4 февраля Конституционный Совет Республики Казахстан принял к конституционному производству обращение Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о предоставлении официального толкования пункта 3 статьи 42 Конституции Республики Казахстан, что вызвало различные оценки и предположения среди экспертов. В обществе, среди экспертов, преобладали мнения о том, что «это признак внеочередных выборов», «реализация сценария транзита власти».
В интервью казахстанским журналистам в 2018 году Президент отмечал, что «внеочередные выборы в Казахстане не планируются», «о своем участии или неучастии в предстоящих президентских выборах он сообщит позже, а до 2020 года еще есть время».
В основном, согласно статье 72 Конституции, Конституционный Совет имеет право давать официальное толкование нормам Конституции об отставке Президента по собственному уходу с должности, а также давать соответствующие заключения о соблюдении установленных конституционных процедур. Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение в течение одного месяца и выносит заключительное решение. Однако, согласно закону, месячный срок, предоставляемый для принятия заключительного решения, может быть сокращен до десяти календарных дней. Это обычные процедурные мероприятия.
По данным Конституционного Совета, с января 1996 года по настоящее время в Конституционный Совет поступило более 190 обращений, из них 23 обращения – от Главы государства, 77 обращений – от председателей Палат Парламента и его депутатов, 27 обращений – от Премьер-министров, занимавших должности в разные периоды, 68 обращений – от судов, то есть это можно считать осуществлением разъяснительной работы с привлечением правоведов-ученых для еще одного запроса в рамках закона.
Доказательством существующей на практике разъяснительной работы является то, что до сих пор Конституционный Совет признал примерно 30 законов и международных договоров полностью или частично неконституционными.
Жолдыбалина Алуа,
Руководитель отдела КИСИ при Президенте Республики Казахстан