ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Происхождение слова «азамат»

Происхождение слова «азамат»

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
3 мая, 2019
in В мире
0

В многотомном толковом словаре: возмужавший, защищающий семью и народ всадник. Слово «азамат» в современном языке используется с двумя смысловыми оттенками. В правовой системе, в официальном деловом стиле оно употребляется как терминологическое название (для всех людей: гражданин, по-граждански). Второе, в этнографическом, художественном стиле используется в значении экспрессивного понятия, имеющего давнюю историю. Это мы определяем по стилистическим пластам исторического литературного языка.

Древнее значение слова «азамат» означало «вооруженный всадник, дружинник». В древних казахских эпосах, в языке жырау ханской эпохи для раскрытия семантического содержания наряду с ним используются синонимы «жігіттер, шоралар, ер». В языке Махамбета того периода, в связи с событиями того времени, для передачи социальной связи людей, цепочка «жолдастар, азамат» дается наряду для усиления семантического ядра слова: «Қасыма ерген жолдастар, Жолдастарым мұңайма!». Основное значение слова «азамат» Ш. Уалиханов объясняет как «человек, достигший совершеннолетия и создавший семью». Его семантическая цепочка может продолжаться понятиями «дружинник, воин, защищающий свой народ и семью». Опираясь на эти мнения, Р. Сыздык, указывая на лексическое значение слова, говорит: «признается как слово в терминологическом значении в области права: «совершеннолетний и возмужавший человек, джигит» и «равноправный человек определенного государства» (ҚӘТС, 2006, 111)».

Общая лексика слова «азамат» сводится к понятию «личность». В арабском языке это слово используется в этом значении и означает «величие, могущество». Следовательно, не исключена гипотеза о его арабском происхождении. Однако мы видим тюркские корни слова.

Слово «тұлға» (личность) также используется как международное терминологическое название (личность // индивид ˂ человек). Известно, что слово «тұлға» берет свою семантику из понятия «человек». Слово «азамат» в казахской этнографии имеет эффектно-экспрессивные смысловые оттенки. То есть, «возмужать, стать взрослым джигитом», далее развиваясь, образует семантические пласты «руководитель, держащий слово народа, защитник народа, опора народа», а далее – «семья, глава семьи, старший в доме, стержень семьи». Все это вместе взятое представляет собой лишь один вариант, укладывающийся в лексико-основное ядро слова «адам» (человек), обозначающего родственное понятие. Мы полностью наблюдаем это в процессе грамматико-лексического развития слова. Личность слова «азамат» образована из древних корней «аса» и «ман» и прошла ряд фономорфосемантических этапов развития. Причина взятия элементов в структуре слова с точки зрения корня в том, что самостоятельное значение монослогов соответствует целостной лексико-семантике слова «азамат», указанной выше. Корни как конкретный языковой факт были активно использованы на определенных этапах литературного языка. При реконструкции слова «азамат» мы рассматриваем корни такого типа отдельно. Корень «аса» часто встречается в древних сказаниях. В казахском языке есть словосочетания «аса жұрт, аса ру». Например, в лиро-эпосах «Қыз Жібек», «Айман-Шолпан» встречается «В стране Аса жұрт… Когда отправились к Аса жұрт…», а у Махамбета: «Мы уступили дорогу Аламан, мы покорили Аса жұрт». Ученый Р. Сыздык, уточняя значение «аса» как «родственный народ, свой народ», не может точно сказать, относится ли оно к арабскому или тюркскому слову [11, 242-243]. В словарях слово «аша» (по-казахски «аса») в древнетюркских языках означало «родственник». «аса жұрт – родственники, свой народ» (ДТС, с. 4). Тюрколог К. К. Юдахин указывает, что в северном диалекте киргизского языка это слово, означающее «родственник, член семьи», является заимствованным из арабского языка. В нашем собственном лексиконе издавна существует словосочетание «аса таяқ» – название предмета, которым владели уважаемые, почитаемые люди, ханы, согласно этнокультурному познанию. Здесь мы должны рассмотреть «аса» и лексические модели, передающие значение родства. Для этого мы будем опираться на этнослои языка. Слова с корнем типа VCV являются понятиями, основанными на самобытном познании казахского и всех тюркских языков: ана, апа, ене, аға, әке, так же как и «аса» (здесь не в значении блеска). Упомянутое выше понятие «аса» является не стилистическим употреблением, а отражением в языке древнего понимания и познания. Мы видим это в фактах развития языка: ас ~ аса ~ асан // от корня «ас» происходят асқар, асқақ.

