30 января вечером в алматинском кинотеатре «Арман» состоялся показ документального фильма журналиста Жанболата Мамая о голоде в Казахстане в начале 20 века. На просмотр фильма продолжительностью один час 25 минут собралось много людей.
По словам организаторов, из-за большого количества зрителей фильм был показан одновременно в трех залах кинотеатра. Однако, несмотря на это, некоторые люди, не попавшие в залы, остались стоять в фойе.
В пятисерийном документальном фильме «Зұлмат» последовательно представлены конкретные данные казахстанских историков о двух голодоморах 1921-1922 и 1931-1933 годов и их причинах.
Фильм начинается с воспоминаний литературоведа Мекемтаса Мырзахметова. Он рассказывает о том, как во время голода участились случаи нападения диких животных на людей, и приводит пример, когда мать, вынужденная спасать себя, оставила свою маленькую дочь.
По словам историков, выступавших в фильме, в результате голода, начавшегося после установления советской власти и усиления политических репрессий в казахской земле после революции 1917 года, погибло более полутора миллионов казахов. Отмечается, что советские большевики не обращали на это внимания, и когда казахский народ только начал приходить в себя, им снова начали выставлять все их скот.
По мнению историков, выступавших в фильме, конфискация имущества крупных байских хозяйств, «враждебных» советской власти, и политика массовой коллективизации, проводившаяся в 1927-1928 годах, стали одной из главных причин голода 1931-1933 годов.
Историки говорят, что они искали ответ на вопрос: «Проводила ли советская власть целенаправленную политику истребления казахского народа голодом?». По их словам, все секретные документы и директивы советской власти о «принудительном отрыве казахского народа от веками сложившегося традиционного образа жизни, насильственном оседлании и изъятии всего скота» свидетельствуют о преднамеренных действиях власти.
В качестве одного из примеров историк Кайдар Алдажуманов приводит тот факт, что к 1930 году численность населения города Караганды увеличилась в десятки раз всего за два года, но это произошло не за счет казахского народа, а за счет приезжих в Казахстан.
— Чтобы не пустить казахов, бежавших от голода в Караганду, вокруг города на расстоянии тридцати километров были выставлены военные посты, и казахи, надеявшиеся на город, гибли в степи, — говорит он.
Азаттык