Вопрос «Как повысить статус учителя?» давно волнует многих и является большой проблемой. Повышение статуса учителя, создание условий для педагогической общественности – прямая обязанность господина Сагадиева, возглавляющего Министерство образования и науки. Кроме того, было бы правильно, если бы представители интеллигенции, ученые и все члены общества работали сообща.
Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем прошлогоднем послании в октябре выступил с конкретной инициативой по повышению статуса педагогической общественности. Он привлек внимание государства к актуальной проблеме, волнующей многих, заявив о необходимости разработки и принятия закона «О статусе педагога».
Честно говоря, нынешнее время как будто отдалилось от мудрых слов великого поэта Магжана Жумабаева: «Когда собираются благородные люди – почетное место учителя»…
Сколько образованных, умных, талантливых молодых людей возглавляли Министерство образования и науки с тех пор, как наша страна обрела независимость. Но что поделать, не смогли они внести ни одного стоящего нововведения, не говоря уже о повышении статуса учителя. Почему?
В настоящее время утверждение «нет плохих учеников, есть плохие учителя» стало крылатой фразой. Одним этим изречением будто бы унизили сущность учителя. В прежней педагогической науке школьники делились на группы по способностям и характеру, и на этой основе учитель давал знания, учитывая особенности и возможности каждого ребенка, и это было очень эффективно. Кто может сказать, что нет способных, сообразительных детей, а есть дети с низкими способностями и плохой памятью?! Здесь речь идет не о понятии «плохой ребенок». Речь идет о возможностях ребенка в обучении.
В настоящее время очернение учителя стало «модой». Если речь заходит об учителе по телевидению, в газетах и журналах, то все начинается с очернения учителя: неграмотность учителя, его лень, неумение справляться со своей работой и т.д. Это читают, видят и слышат все люди, даже школьники. Учителей, которых постоянно очерняют, выставляют напоказ как ничтожество, унижают перед народом. В конечном итоге, учителя, едва сводящие концы с концами, не имеющие возможности в полной мере уделять внимание своим детям, выполнять родительский долг, живущие в ожидании милости от начальства, становятся объектом насмешек невежд. Вот где кроется проблема?!
В прежние времена, когда шел учитель, ученики наперебой снимали головные уборы и здоровались. Учителя казались почти святыми.
А сейчас? Попробуйте сказать ребенку чуть строже, сказать: «Ты – хулиган», и вы окажетесь в эпицентре скандала. Придет папа или мама, выяснит, кто вы такой, и, заявив, что «докажет» вашу неграмотность, вылетит за дверь. Так вот, разве эти люди не читают и не знают через СМИ о неграмотности и необразованности учителя?! Или, войдя на урок учителя и не проверив его уровень знаний, на каком основании они говорят о его неграмотности.
«Учитель… должен быть обладателем острого и проницательного ума, который от природы понимает все сказанное, хорошо запоминает все увиденное, услышанное и замеченное, ничего не забывает… красноречивым, стремящимся к знаниям и искусству, весьма довольным, возвышенным духом и уважающим свою честь, справедливым как к близким, так и к чужим, проявляющим добро и благодеяние ко всем людям, смелым и отважным, не знающим страха и робости», – сказал великий мудрец аль-Фараби. Возможно ли сейчас быть таким учителем? Даже не говоря о других требованиях и пожеланиях, восстановить собственную психологию учителей будет непросто. Тем не менее, лучше поздно, чем никогда, груз, поднятый сообща, легок. В будущем будут предприняты соответствующие шаги, и благодаря помощи народа настанет время, когда учителя поднимут голову.
Теперь давайте выскажем несколько предложений по повышению статуса учителя:
1. Необходимо увеличить зарплату учителей. Это очень актуальный вопрос. Если зарплата увеличится, положение учителей хоть немного улучшится, они будут старательно готовиться к урокам и стремиться к плодотворной работе. Но это лишь один из многогранных путей повышения статуса учителя.
2. Ни одна статья, написанная с очернением учителей, ни одно негативное мнение не должны публиковаться в изданиях, которые читает народ и которые попадают в руки учеников. Следует соблюдать этику и не подрывать авторитет учителя. Существуют школьный педсовет, районный отдел образования, областное управление образования, и даже Министерство образования и науки, которые регулируют знания учителей и их деятельность, приводят их в порядок. Их вполне достаточно.
3. Администрации и другие компетентные органы должны прекратить использовать директоров школ и учителей как прислугу, превращая их в источник дохода, и заставлять их подметать улицы и приводить на любые собрания. Необходимо сократить бумажную работу, которая требуется от учителей.
4. Родители, признавшие учителя виновным или сомневающиеся в его квалификации, должны подать жалобу в соответствующие органы, но категорически запретить им приходить в школу и унижать учителя перед учениками, посягая на его честь и достоинство, проявляя неуважение.
5. Сейчас везде говорят о конкуренции, поэтому не следует заставлять учителей писать в издания, которые могут поставить их под угрозу и привести к закрытию. В настоящее время у учителей достаточно собственных изданий.
6. Сам директор школы должен быть образцовым учителем, который не использует учителей как слуг у своего порога, соблюдает этику, не разделяет учителей по родственным связям, не прибегает к взяткам, может регулировать психологическую атмосферу в коллективе и сочувствует учителям. Это проблема, касающаяся, в частности, сельских школ. Ни для кого не секрет, что во многих случаях руководители школ работают через знакомых и родственников.
7. Было бы очень уместно, если бы комиссия из 6-7 учителей принимала тест у молодого специалиста, только что окончившего учебное заведение, а в дальнейшем, для молодого специалиста, был бы назначен наставник из числа знающих учителей по его предмету. Возможно, в этом случае в школе не было бы плохих учителей.
8. С тех пор, как издание учебников стало связано с тендерами, возникает столько споров. Поэтому Министерство образования и науки должно иметь собственную типографию. В коллектив типографии должны входить педагоги-ученые по каждой отрасли, заслуженные учителя, квалифицированные психологи и специалисты по статистике. Преимущество собственной типографии заключается в возможности своевременно устранять любые недостатки и ошибки. Она сможет своевременно решать необходимые вопросы.
Страна, которая ценит учителя, будет цениться сама, ее статус повысится. Статус учителя – это честь страны.
Абдисамат Сегизбаев