ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » Есенгали Раушанов. Акпан

Есенгали Раушанов. Акпан

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
18 февраля, 2019
in Культура
0

Итак, в 1645 году Абулгази-батыр хан, превосходя своих многочисленных и мелких противников в длительном противостоянии между потомками Чингисхана в персидских и тюркских землях, взошел на трон Хивы.

Если верить ссылке профессора Самата Отениязова, то именно казахский хан Есим поддержал его в то время. Верно, что в тот период хан Есим находился в конфронтации с бухарскими ханами. Целью, похоже, было держать бухарцев под прицелом ружей и вооруженных врагов, выжидая издалека. Летописцы пишут, что до этого в государствах Хорезмской низменности казахи ханами не бывали. Другие историки сомневаются, насколько правомерно называть Абулгази казахом, ведь он был племянником казахов. Известно, что казахское войско жестоко истребляло оседлое население, которое ему противостояло. Были грабежи, угоны скота, набеги. Подобные набеги прекратились с возвращением в Хиву Мейирбану-ханым, матери Абулгази-батыра, дочери Жангазы-султана, правителя казахов Приаралья. Перед началом борьбы за трон Абулгази отправил свою мать и детей к своим родственникам в Приаралье. Народ называет ее «Великой ханумой». Страх, охвативший народ, улегся. Мудрая старуха, едва прибыв, начала раздавать милостыню всем бедным, нуждающимся, сиротам и обездоленным Хивы каждую пятницу. Она называла их «моими детьми». Так в Хиве наступили мирные времена, когда «овцы несли яйца». Увы, как и все приятные моменты, этот период не продлился долго. Почему? Главный визирь Абулгази, избранный им из местных жителей, по имени Шайык, собирался женить своего сына и пригласил ханский дворец на праздник. Великая ханума, после обычных поздравлений, перешла к казахскому разговору: «Откуда родом невестка?» — спросила она. «Невестка не чужая, из наших», — ответил главный визирь. «Из наших, в каком смысле?» — спросила Великая ханума, заподозрив неладное. «Невестка — дочь моего брата», — ответил главный визирь. Мейирбану, впервые услышав такое, упала в обморок, воскликнув: «Астагфируллах!». На следующее утро, придя в себя, она позвала сына и потребовала издать указ, чтобы в Хивинском ханстве больше не было такого ужаса, как кровосмесительные браки. «В этой стране такой обычай существует с давних времен, если мы сейчас издадим указ, как гром среди ясного неба, народ возмутится, давайте будем терпеливы, мы до этого дойдем постепенно», — ответил сын, что вызвало гнев Великой ханумы. Она приказала запрячь свою серебряную колесницу с голубым шатром и в тот же день уехала обратно в Аральское море. Кровосмесительные браки были распространены не только на Востоке, но и среди европейских аристократов, особенно среди английской знати. Вы говорите о фетве «брак между теми, кто не пил из одной груди, дозволен», и в древности люди, имевшие одну мать, также вступали в брак. Например, исследователи фараонов утверждают, что первым мужем знаменитой Клеопатры был ее родной брат. «Вредные обычаи, такие как родственные браки, сохранились у некоторых племен, которые позже ассимилировались с казахами, надолго», — пишет поэт и публицист Аманхан Алим. Говоря о вреде, во времена Советской власти узбекское телевидение признало это устаревшим обычаем и провело серию передач.

Февраль называют «вороньим» месяцем, вероятно, потому, что в этом месяце указанные птицы образуют пары. По исследованиям орнитологов, перед образованием пар существует период «вороньей свадьбы». Это, как и другие многочисленные периоды, такие как «прохлада кукушки», «отамалы», «пять гостей», «теке буркылдак», «перерезание пуповины у щенка тюленя» и т. д., является своего рода промежуточным этапом. Далее мы остановимся на некоторых из этих промежуточных этапов. Таким образом, во главе с отцом-вороном, мать-ворона, радуясь, провожает своих «выросших дочерей» или «вороних», у которых окрепли крылья и затвердели суставы, в другую стаю. Вскоре другая стая отправляет своих «дочерей» к нам. Словно сама могущественная Мать-Природа начала с птиц пример того, как запретить кровосмесительные браки.

