ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Дархан Кыдырали. Те, кто завязывал узел из железа

Дархан Кыдырали. Те, кто завязывал узел из железа

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
30 января, 2019
in Без рубрики
0

Некоторые, смотрящие на историю с европоцентричной точки зрения, создали ошибочное представление о том, что «кочевники были кочующими, у них не было оседлых городов и крупных производств». На самом деле, как отмечается в программной статье Елбасы «Семь граней Великой степи», известно, что «наша земля является местом возникновения многих объектов материальной культуры».

Среди тюрков культ почитания кузнеца, который раскатывал черное железо, как тесто, и выплавлял сталь, сформировался с древнейших времен. В данных, дошедших от знаменитого Рашид ад-дина, рассказывается, что когда наши древние предки, оказавшись в тупике, не могли выбраться из Эргенекона, мастер-кузнец Темирчи из семидесяти воловьих шкур сделал большой мех, с помощью которого разжег уголь на склоне железной горы, растопил гору и таким образом достиг своей прародины. Неслучайно, что после этого первоначального пассионарного импульса гуннской эпохи, могущественный правитель, потрясший Великую степь, также получил имя Темирчи (Тэмуджин). Точно так же имя Амира Темира, начавшего эпоху Возрождения во всем Туркестане, можно считать отголоском этого благословенного святого. Поэтому в новом веке рассмотрение Елбасы, выплавляющего сталь в доменных печах и закаленного, как сталь, металлургии как родового ремесла тюрков – это возрождение преемственности традиций!

Находки Золотых людей в Есике на Алатау, в Береле на Алтае, в Елеке сазы на Тарбагатае свидетельствуют о том, что передовые традиции ювелирного искусства были широко распространены на обширной степи с древнейших времен. Украшенная упряжь и железные стремена, уздечка для лошади, снаряжение всадника-воина, впервые прирученного в Великой степи – все это лучшие изделия кузнечного ремесла. В наскальных рисунках, оставленных предками в недрах наших гор, часто встречаются изображения вооруженного тюркского воина, крепко держащего длинное стальное копье, высоко поднявшего развевающийся флаг в руке, и даже его коня, одетого в холодную стальную сбрую. Это символ героической истории тюркского богатыря, дошедший до нас из глубины веков, каменный эскиз всем нам знакомого образа, описанного словами в наших эпопеях. Герои, изображенные в эпосе как «стремена их из чистого золота, подпруга из литого золота, подпрутники из чеканного золота». Вероятно, поэтому правители тюрков особо ценили кузнецов, мастеров, ремесленников, предоставляя им особый социальный статус. В обществе сформировалась группа мастеров, и поскольку они занимались только своим родовым ремеслом, со временем они даже превратились в роды по своей специализации. Например, тех, кто выплавлял железо, называли сталеварами (болатшы), тех, кто обрабатывал кожу, – кожевниками (конгши), тех, кто делал высокие колесницы, – телеу, а тех, кто делал каркасные телеги, – канглы. Упомянутые группы имеют особое значение в формировании казахского этногенеза, и их потомки живут среди нас сегодня.

В древнем сказании «Огуз-наме» сохранилось имя изобретателя первой телеги. В сказании говорится: «В войске Огуз-хана был один выдающийся мастер. Его звали Бармаклык Жосын Билик. Этот мастер изобрел каркас (телег). На каркас грузили неживую добычу, а перед каркасом припрягали живую добычу и везли. Все люди, увидев это, быстро сделали еще каркасы». Легенда связывает происхождение канглов именно с этим.

