Ежегодная традиционная XI Республиканская студенческая предметная олимпиада в направлениях «Искусство» и «Образование», организованная Министерством образования и науки Республики Казахстан, Фондом Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, Казахской национальной консерваторией имени Курмангазы, является ожидаемым крупным проектом в данном высшем учебном заведении. Следует отметить, что Олимпиада этого года посвящена 75-летию со дня основания Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и 100-летию выдающегося кюйши-композитора ХХ века Темирбека Ахметова. В преддверии Олимпиады, чтобы узнать мнение жюри, которое будет судить этот конкурс, и узнать требования и советы, предъявляемые к молодым исполнителям, мы решили взять интервью у председателя номинации «Донбыра» – заслуженного деятеля РК, профессора Айгуль Улкенбаевой.
— Айгуль Наримановна, у меня есть несколько вопросов к вам как к выдающемуся казахскому мастеру-исполнителю кюя, который не сходит со сцены и пользуется любовью народа, а также как к председателю номинации «Донбыра» на Республиканской Олимпиаде, проходящей в стенах Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Как вы думаете, чем важна ежегодная Республиканская олимпиада для нынешних исполнителей среди молодых домбристов, обучающихся в средних и высших учебных заведениях? Больше ли пользы для исполнительства домбристов или она укрепляет их теоретические знания?
— Данная олимпиада, прежде всего, имеет большое значение с точки зрения повышения взаимоотношений между студентами высших или средних музыкальных учебных заведений и в целом между этими учебными заведениями, а также для обмена опытом. Вы правы, говоря о положительном влиянии на теоретические знания, поскольку следует отметить, что вопросы коллоквиума также подготовлены специально. А исполнительские навыки участника, безусловно, растут.
— Вы видели выдающихся исполнителей ХХ века, мастеров, обучающих игре на домбре, слушали их исполнение кюев, даже сидели рядом и получали наставления. Смогли ли нынешние молодые исполнители перенять исполнительские традиции того времени? Или есть недостатки? Расскажите об этом.
— Конечно, у нас много упущений. «Традиция» сейчас прерывается. Поэтому я считаю, что нужно изменить подход к обучению домбристов в системе образования. Если мы будем приглашать по одному представителю каждой школы кюйши и вместо сохранения традиций будем просто проводить ежемесячные испытания-экзамены, то есть риск потерять все.
— Вы плодотворно трудились в стенах консерватории много лет, и ваши ученики активно работают по всей стране. Мы также знаем, что в открытой вами школе-студии вы обучаете детей разных возрастов игре на кюй по методу «на слух». В связи с этим возникает вопрос: насколько, по вашему мнению, необходим нотный метод обучения для домбриста, особенно для исполнителя кюя, и в чем преимущество кюев, разученных методом «на слух» от учителя к ученику?
— Обучение по нотам – это как неодушевленный предмет. Оживляет его человек, то есть исполнитель. Если в ушах исполнителя не будет звука настоящего мастера-кюйши, если он его не увидит, не услышит, то он и не будет стремиться к такому мастерству. «На слух» означает слушать и учиться у мастера не только по нотам, но и самому мастерству. Ноты не могут точно передать мастерство. Только через обучение от руки к руке мы можем воспитать ученика как мастера.
— Наш Первый Президент с 2018 года объявил первое воскресенье июля Днем домбры, возвеличивая нас и оказывая поддержку многим талантливым молодым людям с домбрами. Национальные музыкальные проекты, которые стали реже появляться на телеканалах, начали возрождаться. Есть ли у вас предложения по системному развитию пропаганды кюя, основанные на вашем богатом опыте?
— Конечно, это было хорошее начинание. Если не домброй, то чем еще поднимем дух народа?! Тем не менее, у меня есть немало предложений. Одно из них – я хочу, чтобы на телеканалах в телеконкурсах, посвященных кюю, вместо постоянно появляющихся профессиональных, состоявшихся домбристов, показывали молодых домбристов из разных уголков страны, талантливых, исполняющих в традиционном стиле. Говорю так, потому что, путешествуя по стране, я замечаю, что таких детей много. Кроме того, я считаю, что конкурсы кюя в нашей республике, проводимые раз в два или три года, должны проходить на государственном уровне при поддержке государства, чтобы чествовать выдающихся кюйши-композиторов каждого региона Казахстана, и проводиться традиционно во всех регионах. Потому что в настоящее время Атырау и Актау являются городами, которые уделяют активное внимание кюйши, даже готовят значительные денежные премии и оказывают поддержку, это не секрет. Поэтому я считаю, что должны быть охвачены и другие школы кюйши. Мы знаем, что Фонд Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, который поддерживает нашу олимпиаду, оказывает поддержку творческой молодежи страны. Мы надеемся, что и в будущем он будет оказывать поддержку таким проектам.
— Айгуль Наримановна, я не ошибусь, если скажу, что вы посвятили свою жизнь обучению и пропаганде казахской черной домбры и неустанно трудитесь на благо страны. Безусловно, вам еще многое предстоит дать. Тем не менее, есть ли у вас неосуществленные мечты? Поделитесь ли вы тем, о чем сожалеете?
— В молодости, когда мы были полны сил, мы появлялись на всех значимых мероприятиях в стране и давали концерты. Даже сейчас мы путешествуем по стране и даем концерты с нашими новыми программами. Народ встает и щедро поддерживает нас аплодисментами. Однако в наше время мы не встречали специалистов, которые могли бы вывести искусство кюя на мировой уровень. В стране не появилось организаторов концертов, использующих правильный менеджмент мирового уровня. Возможно, они и были, но организованные нами концерты не выходили за пределы страны и не получали должной пропаганды. Мы, со своей стороны, как исполнители, готовили и представляли публике концерты с интересным форматом. А вот «ивент»-центров, менеджеров в нашей стране, которые могли бы это подхватить, не нашлось. У нынешних молодых исполнителей много хороших возможностей. Я вижу, что если они воспользуются этим эффективно, то смогут добиться больших успехов.
— Айгуль Наримановна, благодарим вас за советы молодым домбристам и за то, что поделились своими ценными мыслями. Желаем вам здоровья и успехов в творчестве!
Интервью провел:
Ержан Жаменкеев,
преподаватель,
доктор PhD
Казахской национальной консерватории
имени Курмангазы