Во время «куйойнака» они парами взмывают высоко в синее небо и исчезают из виду. Не вороны, а ястребы, скажете вы. Затем они стремительно падают с высоты, как камни из пращи. И вот, в какой-то момент, кажется, что они разобьются о камень и их кости разлетятся, но они снова взмывают вверх. Взлетев снова, они летят горизонтально. Неожиданно, не расставаясь с парой, они садятся на дерево и начинают расчесывать перья. Вы видите не «брачный танец» ворон, а парад военных самолетов. Различные формы «высшего пилотажа», о которых говорят русские братья, проносятся перед вашими глазами. Один куплет из стихотворения «Воронья песня»:

Белый февраль, я черный,
Небо синее,
Начиная воронью песню,
Мой дорогой,
Ты тоже присоединяйся к песне, не бойся.
Наш брак заключается не на Земле,
А в небе.

Длиннохвостые вороны и сороки также начинают вить гнезда в этом месяце, не дожидаясь наступающей весны. Точнее, начинают не вить, а строить гнезда. Птичьи гнезда — это инженерные конструкции, искусно сплетенные с величайшей тщательностью, где каждая ветка, каждая соломинка, каждый пух разделены и подобраны по весу, цвету, запаху, прочности, гибкости, длине и краткости.

То же самое и с лошадьми, слова казахов «хороший жеребец не нападает на свой табун» не нуждаются в доказательствах. Жеребята, которые вчера были жеребятами, к концу года становятся таями, а затем кунанами, и проводится «кампания по очистке табуна». Следовательно, благородный жеребец изгоняет из табуна кобыл, «происходящих из его рода». Тех, кто не подчиняется и снова прячется под бок матери, он кусает, лягает и гонит, пока они не уйдут далеко. После этого кобылы больше не возвращаются. Они присоединяются к другим табунам и приносят потомство от других жеребцов. Видя жеребцов с ушами-лопухами, несущихся по снегу, поднимая его в воздух, и кружащих свой табун в февральскую метель, невольно вспоминаешь, почему древние казахи называли лошадей «животными, более ценными, чем люди». Говоря о жеребцах с ушами-лопухами, предки современных лошадей, существовавшие около пятидесяти миллионов лет назад, эогиппусы, двигались и прыгали, как обычные кошки. Это потому, что вместо позвоночника у них были пружинящие кости.

Кстати о лошадях, много сведений о феврале в народной памяти связано именно с лошадьми. Вот пара примеров: мы обычно называем звезду Венеру «утренней звездой». Однако Венера иногда восходит зимой (чаще всего в феврале) с запада, и трудолюбивые казахи издавна не любили это ее восхождение. Например, в прошлом ноябре, или с ноября 2017 года по первую неделю ноября этого года, она восходила с запада, в Алматы — со стороны Борандая. Некоторые звездочеты истолковали это как дурное предзнаменование. Мы видели людей, которые беспокоились: «Это впервые за семьдесят лет повторяется в казахской степи, да убережет нас Бог, пусть это закончится благополучно». На самом деле это повторяющееся явление. Астрономия полностью отрицает, что это приведет к катастрофе. Соревнуясь с Венерой, звезда Сарыжұлдыз двигалась вдоль Талгарских вершин или восходила с востока и перемещалась на юг. Казахи Шымкента и Жамбыла называют эту звезду Есекқырған (казахи Мактаарала, Мырзашола, Туркестана, Кызылкума, Жанакоргана называют ее Ешекқырылған), восточные казахи называют ее Сарыжұлдыз, а западные казахи чаще называют ее Омирзая. Все эти названия, похоже, являются либо поздними, либо не передают точного значения. Об этом мы поговорим немного позже.

Скотоводы говорят, что в благоприятный для хозяйства год Венера, как обычно, восходит с востока на рассвете. А если она восходит с запада, то не называйте ее Венерой, а понимайте ее как Долыкатын (в некоторых местах — Тулкатын), говорят те же скотоводы. Казахи, где бы они ни были, не расстаются со своим юмором, и вот одна из таких историй: говорят, что когда-то в феврале случилась сильная метель, и у коневода по имени Курымбай начали гибнуть все его жеребята. Курымбай, видя во всем этом вину звезд, направил свой крюк к небу и сказал: «Лицедей, ты на небе, если бы ты был на земле, я бы поймал тебя и… бил бы до восхода солнца», — разозлился он. Вскоре взошла утренняя звезда с востока, и солнце начало успокаиваться. Тогда простодушный Курымбай сказал: «Говорят, что если не боятся, то не уважают». Говорят, что с тех пор пошла насмешка: «Если крюк Курымбая цел, еще много диких лошадей будет приручено».

