ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальное искусство » Айгуль Улкенбаева: Традиция исполнения кюя прерывается

Айгуль Улкенбаева: Традиция исполнения кюя прерывается

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
9 апреля, 2019
in Национальное искусство
0

Ежегодная традиционная XI Республиканская студенческая предметная олимпиада в направлениях «Искусство» и «Образование», организованная Министерством образования и науки Республики Казахстан, Фондом Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, Казахской национальной консерваторией имени Курмангазы, является ожидаемым крупным проектом в данном высшем учебном заведении. Следует отметить, что Олимпиада этого года посвящена 75-летию со дня основания Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и 100-летию выдающегося кюйши-композитора ХХ века Темирбека Ахметова. В преддверии Олимпиады, чтобы узнать мнение жюри, которое будет судить этот конкурс, и узнать требования и советы, предъявляемые к молодым исполнителям, мы решили взять интервью у председателя номинации «Донбыра» – заслуженного деятеля РК, профессора Айгуль Улкенбаевой.

— Айгуль Наримановна, у меня есть несколько вопросов к вам как к выдающемуся казахскому мастеру-исполнителю кюя, который не сходит со сцены и пользуется любовью народа, а также как к председателю номинации «Донбыра» на Республиканской Олимпиаде, проходящей в стенах Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Как вы думаете, чем важна ежегодная Республиканская олимпиада для нынешних исполнителей среди молодых домбристов, обучающихся в средних и высших учебных заведениях? Больше ли пользы для исполнительства домбристов или она укрепляет их теоретические знания?

— Данная олимпиада, прежде всего, имеет большое значение с точки зрения повышения взаимоотношений между студентами высших или средних музыкальных учебных заведений и в целом между этими учебными заведениями, а также для обмена опытом. Вы правы, говоря о положительном влиянии на теоретические знания, поскольку следует отметить, что вопросы коллоквиума также подготовлены специально. А исполнительские навыки участника, безусловно, растут.

— Вы видели выдающихся исполнителей ХХ века, мастеров, обучающих игре на домбре, слушали их исполнение кюев, даже сидели рядом и получали наставления. Смогли ли нынешние молодые исполнители перенять исполнительские традиции того времени? Или есть недостатки? Расскажите об этом.

— Конечно, у нас много упущений. «Традиция» сейчас прерывается. Поэтому я считаю, что нужно изменить подход к обучению домбристов в системе образования. Если мы будем приглашать по одному представителю каждой школы кюйши и вместо сохранения традиций будем просто проводить ежемесячные испытания-экзамены, то есть риск потерять все.

— Вы плодотворно трудились в стенах консерватории много лет, и ваши ученики активно работают по всей стране. Мы также знаем, что в открытой вами школе-студии вы обучаете детей разных возрастов игре на кюй по методу «на слух». В связи с этим возникает вопрос: насколько, по вашему мнению, необходим нотный метод обучения для домбриста, особенно для исполнителя кюя, и в чем преимущество кюев, разученных методом «на слух» от учителя к ученику?

— Обучение по нотам – это как неодушевленный предмет. Оживляет его человек, то есть исполнитель. Если в ушах исполнителя не будет звука настоящего мастера-кюйши, если он его не увидит, не услышит, то он и не будет стремиться к такому мастерству. «На слух» означает слушать и учиться у мастера не только по нотам, но и самому мастерству. Ноты не могут точно передать мастерство. Только через обучение от руки к руке мы можем воспитать ученика как мастера.

— Наш Первый Президент с 2018 года объявил первое воскресенье июля Днем домбры, возвеличивая нас и оказывая поддержку многим талантливым молодым людям с домбрами. Национальные музыкальные проекты, которые стали реже появляться на телеканалах, начали возрождаться. Есть ли у вас предложения по системному развитию пропаганды кюя, основанные на вашем богатом опыте?

— Конечно, это было хорошее начинание. Если не домброй, то чем еще поднимем дух народа?! Тем не менее, у меня есть немало предложений. Одно из них – я хочу, чтобы на телеканалах в телеконкурсах, посвященных кюю, вместо постоянно появляющихся профессиональных, состоявшихся домбристов, показывали молодых домбристов из разных уголков страны, талантливых, исполняющих в традиционном стиле. Говорю так, потому что, путешествуя по стране, я замечаю, что таких детей много. Кроме того, я считаю, что конкурсы кюя в нашей республике, проводимые раз в два или три года, должны проходить на государственном уровне при поддержке государства, чтобы чествовать выдающихся кюйши-композиторов каждого региона Казахстана, и проводиться традиционно во всех регионах. Потому что в настоящее время Атырау и Актау являются городами, которые уделяют активное внимание кюйши, даже готовят значительные денежные премии и оказывают поддержку, это не секрет. Поэтому я считаю, что должны быть охвачены и другие школы кюйши. Мы знаем, что Фонд Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, который поддерживает нашу олимпиаду, оказывает поддержку творческой молодежи страны. Мы надеемся, что и в будущем он будет оказывать поддержку таким проектам.

— Айгуль Наримановна, я не ошибусь, если скажу, что вы посвятили свою жизнь обучению и пропаганде казахской черной домбры и неустанно трудитесь на благо страны. Безусловно, вам еще многое предстоит дать. Тем не менее, есть ли у вас неосуществленные мечты? Поделитесь ли вы тем, о чем сожалеете?

— В молодости, когда мы были полны сил, мы появлялись на всех значимых мероприятиях в стране и давали концерты. Даже сейчас мы путешествуем по стране и даем концерты с нашими новыми программами. Народ встает и щедро поддерживает нас аплодисментами. Однако в наше время мы не встречали специалистов, которые могли бы вывести искусство кюя на мировой уровень. В стране не появилось организаторов концертов, использующих правильный менеджмент мирового уровня. Возможно, они и были, но организованные нами концерты не выходили за пределы страны и не получали должной пропаганды. Мы, со своей стороны, как исполнители, готовили и представляли публике концерты с интересным форматом. А вот «ивент»-центров, менеджеров в нашей стране, которые могли бы это подхватить, не нашлось. У нынешних молодых исполнителей много хороших возможностей. Я вижу, что если они воспользуются этим эффективно, то смогут добиться больших успехов.

— Айгуль Наримановна, благодарим вас за советы молодым домбристам и за то, что поделились своими ценными мыслями. Желаем вам здоровья и успехов в творчестве!

Интервью провел:

Ержан Жаменкеев,

преподаватель,

доктор PhD

Казахской национальной консерватории

имени Курмангазы

Previous Post

Токаев принял руководителей партий

Next Post

Бозымбаев высказался по вопросу строительства АЭС

Next Post

Бозымбаев высказался по вопросу строительства АЭС

Свежие записи

  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025
  • Жительница Ленгера столкнулась с тяжёлыми осложнениями после удаления зуба в неизвестной стоматологии 12 декабря, 2025
  • Отвлёкся на телефон: в Алматы водитель автобуса сбил девушку на пешеходном переходе 11 декабря, 2025
  • Трагедия на железной дороге: грузовой поезд сбил четырёх человек 11 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 11 декабря, 2025
  • «Она легла в больницу только потому, что у неё не шло молоко»: в Алматы умерла женщина после родов 11 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.