В Послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев особо отметил необходимость формирования государственных служащих новой формации, являющихся связующим звеном между властью и обществом. Государственный служащий должен сделать качество своим жизненным стилем и основным принципом, а самосовершенствование – своим главным правилом.
Процветание государства, повышение благосостояния народа, а также развитие любой сферы общества – в первую очередь напрямую связано с упорным трудом государственного служащего. Опыт развитых стран показывает, что внутренние кадровые возможности государственного аппарата имеют огромное значение на пути повышения конкурентоспособности страны.
С первых дней независимости Елбасы не оставлял без внимания работу по созданию современного государственного аппарата, способного эффективно реализовывать ключевые стратегические задачи. В связи с этим, в первую очередь по инициативе Президента была оптимизирована громоздкая и неэффективная административная группа управления, и началась работа по созданию государственного аппарата, способного качественно реализовывать политический курс независимого Казахстана в новых условиях.
В качестве начала и предпосылки институционализации государственной службы независимого Казахстана можно отметить Указ Елбасы «О государственной службе», имеющий силу закона, принятый в 1995 году. Безусловно, среди стран, входивших в состав бывшего Советского Союза, Казахстан стал первым государством, принявшим такой инновационный документ в то время. В определенной степени этот шаг укрепил кадровый состав государственной службы и стал основой ее развития.
В целях улучшения качества и уровня ответственности за принимаемые решения в сфере государственной политики усиливается практика перемещения по принципу «центр-регион». То есть, сотрудники высших государственных органов будут направляться в регионы для получения опыта. Поскольку по результатам внеочередной аттестации государственных служащих было выявлено, что в аппаратах министерств и комитетов совершенно недостаточно кадров с опытом работы в регионах в течение определенного времени. Из этого мы можем судить о возросшей ценности кадров, работающих в регионах, при разработке политики, реализуемой на региональном уровне. Также в последние годы увеличилось число государственных служащих, продвинувшихся по службе и перешедших из регионов в центр. Если привести цифры, то по сравнению с 2017 годом в 2018 году доля перешедших в центр увеличилась на 32 процента. То есть, с 5 186 специалистов до 6 826. Среди них преобладают те, кто поднялся с низших должностей на более высокие. Соответственно, этот показатель составляет 62,7 процента от общего числа служащих, назначенных по итогам внутренних конкурсов.
Квалифицированный кадр – это всегда залог эффективной и системной организации государственной службы на пути развития всех сфер общества. Помимо регионального опыта, важной частью и основным очагом профессионализации специалистов является система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе Академии государственного управления при Президенте и ее филиалов. Для выполнения важной задачи, поставленной Елбасы, были подготовлены программа «Руководитель новой формации» для политических служащих и специальные курсы переподготовки для лиц, назначенных на должности корпуса «А». Например, в 2018 году было обучено около 5 000 служащих по направлению проектного менеджмента, а в первом квартале текущего года 3239 государственных служащих прошли курсы переподготовки и повышения квалификации.
В Послании Елбасы было отмечено, что привлечение профессиональных специалистов из частного сектора, имеющих опыт работы в ведущих зарубежных компаниях, значительный служебный опыт или прошедших обучение в ведущих мировых образовательных учреждениях, является важной инициативой. Поэтому, не откладывая, Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции запустило механизм «быстрого найма». С помощью этого инструмента государственные органы могут назначать креативных и опытных специалистов на конкурсной основе по решению Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте.
В целом, в настоящее время уровень образования государственных служащих стабилен, 92 процента из них имеют высшее образование. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года, в прошлом году доля стипендиатов программы «Болашак» увеличилась на 13 процентов, а выпускников Академии государственного управления при Президенте – на 3 процента.
Повышение эффективности работы
Одной из главных задач Агентства по делам государственной службы является изучение эффективных аспектов новой системы оплаты труда. Специальная рабочая группа, созданная при Администрации Президента, готовит предложения по дальнейшему совершенствованию и развитию пилотного проекта, а государственные органы продолжают определять источники финансирования выплат по новой системе. Сегодня также определены пути снижения нагрузки на бюджет. Одним из них является эффективное, то есть рациональное использование государственного имущества, а другим – оптимизация подведомственных организаций.
Следует также отметить, что эти работы проводятся системно в соответствии с Планом мероприятий по оптимизации штатной численности и расходов государственных органов, утвержденным Правительством.
В первую очередь будут пересмотрены структуры управления с точки зрения устранения дублирующих функций, сокращения руководящего состава, а также централизации отдельных подразделений. В 2018 году трансформационные работы были проведены в трех акиматах, то есть в городах Нур-Султан и Алматы, а также в Акмолинской области. В результате эти меры позволили сэкономить около 22,5 млрд тенге бюджетных средств акимату столицы. А по Акмолинской области соотношение руководящих должностей и исполнительских функций сократилось вдвое, а в акимате города Алматы была создана централизованная служба управления персоналом, а также ликвидированы 6 управлений.
В этой связи стоит отметить, что значительная часть сэкономленных средств за счет оптимизации неэффективных расходов будет направлена на повышение заработной платы служащих. Безусловно, новая система предполагает не только повышение заработной платы, но и повышение эффективности работы.
В настоящее время основные виды работ в обществе, финансируемые из бюджета, такие как ремонт дорог, тепло-, электроснабжение, уборка улиц, водоснабжение и другие подобные важные услуги, оказывают существенное влияние на качество жизни населения. Однако они не имеют статуса государственной службы. Поэтому было предложено срочно пересмотреть закон «О государственных услугах» и внести в него понятие «общественно значимые услуги».
При строгом соблюдении требований Кодекса этики
Сегодня в государственной службе Казахстана явно наблюдается стабильность и низкий уровень текучести кадров. За последние два года показатель увольнений и отказов от должности составил 6,2 процента, а текучесть по другим негативным причинам сократилась на 4,6 процента. В целом, государственный служащий должен находиться в равных отношениях с гражданами, уметь находить выход из любой сложной ситуации, а также управлять своими эмоциями. Поскольку известно, что соблюдение требований Кодекса этики специалистами всегда строго контролируется.
Недавно руководитель Департамента контроля в сфере государственной службы Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Мадина Наурызбек заявила, что в 2018 году было проведено пять заседаний Комиссии по этике, а в текущем году – одно заседание, в ходе которого было рассмотрено 18 вопросов. По результатам были сделаны предупреждения четырем служащим за открытое нарушение Кодекса этики, трем служащим объявлен строгий выговор, и один служащий был освобожден от занимаемой должности. Называть их имена и фамилии, конечно, нет необходимости, однако их недостойное поведение и упущения должны послужить уроком для других. Например, заведующий отделом по взаимодействию с Комитетом по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству аппарата Сената Парламента был уволен за грубое обращение с подчиненными и распространение ложной информации, не соответствующей действительности. Также были рассмотрены дисциплинарные проступки двух сотрудников Министерства юстиции, и они были привлечены к ответственности за незаконное вмешательство в ход заседания дисциплинарной комиссии ведомства. А в текущем году заместитель председателя Комитета по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта был замечен в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте, где проводит много времени, и ему был объявлен строгий выговор.
Вывод из этого таков: каждому государственному служащему следует воспринимать себя как зеркало государства и общества и всегда держать в поле зрения требования Кодекса этики. Поскольку наряду с глубоким знанием своего дела, авторитет и личность специалиста формируются благодаря таким качествам, как справедливость, хладнокровие, простота, честность, рассудительность.
Асылбек Сагиулы