Она восходит перед закатом в феврале. В другой шутливой истории говорится, что деревенский староста-мулла, глядя на рано взошедшую Венеру, сказал: «Дитя, ты еще не пасло скот, чайник невестки еще не закипел, ты появилась так рано, не помолившись, ты подогреешь мою воду для омовения, несчастная», — и бросил в звезду свой кувшин.

Конечно, не следует принимать такое расположение звезд за правило. Небесный мир может меняться каждый год по-разному. Когда говорят «блуждающая звезда (имеется в виду Венера) пришла сбоку, февраль-токпан пришел в гости», народ имеет в виду эти изменения.

Теперь перейдем к Сарыжұлдызу (Есекқырған, Омирзая), который, как и Венера, ярко восходит в красных сумерках. Астрономия учит нас, что это Юпитер. Вы найдете много информации об этой звезде, которую некоторые путают с Венерой, начиная от научных трудов и заканчивая художественными произведениями. Поэтому я не счел нужным останавливаться на ней. Мы хотим сказать, что у казахов есть звезда Олпан. Южные казахи называют ее также Болпан. В легендах говорят, что Олпан — сестра Венеры. Исследователи космоса изучают ее как очень тусклую, едва видимую звезду. Это вызывает сомнения. Если она не видна, то почему люди говорят о ней? По нашему мнению, не является ли эта Сарыжұлдыз Олпан?! Мы также хотим сказать, что ее название не Олпан и не Болпан, а ҰЛПАН. Подумайте сами, казахи не назовут девочку Олпан или Болпан. Они называют ее Есекқырған. Почему «осел»? О, мой Бог! Если назвать ее Ұлпан, то это совсем другое дело. Разве имя Ұлпан не прекрасно? Лично я не могу принять и название «Кемпірқосақ» (Радуга)… Были и те, кто сказал раньше меня, что, кроме красивой небесной арки, какая связь с старухой? Вы знаете, что у великого Габена, Габита Мусрепова, есть поэма о любви под названием «Ұлпан». Да, мы принимаем это произведение не как повесть или роман, как говорят люди, а как поэму. Поэма о любви! Вы знаете, что в мировой литературе и искусстве существует множество произведений под названием «Поздняя любовь». Мы оцениваем драгоценную «Ұлпан» Габена как шедевр, видимый с такой высоты. В Актюбинской области есть станция Улпан. По некоторым данным местных краеведов, прекрасная Улпан, воспетая Габеном, родилась в той местности, а некоторые говорят, что это место ее захоронения. В любом случае, правда в том, что народ с уважением относился к носителям поздней любви, а не насмехался над ними, как некоторые завистники. Любовь — великое чувство, которое, кажется, присуще только великим людям.

Февраль — такой месяц.

Вы знаете, что в Старом Каспии около ста островов. Один из пяти островов в казахстанской или Мангистауской части называется Кулалы. Он омывается водами Урала, поэтому, возможно, эта часть Каспия, которая не замерзает даже в лютые морозы, в феврале покрывается льдом. С десятого по пятнадцатое февраля на Кулалы щенятся тюлени. В некоторые годы щенка могут появиться чуть раньше или позже. В момент появления на свет «белые детеныши» ложатся животом на лед. Адайцы называют детенышей тюленей не «щенками тюленей», а ласково «белыми детенышами», а самих тюленей называют не тюленями, а «ластоногими» — так их назвали рыбаки. В этот промежуток времени дни становятся очень холодными. Это более благоприятное время для тюленей и их новорожденных «белых детенышей», чем обычные морозы, хотя холод пронизывает до костей. Подняв живот от земли, молодая пуповина, капающая кровью, прилипает ко льду и отрывается. Затем они ныряют в ледяную воду, играют и уплывают в океан жизни. Сразу после перерезания пуповины наблюдать, как они ползут по земле и устремляются к воде, — это настоящее чудо. После перерезания пуповины они сразу же ползут по земле и устремляются к воде. Этот промежуток времени в Мангистау называют «рядом пуповины тюленя». Таков закон жизни, дыхание жизни не останавливается ни на мгновение, даже в лютую зиму, и тем более на льду, жизнь продолжается. Увы… Не могу забыть одну историю, услышанную давно. Русских купцов привлекал жир и шкура тюленя. А знаете ли вы «самый простой и эффективный способ» их ловли, придуманный русскими?! Представьте себе: февраль. Черное, бушующее море. Шторм. Мир вверх дном. Ветер свирепствует. Ластоногие целый день и ночь, измученные, с перебитыми легкими, едва добираются до берега в поисках корма для своих новорожденных «белых детенышей». Разве не встреча матери и ребенка — самое прекрасное торжество в мире? Даже если солнце палит, на Кулалы праздник, Кулалы в объятиях радости. Вдруг из укрытия выходит группа людей с топорами и начинает бить тюленей по мордам, заливая остров кровью. Белые детеныши, только что обрадовавшиеся встрече с матерью, ползут к морю. Железные топоры не щадят и их. Поверхность льда окровавлена. Новорожденные младенцы кричат. Как будто шестьдесят женщин плачут одновременно, ваше тело сковывает боль. Ваши кости ноют. Детеныши тюленей плачут, как новорожденные младенцы. Нет никого, кто бы на них смотрел. В мгновение ока их убивают, не различая мать и дитя.

