МУКАГАЛИ МАКАТАЕВ – 88.
В этом году исполняется 88 лет со дня рождения гениального поэта Мукагали (Мухаммедгали) Макатаева, взлетевшего из Карасаза.
Как пел поэт Толеген Айбергенов: «Я умру на своей высоте, словно гора, изъеденная летними дождями», так и с течением времени дух поэта становится все более возвышенным.
В своем дневнике наш старший брат писал: «Эй, болтуны, не вам меня оценивать! Настоящие ценители еще впереди. Пройдут годы, придут новые поколения, и они поставят каждого из нас на свое место. Так было издревле, так будет и будет. Я ровесник поколений XXI века. Возможно, я даже родственник поколений, что идут дальше…». И действительно, так и случилось.
Сегодня критическое время, словно подтверждает слова поэта. С каждым годом растет число читателей, любящих стихи поэта. Мукагали, чья пуповина была перерезана в скромном ауле Карасаз, ставший выдающимся сыном своего народа, ярко сверкнувший звездой на поэтическом небосклоне, названный поэтом века, – его имя дорого и является огромной гордостью для каждого.
Существует поговорка: «Колдун не выносит колдуна, хороший не выносит хорошего». Правда! В свое время те, кто играл камчой на голове Абая и «вешал» Акана, не пощадили и Мукагали!
Следует сказать правду, наш Мукагали, который смог вынести несправедливые поступки серого общества, в свое время не получил должной оценки. Его подставляли, многие стихи остались «в зубах у кусающего, в руках у хватающего». Некоторые даже находились, кто говорил: «Напоив его сами, они называли его «пьяницей»». На это поэт отвечал:
-…Дело не в вине,
Проблема – в другом…
(Можно ведь с этим попрощаться).
…Ты выдержишь, чтобы подружиться со мной?
Переходить вброд воду и таскать камни?
Затем приходить в кабак,
Будем пить, заплатив сначала деньги.
Вот так, братишка!
Иногда твой брат пьет,
Видя уныние брата, который погас, не выпив…
Напоив его сами, они называют меня пьяницей, неужели народ?!..
…Не пей, братишка, потом выпьешь.
Сначала похоронив своего брата…
— пел наш поэт, но не сломался, шел прямо и говорил откровенно.
Все же, найдя в тебе какой-то недостаток,
Кто угодно стремится критиковать.
Но,
Знаешь ли ты, эй, кто угодно,
Что язык дан для того, чтобы говорить правду…
Говорили: «Ситом правды не просеять».
Такого «хрупкого» Мукагали, который мог бы «сломаться» от такого неблаговидного поступка, нет! Он осмыслил правду и воплотил ее в стихах. Поэт, переживая тяготы жизни и подвергаясь необоснованной критике, придерживался принципа: «Поэзия поэта – в чести, а не в славе». Не интересуясь чинами и званиями, жил простой жизнью.
…Как я могу сказать, что я поэт,
Я повторил то, что сказал мой народ.
Народную песню казахов, носящих чапаны,
Я возвращаю им, надев на них шелк.
Наш Мукагали никогда не преувеличивал свое поэтическое мастерство. Истинный талант считает ношение бремени чести большой ответственностью. Он посвящает народу свое священное искусство слова. Изливает свою душу на белую бумагу. Гений, всю жизнь свою сплевший из стихов, ищет в своем обществе Махамбетов, вооруженных мечом правды. Он оплакивает гордый дух, подобный коню, с помощью поэзии.
Моя тайна – вот она,
Моя песня – вот она,
Перед тобой.
Присмотрись,
Я тлел или горел?
Маханов нет,
Остатки Маханов –
Здесь Мукагали Макатаев!..
Каждое стихотворение удивительного поэта – сама жизнь. Призывая общество избавиться от зависти и ревности, он бросил клич: «Проклятие зависти!» — и страстно воплотил это в стихах:
Какое наслаждение!
Будем жить, друзья, так каждый день.
Обижаться,
Обижаться – это невежество.
Братья мои!
Мы все пережили трудные дни,
Откуда пришла зависть между нами?..
…Подумайте, друзья!
В искусстве не бывает «соревнования»!
Недостигнув уровня,
Завидовать – не пройдет даром.
Если твое искусство достигло уровня,
Но ты не смог преуспеть – вот горе…
Искусство, за которое борются завистники,
Не является искусством!
Стихи поэта, вырвавшиеся из самой души, запечатлелись в народной памяти, оставив неизгладимый след. Словно драгоценный меч, лежавший в ножнах, теперь вышел наружу.
«Самая высокая точка казахской степи – Нарынкол, а Мукагали – Хан-Тенгри казахской поэзии», — как сказал писатель Аким Тарази, поэзия, написанная собеседником веков, день ото дня преображается, возвышается подобно Хан-Тенгри и, несомненно, будет читаться чаще всего.
Благородное не ржавеет!
Мукагали – вечная жизнь.
Да упокоится душа твоя в раю, поэт-брат!..
Даурен ЕРМЕКБАЙ,
Кегенский район,
село Тасашы.