Президенту Республики Казахстан
К. К. Токаеву
Глубокоуважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Группа граждан Казахстана, обучающихся и занимающихся наукой в Москве, объединилась в рамках интеллектуального клуба «Қазақ жолы» с целью обмена мнениями и обсуждения вопросов, касающихся развития страны, мобилизации интеллектуального потенциала казахской молодежи, обучающейся в России, на благо страны, а также анализа новых тенденций в науке и образовании в мире. Особый импульс этому придало выступление Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева с его статьями «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи». В результате многочисленных встреч и дискуссий, направленных на осмысление ведущих идей и жизнеспособных инициатив, изложенных в этих статьях, был сформулирован ряд предложений. Одно из них касалось решения проблемы сохранения родного языка и национальной идентичности наших соотечественников, проживающих в Российской Федерации. Мы подняли этот вопрос два года назад и представили его Чрезвычайному и Полномочному Послу Республики Казахстан в России. Посол поддержал наше предложение и решил, что, поскольку это важное мероприятие, требующее разрешения и принятия решений на самом высоком уровне, необходимо действовать совместно, получив согласие соответствующих лиц и органов.
В связи с этим мы считаем целесообразным представить Вам данное предложение и просить Вас оказать содействие в его положительном решении.
Как Вам известно, по неофициальным данным, в Российской Федерации проживает более 1,5 миллиона казахов. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года Федеральной службы государственной статистики РФ, их численность составляет 647 тысяч человек. Основные регионы проживания: Астраханская область – 149 415, Оренбургская область – 120 262, Омская область – 78 303 и Саратовская область – 76 007 человек и др. Подобные расхождения в общей численности казахов в России, вероятно, связаны с тем, что в указанной переписи казахи, проживающие в определенных регионах, были отнесены к нескольким национальностям, таким как алтайцы, косагачи и др.
В советский период в России действовало около 200 казахских школ. С 1966 года казахские школы были преобразованы в русские, а казахский язык в ряде школ преподавался только как факультативный предмет. В последнее время в Российской Федерации действовала только одна казахская школа в Алтайском крае. Недавно эта школа также была закрыта. Таким образом, в настоящее время в России нет ни одной школы, где обучение велось бы на казахском языке. В некоторых школах в регионах компактного проживания казахов казахский язык преподается лишь факультативно. Поэтому угроза утраты родного языка для более чем миллиона наших соотечественников, проживающих в России, с каждым днем усиливается.
Одной из основных причин того, что казахи, проживающие в России, за редким исключением, не возвращаются на историческую родину, является их (ирреденты) проживание на исконных землях предков. Вы прекрасно знаете, насколько ценна для казаха его родина и как непросто покинуть ее. Поэтому перед нами стоит особо актуальная задача, судьбоносный вопрос – найти пути и способы обеспечить, чтобы казахи России, особенно молодежь, не отрывались от родного языка и традиций предков по месту своего проживания.
На высоком уровне в ходе Вашего недавнего официального визита в Российскую Федерацию в качестве Президента Республики Казахстан, на двусторонних переговорах обсуждался данный вопрос образования. Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил углублять двусторонние научно-культурные связи и в будущем открыть в Казахстане российские школы и университеты. Также было сообщено, что рассматривается вопрос открытия филиала Российского центра науки и культуры (Россотрудничество) в городе Алматы.
В связи с этим мы считаем, что Казахстан, в свою очередь, учитывая плодотворные и взаимовыгодные гуманитарные отношения, сложившиеся с Россией за эти годы, должен выступить с инициативой открытия казахстанских школ и университетов на территории России.
Мы видим следующие пути реализации этого. В данном случае следует уделить основное внимание решению вопроса получения образования на казахском языке нашими соотечественниками, проживающими в России. Для этой цели мы видим два направления.
Первое – добиться введения казахского языка как факультативного предмета во всех школах, где обучаются казахские дети. Поскольку открытие государственных школ с обучением на казахском языке в местах компактного проживания казахов является очень сложной задачей (трудоемкой, с неопределенным результатом), к тому же маловероятно, что родители будут отдавать своих детей в такие школы. Кроме того, будущее выпускников казахских школ в России также выглядит неопределенным. Поэтому наиболее правильным и легко решаемым вариантом является введение казахского языка как факультативного предмета в общеобразовательных школах. Мы надеемся, что Министерство образования и науки Российской Федерации не будет возражать против этого предложения и будет способствовать его положительному решению.
Второе – открытие сети международных школ «Евразийская интеллектуальная школа-интернат имени Назарбаева» для одаренных детей в центрах регионов компактного проживания казахов (Астрахань, Оренбург, Омск, Саратов, Волгоград и др.).
Желательно, чтобы эта сеть школ была открыта в рамках автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в Казахстане и под ее непосредственным кураторством (материальным, учебно-методическим, координационным). Указанная организация образования в Казахстане была создана в 2008 году и демонстрирует свою эффективность. В настоящее время эта образовательная сеть апробирована и дает отличные результаты. Учебная программа и система обучения хорошо налажены. Ее можно считать лучшим, конкурентоспособным учебным заведением в области современной системы образования. В этой школе учащиеся обучаются на трех языках – казахском, русском и английском. Соответственно, они в совершенстве овладевают тремя языками. После окончания школы они получают возможность продолжить высшее образование в Назарбаев Университете.
