздерживается от своих страстей и еды ради Меня». Постящегося ждут две радости: радость при разговении и радость при встрече с Господом. Клянусь Аллахом, в Чьей власти душа Мухаммеда! Запах изо рта постящегося человека перед Аллахом приятнее запаха мускуса (духов)!» (передали Бухари, Муслим)
По поводу слов Аллаха, сказанных в этом хадисе: «Я сам воздам за пост», наши ученые говорят: «В других видах поклонения люди могут впасть в рийа, а рийа, то есть совершение действия ради того, чтобы его видели, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) назвал «малым многобожием». Риск впасть в рийа в посте практически отсутствует; поэтому и награда за него – особенная».
Действительно, в нашей религии можно встретить ошибки, связанные с намерением и совершением многих видов поклонений. Например: встречаются те, кто по незнанию приносит жертвы духам; сколько же тех, кто смешивает гордыню и упрек с выплаченным ими закятом и садака? Мы видим и тех, кто впадает в рийа даже во время хаджа, а после возвращения хвастается своим «хаджем». Сколько же людей, чья молитва в одиночестве отличается от молитвы на виду у многих. То есть, трудно представить вид поклонения, не смешанный с искушением шайтана и гордыней нафса. Однако поклонение посту свободно от этих недостатков. Ведь пост может быть посвящен только Аллаху, и это поклонение, являющееся тайной между Всевышним Создателем и постящимся человеком, никто другой не может знать или видеть, если он сам не расскажет. На самом деле, ничто не мешает постящемуся человеку поесть в уединенном месте, а перед другими вести себя как постник. От такой двуличности его может удержать только совершенная вера в то, что Аллах все видит, и искреннее намерение искать только довольства своего Создателя. Говоря о «награде», мы получаем похвалу за наши поклонения, такие как хадж, намаз, закят, садака, нам надевают халаты на плечи, и мы получаем «подарки» от таких же рабов, как мы. А эта честь и похвала могут легко оживить нафс человека… А пост – как сказано выше, это не поклонение, которое видят люди. Свидетелем поста является только наш Создатель, и награда за него – только довольство Аллаха! В итоге, в посте ярко проявляется главный принцип истинной религии Ислама – единобожие (таухид), и намерение достигает своего совершенства. Вот почему награду за пост, посвященный только Ему, Всевышний Создатель дает Сам и дает в соответствии со Своей мощью и милосердием!..
Все мы знаем: принятие истинной религии Ислама осуществляется через безоговорочную веру всем сердцем и произнесение языком в то, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!) – посланник Аллаха. В свою очередь, за верой «нет божества, кроме Аллаха» стоит ключевое понятие: «Нет Создателя, Правителя, кроме Аллаха, и нет другого Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха». А именно так знать Аллаха как Единого, посвящать все поклонения, выполняемые мыслью, словом и телом, только Аллаху и стремиться только к Его довольству – это основа нашей мусульманской веры и главное условие правильного следования истинной религии и принятия наших поклонений. Вот этому условию пост полностью соответствует…
ИТОГ
Да, как сказано в аяте, мы обязаны поклоняться только Единому Аллаху, и только через это мы удостаиваемся человеческого достоинства. Ведь поклонение – это сила нашей веры, пища для нашей вечной жизни. А вера – это позвоночник человечности. Предписанные нам поклонения – это школа воспитания, которая приведет нас к счастью в обоих мирах. Также поклонение – это знак нашей благодарности и любви к Великому Господу за бесчисленные блага, которые Он нам даровал. С этой точки зрения, пост, несмотря на все трудности, является проявлением нашего рабства, соответствующим цели нашего творения; он является доказательством того, что мы отвечаем любовью на любовь Создателя, сотворившего нас с любовью… Месяц Рамадан – это поистине несравненный дар Аллаха мусульманской умме! Ведь Рамадан – это благословенный месяц, который благословляет наш удел и приумножает наши награды! Рамадан – это месяц милосердия, смягчающий сердца; месяц терпения и благодарности; месяц прощения и помощи, месяц поклонения и мольбы, и самое главное – месяц, когда прощаются наши грехи, мы избавляемся от Ада, очищаются душа и сердце! Теперь вопрос: не ослабить ли нам наше рвение в этот месяц в другие месяцы, не превратить ли выработанную в этот месяц хорошую привычку в часть нашего характера!..
Алгадай Абилгазыулы
Мечеть Таугуль
muftyat.kz