Особое место в демократической политической системе современного казахстанского общества занимает национальная безопасность. Сегодня национальная безопасность обеспечивается не только военной силой. Процессы глобализации в мире и развитие взаимовыгодных экономических связей усложняют структуру национальной безопасности: актуальность и приоритетность приобретают сферы экономической, внешней, экологической, информационной, общественной безопасности. С этой точки зрения, обоснование и развитие концепции безопасности без ядерного оружия в нашем молодом суверенном государстве становится актуальной проблемой современной политологической науки.
Внешняя национальная безопасность – это защита национальных интересов, национальных ценностей, богатства и образа жизни от внешних угроз. Национальная безопасность может быть нарушена как военным путем, так и другими способами, например, незаконным ввозом, вывозом через границу сырья, ресурсов, валюты, произведений искусства и других ценностей, промышленным или иным шпионажем, духовным вторжением, распространением подрывной информации и т.д. Именно с такими радикальными действиями, наносящими ущерб безопасности государственной независимости, наша страна постоянно борется.
Наш Президент Н.А. Назарбаев в своем Послании «Путь Нурсултана Назарбаева – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» поручил правительству укрепить национальную безопасность, отметив: «Стабильность и национальная безопасность – главное условие реализации нового политического курса. Его приоритетность не вызывает сомнений. Сегодня для нас важно подвести промежуточные итоги комплексных реформ правоохранительной системы. Необходимо критически оценить достижения, выявить проблемы и определить пути дальнейшей модернизации правоохранительной системы».
Поскольку обеспечение национальной безопасности находится под контролем с момента обретения страной независимости, философски проанализированы позиции политической и лидерской личности в обществе, исходя из общественно-политических взглядов о большом вкладе Елбасы Н.А. Назарбаева, исследованы психологические основы политических отношений через единство историчности и логики. Проанализированы аспекты внешнеполитической позиции, основанной на мире и согласии. Сделаны новые выводы о структуре системы резкого перехода от советской политики к постсоветской эпохе и ее самостоятельному построению, о значении выполненных работ.
Республика Казахстан, Президент и Парламент глубоко понимают такую взаимозависимость между такими ценностями, как экономическое развитие, экологическое равновесие, социальное государство, и политикой разоружения. Правящая политическая элита также понимает политику ядерного разоружения как особенно важную и ответственную задачу, ведущую казахстанцев к мирной жизни и реализующую новую модель социально-экономической жизни в стране.
Сегодня эффективность национальной безопасности зависит не только от накопленной военной мощи, но и от своевременного решения других противоречий, связанных с социально-экономическими, экологическими, демографическими, информационными, политико-правовыми аспектами, а также с жизненно важными интересами и потребностями человека, общества и государства.