Мы говорим, что древние тюрки поклонялись «небесному Тәңіру», то есть небу. Если сравнить семантику слов, то аспан, асқар, асқақ, корень ас в древнетюркском языке означает «верх», «высота». Мифологические, исторические свидетельства этого корня встречаются также в тюркских, германо-скандинавских языках. Асан – в казахско-тюркском познании «ищущий землю обетованную, дух степи». А корень антропонима ашина/асина, передающего образ «серого волка» в древнетюркском познании, также ас. В казахской традиции известно, что мужчину уважают и сажают на почетное место. И разделение по родам-племенам (ата) измеряется по мужчине. Если проверить связь древнего понятия и традиции здесь, то все эпические антропонимы, общие для казахов и тюрков, такие как Алып Ер Тоңа, Ер Шойын, Ер Шобан, Ер Тарғын, Ер Сайын, Ер Қосай и т.д., пишутся со словом «ер». Это имена, входящие в первоначальный «небесный» комплекс познания, и в сюжетах сказаний есть отголоски поклонения «Тәңіру, небу». Мы заметили, что слово «аса» в литературном языке, упомянутое выше, сочетается со словами «жолдас, шора, жігіт». То есть, мы предполагаем, что сам древний корень «ас» имел смысловой пласт, обозначающий понятия ер/мужчина. Аспект развития слова «азамат» в первую очередь развился из семантического ядра корней ас ~ аса, что мы определяем путем тщательной реконструкции первоначального понятийно-познавательного аспекта первоначальной корневой формы. В развитии корня «ас» до «аса» образовались два семантически связанных смысловых ряда. Один – ер/мужчина, ер жігіт, второй – напрямую связанный с ним, «родич, родной» смысл.

При присоединении корня «ман» к слову «аса», сохранившемуся с древнетюркского языка, структура «асаман» прошла сложные лексико-грамматические пути развития, аз+ам+ат//ас+ам+ан – однотипные корни типа VC от древнего форманта «а». Варианты корней «ан», «ас», которые мы затрагивали в предыдущих темах. Мы говорили, что слово «адам» образовано от древних корней «ад» и «ам/ан». Второй процесс развития корня – восстановление полных морф в современном виде: аса+ман (дисиллаб) семантика означает родственные отношения (относящиеся к одному человеку): «родственник, родной». В процессе семантического развития смысл от общего к частному «мой родственник, мой близкий, (член семьи)», в условиях кочевой жизни и военных действий, он впитал в себя понятия «защитник народа, опора семьи».

Фонетическое соответствие в самостоятельном развитии корня «аса» з/с > аса/аза – здесь вариант «аза». Аза 1. Горе-бедствие, печаль, скорбь, связанные со смертью. 2. Помощь, которую приносят родственники, родня, сваты в дом умершего в виде скота или имущества, денег. То есть, фонетический вариант корня «аса» – слово «аза» также передает семантику процесса-обычая, связанного с родством, близостью. Возможно, что выражение скорби народом по своему батыру, герою, защищавшему свой аул и народ во время войны, и выражение «аза» стало фонетическим отличием в языке из такого обычая. Например, такой факт можно увидеть в древнетюркском сказании «Плач по Алып Ер Тоңа».

Аса – степень сравнения прилагательного: аса үлкен//асқар. Относится к ряду синкретических корней. В семантический пласт фонетического развития формы «асаман//азаман» добавлено значение «множественности». Как мы показали, в условиях кочевой жизни и военных действий народ, нация скорбит по погибшему герою. Аза/қаза произошло отсюда. Азаман > Азамат, незначительное отличие н ~ т: «н» – передает значение, относящееся к одному человеку, то есть значение родства, относящееся к одному человеку, а формант «т», по утверждению Б. Сагындыкулы, передавал понятие «множественности» [19, 163]. Форма «ман», стоящая отдельно, передает понятие, относящееся к одному человеку, а превращение ауслаута в древнетюркский формант «т» перемещает его к множественному значению. Такая форма существует в древнетюркском языке с давних времен. Теперь было бы некорректно выводить слово «азамат» только из семантики «смерть, гибель» в фонетическом варианте «аза». Слово «ман» в киргизском языке, стоя отдельно, означает «душа, жизнь», например, в составе парных слов: жаны-маны калбад. Корневые формы в процессе длительного развития прошли процесс унификации, включая древний корень, последующее состояние корня, морфемную форму, новые семантические свойства.

В заключение, этимологическое развитие слова «азамат» еще предстоит изучить. Мы можем достичь истины только тогда, когда сможем четко увидеть этапы лексического развития, стадии развития корня и морфем. Наше исследование, хотя и не является полным предположением, опирается на обоснованные основания как предварительный этап. В слове в целом отчетливо прослеживается форма –ман. Потому что целостная лексическая основная семантика слова («человек, ˂ > личность, ˂ > индивид) указывает на это. Только из-за изменений в процессе последующего развития слова трудно заметить корневые формы.

Ықылас ӘДІЛЕТ

Студент КазГПУ им. Абая

Previous Post

Девять требований Токаева

Next Post

Мурат Нургабылов: Никаких препятствий для сбора подписей не было

Next Post

Мурат Нургабылов: Никаких препятствий для сбора подписей не было

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.