В этой школе занятия должны проводиться на трех языках – казахском, русском и английском. Учащиеся в школу отбираются на конкурсной основе. Одним из главных условий является высокий балл по знанию казахского языка. Открытие этого учебного заведения при таких условиях:
во-первых, позволит отбирать казахских детей в школу;
во-вторых, будет стимулировать казахскую молодежь в России к изучению казахского языка;
в-третьих, поднимет национальный дух и укрепит веру российских казахов;
в-четвертых, откроет путь для одаренной молодежи российских казахов к возвращению на родину и заложит основу для формирования их патриотических чувств;
в-пятых, откроет путь для экспорта Казахстаном духовного и интеллектуального продукта – образования за рубеж, то есть продемонстрирует, что Казахстан является страной с развитой наукой и образованием, высоким потенциалом и прочной основой;
в-шестых, укажет и прославит место Казахстана на евразийском пространстве, его выбранное направление.
Лучшим выпускникам этой школы должны предоставляться специальные гранты (установление специальной квоты) для поступления в Назарбаев Университет в Астане. Кроме того, после успешного освоения трех языков (казахского, русского, английского) выпускники школы получат возможность поступить в другие высшие учебные заведения России, а также других стран мира. Этот фактор может заинтересовать не только казахов в России, но и представителей других национальностей (братские тюркские народы).
Учитывая это, в первую очередь, необходимо построить одну школу (в Оренбурге) и провести апробацию. Если она покажет хорошие результаты и вызовет большой спрос общественности, необходимо организовать пять-шесть таких школ в каждом регионе. Затем можно открыть сеть таких школ и в странах братских тюркских народов (татар, башкир, ногайцев, карачаевцев и др.). Известно, что эти малочисленные тюркские народы считают казахов своими братьями, и Казахстан должен проявить заботу о них.
Впоследствии, по этому апробированному образцу, можно будет распространить сеть указанных школ и в регионах Монголии, Китая, Узбекистана, Ирана и др., где компактно проживают казахи. Это, в свою очередь, не только укрепит дружеские отношения с соседними странами, но и послужит эффективным кадровым механизмом в развитии взаимовыгодных социально-экономических связей. После того, как сеть школ будет адаптирована к местным условиям и систематически сформирована, появится основа для постановки вопроса об открытии филиала Назарбаев Университета.
Здание школы должно быть архитектурно привлекательным, оснащенным передовыми современными технологиями, впечатляющим и величественным. Первоначально расходы на строительство и содержание школы должны полностью финансироваться казахстанской стороной, а после ее основательного становления необходимо создать отдельный фонд для координации и финансирования работы сети школ в России. В его попечительский совет целесообразно включить казахских предпринимателей из России.
В конечном итоге, мы считаем, что открытие такой сети школ в России станет возможным благодаря огромному авторитету Елбасы Н. А. Назарбаева на международной арене, а также в России, его лидерству как инициатора идеи Евразийского Союза, наличию у Казахстана конкретного передового, конкурентоспособного опыта в области среднего и высшего образования, который может служить образцом, прочным и равноправным отношениям между Россией и Казахстаном, основанным на дружбе, сотрудничестве и взаимной выгоде, а также достаточному финансовому, кадровому, научно-методическому потенциалу и ресурсам Казахстана для реализации данного проекта.
Кроме того, Закон Республики Казахстан от 19 января 2011 года № 394-IV «О статусе Назарбаев Университета», «Назарбаев Интеллектуальных школ» и «Назарбаев Фонда», а также нормативно-правовые акты, направленные на регулирование межгосударственных отношений между Казахстаном и Россией по вопросам науки, культуры и образования, могут служить политико-правовой основой для реализации данного проекта.
Данное предложение неоднократно выносилось на общественное обсуждение на круглых столах и научных собраниях. Оно также было опубликовано в средствах массовой информации. Эта идея получила активную поддержку со стороны общества.
Учитывая вышеизложенное, просим Вас рассмотреть данное предложение и оказать содействие в реализации проекта по созданию сети международных школ «Евразийская интеллектуальная школа-интернат имени Назарбаева» в качестве филиала «Назарбаев Интеллектуальных школ» для наших соотечественников в России.
Вы, как Президент страны, в своей речи на церемонии принятия присяги, учитывая огромный вклад Елбасы Н. А. Назарбаева в развитие Казахстана как передовой страны нового типа, не только поручили Правительству страны предпринять максимальные меры по его увековечиванию, но и продемонстрировали это своими конкретными действиями. Вы неоднократно подчеркивали, что придерживаетесь преемственности. Мы надеемся, что Вы поддержите наше предложение по решению языковых и духовных проблем наших соотечественников за рубежом и окажете содействие в его практической реализации.
Мы считаем, что этот проект, в случае его реализации, станет масштабным историческим событием, которое укрепит веру в себя и поднимет дух не только российских казахов, но и всего казахского народа, повысит его авторитет и роль на международной арене, тем самым открыв путь к системным прорывам. Мы полагаем, что это будет долговечное дело, которое повлияет на судьбу более миллиона наших соотечественников в России и вызовет их удовлетворение.
С уважением,
Аскаров Нурлан Ауезханович,
докторант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
кандидат филологических наук
Нурбеков Сакен Жуманович,
докторант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
кандидат исторических наук
Дауталиев Казыбек Нурсеитович,
докторант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,
кандидат юридических наук
Кемешов Жомарт Омирбекович,
докторант Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева,
кандидат ветеринарных наук
Баймагулов Мухтар Дуйсенбекович,
магистрант Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации,
председатель организации казахской молодежи «Жас тұлпар» в России
Интеллектуальный клуб «Қазақ жолы»,
город Москва