«Лиса пишет шерстью» — это именно об этом, производители, привлеченные их жиром и шкурой, дошли до такой жестокости. Много разговоров о «ряде пуповины тюленя». На русском алфавите в месяцах, где нет буквы «р», их жир является лекарством от тысячи болезней, особенно незаменимым средством от легочных заболеваний, часто встречающихся у рыбаков, а если пить в русском календаре в мае, июне, июле, августе, то от вас так пахнет жиром, что даже животные шарахаются с расстояния.

История, география, природа и климат этого небольшого города, который местные казахи называют Аккетик, а русские — Форт-Шевченко, отличаются от других городов. Казахи здесь живут оседло около ста шестидесяти, ста семидесяти лет. Редактор районной газеты «Тупкараган» Мелана дала нам много информации о городе и жизни рыбаков.

В этом районе, после «ряда пуповины тюленя» или примерно в середине февраля, есть еще один обычай, который люди называют «волчьей парой». Почему «волчья пара»? Волк никогда не образует пару дважды. Казахи не убивают спящего волка. Они думали, что он будет мстить и станет свирепым. Они верили, что гнев волчицы плох. Если они все-таки стреляли, то убивали обоих, потому что если один останется жив, то в деревне не будет покоя. Волчица или волчица рожает потомство только один раз. Возможно, из-за этих качеств казахи ценили его. Действительно, это отдельный хищник. Вот несколько историй, рассказанных охотниками Тарбагатая, Сауира, Сайкана:

Если чужой арлан приближается к волчице, зная, что у нее есть пара, он не уходит живым. Говорят, что сама волчица разрывает этого «рыжего» на глазах у своего «мужа». Назовете ли вы это честью, верностью жене, те, кто знает такие качества волка, рассказывают о них в песнях.

Даже если вы вырастите волка с детства, пока он еще не открыл глаза, он не будет ласковым, ему чуждо вилять хвостом и скулить, как собака.

Бедная собака принимает волчонка, а волк никогда не принимает щенка собаки и не кормит его.

Таранная кость волка и таранная кость собаки не похожи друг на друга.

Он рвотой кормит своих детенышей.

Даже если вы случайно поймаете его и содрать шкуру живьем, ни мухи, ни мошки не прикоснутся к нему, он не будет гнить, даже снаружи собаки не приближаются к нему, не говоря уже о других животных. Не то чтобы не приближаются, а не могут приблизиться.

Даже когда шкуру снимают живьем, он не издает звука.

Вероятно, поэтому древние казахи говорили: «Можно снять шкуру с волка, но нельзя снять с него благородство».

Волк никогда не ест падаль, питается свежей добычей, за один раз съедает десять-пятнадцать килограммов мяса.

Животное, на которое он укусил, не восстанавливается во второй раз и не возвращается в строй, поэтому таких животных сразу же забивали.

Он способен слышать посторонние звуки с расстояния 10 километров. Поэтому, когда охотники отправляются на охоту, они закрывают стволы ружей и обматывают их тряпкой, цель — не дать волку почувствовать запах пороха.

Говорят, что он возвращается в места, где он катался, оставлял помет, или где он был ранен, через 3, 7, 14, 21 день.

Есть те, кто видел, как он перепрыгивал через обрывы высотой 2-3 метра, не касаясь ногами.

