Миссия молодого человека, получившего образование при поддержке государства, – внести свой вклад в развитие государства в любой форме. Мы также учли слова Әлихана Бөкейхана: «Братья мои, пока вы молоды и здоровы, трудитесь на благо народа». Огорчает лишь то, что мы стали «владельцами профессии», окончив выбранную нами специальность, но не можем найти работу по ней в государственной сфере. В противном случае, мы далеки от того, чтобы «плевать в колодец, из которого пили».
В статье 47, пункте 17 Закона «Об образовании», принятого в 2012 году, говорится: «Молодой специалист после окончания учебы должен проработать в ГОСУДАРСТВЕ не менее трех лет (в том числе выпускники педагогического направления – в сфере образования)». Этот закон касается каждого педагога, обучавшегося на государственном гранте (не путать с «сельской квотой»). Указанный закон начал применяться с 2015 года. Когда мы поступили в 2013 году, никто об этом даже не упоминал. Только по окончании учебы всем нам дали подписать договор. Те, кто заставлял нас это делать, знают, с каким спором и скандалом мы это подписывали. В тот год, не успев поступить в магистратуру, мы искали работу в государственных образовательных учреждениях. Нам отказывали под разными предлогами: «нет мест, нет опыта работы, то да се». А от «Центра финансов» приходили бумаги, а затем и звонки, которые сводили нас с ума. Вы, наверное, думаете, почему они не могут найти ту «ГОСУДАРСТВЕННУЮ» работу, которую нашли другие? Мы не уклоняемся от государственной работы, ПРОСТО:
1) Нужно было открыто сказать об этом при поступлении, а то, что нас схватили за горло на 4 курсе, вызвало большой спор. Наши преподаватели говорили: «другие, другие, вы не останетесь без работы». Так где же та работа, о которой они говорили?!
2) Кто-то знает об этом законе, а кто-то нет. Даже наши преподаватели в университете настойчиво говорили: «после поступления в магистратуру вы избавитесь от этого», и были против нашей работы. Оказалось, что магистратура, поступившая через год, не засчитывается. То есть, я окончил бакалавриат в 2017 году, и должен был поступить в том же году. Поступление в магистратуру в этом году – моя проблема. Теперь, когда я учусь в магистратуре, школа не принимает меня на работу, а если я хочу устроиться на полную ставку, мое обучение в магистратуре не совпадает. Ни туда, ни сюда…
3) В одном из интервью Ықылас Ожайұлы сказал: «Есть критерии для молодежи, которой доверял Мағжан, он не говорил, что всем молодым людям доверяет». При повторном поступлении в вуз, чтобы «не повторить ошибку бакалавриата», мы подали заявку на обучение по академической мобильности за рубеж. Нас вернули обратно, когда пришел вызов на обучение из Турции. Оказалось, что люди, имеющие долг перед государством, не могут выехать из страны. Когда же будет оказана поддержка, которая не была оказана? Говорят «Год молодежи»…
4) Затем было сказано: «Вы будете освобождены в случае вступления в брак и рождения ребенка». И это оказалось неполным, оказывается, чтобы избавиться от долга, родив ребенка, нужно выйти на «соответствующий отпуск» от государства. Говорят, что они беспокоят и наших одногруппниц, которые находятся «в отпуске», не работая совсем. Так где же наша важная проблема – «демография»?
…Сколько таких молодых людей, как мы, ищут работу и блуждают? Если нет спроса на работу, то почему на специальность «учитель казахского языка и литературы» выделяется столько грантов? Почему университет, зная, что мы «должны государству», принимает нас на учебу спустя столько лет, говоря, что «ваши 2 года засчитываются как магистратура»? ПОЧЕМУ?!
Брось камень – попадешь в учителя казахского языка и литературы. Поручение нашего Елбасы этого года «О статусе учителя» известно всем. Нам нужен не статус, не карьера, а возможность устроиться по своей специальности в соответствующие организации и «избавиться от нашего миллиона». В противном случае, «если потянем сюда – наша телега сломается, если потянем туда – наш бык умрет!» Что это за парадоксальная политика?! Кто раскроет правду и кто решит эту проблему?..
Из записи Ляззат Мақаш в Facebook