Чрезвычайный и полномочный посол Китая в Казахстане Чжан Сяо рассказал о реальной ситуации в образовательных и тренировочных центрах Синьцзяна и дал интервью казахстанским журналистам, сообщает агентство Sputnik.
Журналисты спросили посла, насколько правдива информация о «лагерях» в Синьцзяне. Некоторые западные СМИ брали интервью у людей, освобожденных из таких центров, и распространяли информацию о насилии в отношении них.
«Я могу со всей ответственностью заявить, что это полная ложь. В Синьцзяне нет никаких лагерей, таких как «концлагерь» или «ГУЛАГ». Есть только «центры профессионального образования и подготовки». Китайская сторона неоднократно предоставляла подробную информацию об этих центрах. Некоторые СМИ, не зная правильного названия этих центров или намеренно не понимая, поспешно распространяют «правдивые» новости», — сказал посол.
Чжан Сяо расценивает такую ситуацию как попытку очернить Синьцзян, оклеветать китайское правительство, вызвать межэтническую рознь и религиозные противоречия, а также подорвать усилия китайского народа по стабилизации ситуации с терроризмом.
«С 90-х годов из-за «трех сил зла» (национальный сепаратизм, религиозный экстремизм и насильственный терроризм) произошло ряд ужасающих террористических актов. В 2009 году произошел конфликт «7,5», который нанес ущерб Синьцзяну», — сказал посол.
В ходе интервью Чжан Сяо отметил, что люди с экстремистскими взглядами должны быть быстро реабилитированы и возвращены в общество. По его словам, центры созданы с этой целью.
«Китайская сторона создала «образовательные и тренировочные центры», опираясь на «Конституцию», «Закон о борьбе с терроризмом», «Акт о дерадикализации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе» и успешный опыт борьбы с терроризмом других стран мира», — ответил китайский посол.
По словам Чжан Сяо, «образовательные и тренировочные центры» относятся ко всем, а не только к одной этнической группе или религии. Существуют два основных критерия для приема в центр: во-первых, если человек причастен к «трем силам зла», и во-вторых, если он представляет опасность для общества.
«Например, некоторые люди распространяют «джихад» в сетях WhatsApp, используют злонамеренные аудио- и видеозаписи, но если их сюжеты незначительны и не считаются преступными, они направляются в образовательные и тренировочные центры. Некоторые люди были осуждены и приговорены к тюремному заключению за участие в террористической деятельности. После освобождения из тюрьмы, если они все еще не отказались от экстремистских взглядов и совершают антиобщественные действия — они должны продолжить обучение в образовательных и тренировочных центрах», — говорит посол.
По его словам, если совершаются действия, противоречащие закону, независимо от национальности или религии, люди будут вынуждены посещать тренировочные центры.
Чжан Сяо утверждает, что в таких центрах обучают закону и китайскому языку, а также уделяют внимание повышению профессиональной квалификации.
«Учебный центр — это не тюрьма, а школа для всего общества. У школы есть только одна цель — дать людям хорошее воспитание. Чему учат в этих центрах? Во-первых, учат китайскому языку. Во-вторых, изучают законы. В-третьих, профессиональная квалификация, например, приготовление кондитерских изделий, окрашивание и роспись текстиля, ремонт обуви, косметология и парикмахерское искусство, электронная коммерция и т.д.», — сказал посол.
Он также опроверг информацию о том, что в центрах запрещено придерживаться верований и обычаев людей.
«В образовательном и учебном центре нет пыток, есть только уважение и защита прав человека. Несмотря на некоторую ложную информацию, учебный центр с уважением относится к религиозным убеждениям и обычаям обучающихся. Учащимся предлагаются различные блюда на выбор. Есть также халяльные блюда. Кроме того, часто организуются различные культурные и развлекательные мероприятия», — сказал посол.
Кроме того, Чжан Сяо заявил, что шум, поднятый освобожденными из таких лагерей, является инсценировкой.
«Насколько мне известно, освобожденные поднимают шум, говоря: «Нужно прекратить злодеяния в «лагерях» пыток, остановить китайскую инициативу «Один пояс, один путь» и не допустить реализации китайской мечты. Экономически мы должны противостоять Китаю». Подумайте сами, может ли «освобожденный человек» говорить такие слова? Конечно, они находятся в руках антикитайских сил. По «сценарию» они сыграли роль несчастных», — сказал Чжан Сяо.
По мнению посла, такие люди нарушают социальную стабильность Синьцзяна.
«Они выражают обеспокоенность положением казахских граждан в Синьцзяне и стремятся подорвать взаимное доверие между Китаем и Казахстаном. Они прилагают все усилия, чтобы помешать развитию дружбы и китайско-казахстанского сотрудничества», — сказал Чжан Сяо.
В конце интервью посол отметил, что подавляющее большинство казахстанцев умеют отличать правду от лжи, и подытожил, что в конечном итоге истина восторжествует.