В ненастные дни он преодолевает до 100 километров.

Ветер усиливается и превращается в снег. В это время арланы-волки соревнуются друг с другом, иногда даже убивая друг друга. Интересно, что лисы, горностаи, ласки не приближаются даже к их трупам, замерзшим посреди поля. Только сороки выклевывают им глаза. В других регионах этот период, известный под названиями «бёрысырғақ» или «ыңқыма» (русские называют это «брачный период»), называется периодом спаривания волков. Однако это не означает, что волки спариваются в соответствии с календарем или только в это время. Ученые, изучающие диких животных, пишут, что этот «бёрысырғақ» обычно приходится на разные периоды с января по апрель, в зависимости от климата региона.

Февраль. Оглянитесь вокруг, и кажется, что весна далеко. Зима все еще свирепствует. Хрустящий, твердый снег. Ночной мороз выглядит зловеще. Реки скованы льдом. Кажется, что жизнь остановилась. Этот месяц мало чем отличается от января.

«Когда придет весна?» — с грустью думаете вы.

«Тонкое становится толще, а толстое рвется», — с тоской говорите вы.

Февраль, когда «у молодого барана остался хвост, а у девушки — рога», — это он. Откуда взялось слово «кырланады» — от «кырына алады» (берет в оборот), «кырын карайды» (смотрит сбоку), «кахарды тебеди» (изливает гнев)?

Каким бы суровым ни был февраль, по сравнению с другими зимними месяцами, в нем много моментов, полных милосердия и сострадания. Да, каким бы жестоким мы его ни называли, в этом месяце есть свое тепло. Например, вы никогда не слышали, чтобы желтая трясогузка так щебетала в другое время. Увы, вы не слушаете.

Когда вы видели, чтобы сойка взлетала так внезапно и вскоре снова садилась стаей, как в феврале? Более того, сойка, кроме февраля, редко останавливается в Алматы. Птицы, следующие за архарами и дикими козлами в горах, — это свой особый мир.

К концу месяца, если внимательно присмотреться, вы заметите, что сосульки, свисающие с крыш, стали тоньше и тоньше, в отличие от прежних.

Бедная желтая трясогузка хочет петь в особой мелодии, но ее голос не дотягивает. Она похожа на ребенка-певца, который, не зная своих возможностей, перешел на другую ноту и теперь не знает, что делать.

Но прислушайтесь к ней на мгновение. Кажется, есть новость, которую она хочет сообщить вам первой. Она хочет успеть раньше других, но никто ее не слушает. Она щебечет, извиваясь, извиваясь, как будто поет в последний раз. У наших киргизских братьев есть старая поговорка: «Придет, придет Кенесары, дойдет до ста, дойдя до ста, сам хан Кене умрет». Это означает: «Зачем терпеть сорок дней и не выдержать сорок первый?!» Увы, она не может донести свою мысль. «Эй, братья, послушайте меня. Куда вы спешите? О, почему вы не слушаете? Я хочу сказать, я хочу сказать, эй, я хочу сказать, мой господин идет. Вы ведь знали моего господина, почему вы не радуетесь. Имя моего господина — ВЕСНА!»

Пока она спешила, суетилась, волновалась, летала и садилась, не находя себе места, внезапно сосулька, свисавшая ранее, упала на землю и разбилась вдребезги. «Сосуд не разбивается сорок дней, разбивается за один день», — это оказалось правдой, и ледяная корка треснула. Затем упала первая капля. Птицы, испуганно взлетев, уселись на деревьях и защебетали. Мир наполнился шумом. Сколько было певчих птиц в нашем городе! Какой прекрасный город был наш город! Как мы не заметили этого, Боже мой?!

Желтая трясогузка, потеряв свою радость, теряется в толпе. Никто не слышит ее обиды: «Братья, разве не я первой сообщила новость о весне?» Никто не замечает, что она осталась в своем городе, окутанном снегом и льдом, когда другие птицы улетели в теплые края, в поисках комфортного места, что она говорила о наступлении этого момента, рискуя жизнью среди зимы, и что она — самая близкая к людям птица. Никто не обращает на нее внимания. Никто ее не слушает. Каждый год так.

Есенгали Раушанов,
газета «Қазақ әдебиеті»

Previous Post

Величие Великих степей

Next Post

Назначен новый аким района Сарыарка города Астаны

Next Post

Назначен новый аким района Сарыарка города Астаны

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.