Парламент Кыргызстана в третьем чтении одобрил законопроект, лишающий бывших президентов неприкосновенности. Однако авторы идеи считают, что документ нужно вернуть и доработать.
4 апреля кыргызский парламент одобрил законопроект о внесении изменений в закон «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики». Его поддержали 111 из 120 депутатов, трое проголосовали против.
Авторы документа Курманкул Зулушев и Исхак Масалиев предложили убрать из закона «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики» норму о неприкосновенности бывшего президента. Однако во втором чтении было принято решение не убирать норму целиком, а дополнить часть, касающуюся механизма привлечения к ответственности.
В частности, экс-глава государства может быть привлечен к уголовной ответственности, если Жогорку Кенеш и генеральная прокуратура обвинят его в «совершении тяжкого преступления».
ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ КАК ОБЫЧНЫЕ ГРАЖДАНЕ
Однако авторы документа против того, чтобы законопроект был принят именно в таком виде. Депутат Исхак Масалиев считает, что «никакой формы неприкосновенности быть не должно».
— Мы его убрали в 2006 году, это все знают. Но сейчас сложными действиями мы [экс-президента] приравняли к действующему президенту, это неправильно. Само название статьи 12 неверное – не соответствует содержанию. Учтите это. Возможно, законопроект нужно вернуть и доработать. Каждый законопроект должен быть безупречным, — сказал он.
В декабре прошлого года парламент в первом чтении одобрил отмену 12-й статьи, гарантирующей неприкосновенность экс-президента. Поправки предусматривают возможность привлечения к уголовной ответственности экс-президента, совершившего преступление во время исполнения президентских полномочий, и одновременно запрещают ему заниматься политикой после завершения президентских полномочий.
По мнению Масалиева, нынешняя версия законопроекта сильно отличается от первоначальной. По его словам, экс-президент должен отвечать за свои действия как обычные граждане.
— Сейчас вводится норма, по которой экс-президента можно привлечь к ответственности с согласия Жогорку Кенеша и генеральной прокуратуры. Я своего мнения не меняю. Я требую, чтобы экс-президент отвечал как обычные граждане, ни у кого не должно быть права неприкосновенности, будь то обычные граждане или политики. Сейчас есть попытка приравнять экс-президента к действующему президенту, — сказал он.
В октябре 2018 года Конституционная палата Кыргызстана признала статью 12 закона «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики», гарантирующую неприкосновенность экс-президента, противоречащей Конституции. Палата заявила, что экс-президента можно лишить права неприкосновенности, но это должно быть сложным процессом, как импичмент.
Конституционная палата предложила парламенту и правительству внести необходимые поправки в законодательство в связи с этим. Некоторые депутаты выразили недовольство. Они раскритиковали палату за «превышение своих полномочий».
По мнению депутата Дастана Бекешева, запрет экс-президенту заниматься политикой может иметь серьезные последствия.
— Запретят быть членом партии, работать в государственных органах. Но это ведь не написано в Конституции. Граждане могут подать в суд из-за этого, — сказал он.
В ходе обсуждения выяснилось, что закон может быть применен ко всем экс-президентам. Кроме того, стало известно, что в случае вступления в силу приговора в отношении экс-президента, привлеченного к ответственности за преступление, совершенное во время исполнения президентских полномочий, обвиняемый будет лишен всех государственных привилегий.
По мнению доктора юридических наук, профессора Бекбосына Борубашева, право неприкосновенности должно предоставляться во время исполнения президентских полномочий и автоматически прекращаться после прекращения полномочий.
— У нас не должно быть «абсолютной неприкосновенности». Мы демократическое государство с республиканской формой правления. Неприкосновенность предоставляется должностному лицу, он может использовать ее в личных целях, а наши чиновники работают только в своих интересах. Если мы являемся подлинно демократическим государством, то неприкосновенность должна предоставляться только во время действия полномочий. Ушел с должности – должен лишиться права неприкосновенности. Помимо неприкосновенности, мы обеспечиваем государственную дачу и охрану. Это тоже своего рода льготы, — говорит Борубашев.
Вопрос о лишении экс-президента права неприкосновенности усилился после заявления о прямой причастности Алмазбека Атамбаева к модернизации ТЭЦ Бишкека. Правоохранительные органы Кыргызстана подозревают, что «при модернизации ТЭЦ имело место коррупционное преступление». Атамбаев отрицает обвинения. В обществе есть и те, кто воспринимает это как инициативу, направленную против Алмазбека Атамбаева.
Теперь законопроект, принятый парламентом, должен подписать президент Сооронбай Жээнбеков. После этого документ вступит в силу.
Статья Кыргызской службы Радио Свобода