Известные академики К.Сатпаев и А.Маргулан в своих исследованиях утверждают, что Центральный, Северный и Восточный Казахстан в древние времена были крупными центрами металлургического производства. В частности, в Центральном Казахстане встречаются данные о том, что месторождения, такие как «Кырык шурык», «Калайы казган», «Мын шункыр», «Бес шурык», «Жезказган», «Кенказган», «Уста», «Кара темир» и «Темиртау», были впервые освоены в бронзовом веке, а разработка некоторых месторождений продолжалась до средневековья и более поздних периодов. Жители бронзового века умели обрабатывать такие металлы, как бронза и олово, из месторождений этого региона и использовать их в своих нуждах. Процесс освоения металла и его использования в быту человека в Великой степи интенсивно развивался в сакский период. Например, в греческих письменных источниках говорится о наличии больших запасов меди и золота в землях саков, сарматов, массагетов и о том, что они в совершенстве владели металлообработкой. А в записях Геродота и Страбона говорится: «У азиатских скифов было столько золота, что они носили богатую одежду, украшенную золотыми изделиями с головы до ног, и даже их лошади были украшены золотом».

Подтверждением этих исторических записей является то, что на территории Казахстана было найдено не одно, а несколько «золотых людей», продемонстрировавших миру величие тюркской цивилизации. А.Маргулан утверждает, что страна азиатских скифов, богатая медью и золотом, о которой говорил Геродот, «соответствует сегодняшним Центральному и Северо-Восточному регионам Казахстана, а также Алтайскому и Тарбагатайскому краям».

Различные виды металлов начали добываться в Алтайском крае с эпохи бронзы и сакского периода. Известный археолог С.И.Руденко, проводя исследования в Алтайском крае, отмечает, что данный регион издревле является крупным центром металлургии и обладает богатыми запасами золота. Из курганов сакского периода Алтая – Аржана, Берела, Шиликты – было найдено множество золотых изделий, радующих глаз. Причина, по которой Елбасы уделяет особое внимание Алтаю, вероятно, связана с тем, что Алтай, будучи колыбелью всего тюркского мира с сакского периода, является также крупным центром металлургии.

Поэт Иса, воспевший: «Алтай – это то, что радует глаз и душу, Алтайский край полон руд, его дыхание полно золота и серебра», – вероятно, предчувствовал и восхищенно описывал богатый потенциал рудного Алтая раньше геологов-разведчиков, следуя духу предков.

Известный тюрколог Н.Я.Бичурин заключает: «Гора Алтай в китайских летописях записана как Цзинь-шань, что означает Золотая гора» (на тюркско-монгольском «алтан» означает золото). Поэтому неудивительно, что в народе издревле сохранилось представление: «Все ущелья Алтая полны золота».

Традиционное металлургическое производство имело военное и бытовое значение также во времена гуннов, усуней и канглов, и известно, что из бронзы и железа изготавливались оружие и различные изделия. Металлообработка, в том числе выплавка железа, свинца, золота, интенсивно развивалась в период Тюркского каганата. Данные, касающиеся металлургии у древних тюрков, тесно связаны с периодом их появления на исторической арене. Китайские летописи сообщают, что тюрки Ашина, переселившиеся на Алтай, первоначально были политически зависимы от Жужанской империи и производили железо в качестве дани. Название правителем жужанов Анахуаном тюрков «моими железоделателями» в исторических документах свидетельствует о том, что кузнечное дело/ремесло было одним из основных занятий тюрков.

Мнение Л.Н.Гумилева о том, что «тюрки были первым народом в Центральной Азии, освоившим железо в промышленных масштабах на мировой арене», указывает на то, что он опирался на такие данные. Результаты археологических исследований, проведенных в Алтайском, Хакасском и Тувинском регионах, выявили следы ряда месторождений и остатков печей, относящихся к тюркскому периоду. Среди археологических находок большое количество железного оружия, такого как копья, стрелы, луки, булавы и мечи, характерное для тюркского периода, свидетельствует о значительном развитии металлургии в тюркском обществе. Эффективно осваивая железо, тюрки достигли наилучших образцов оружия и доспехов. Этот процесс оказал большое влияние на стремительный рост военной мощи тюрков в Великой степи и их завоевание четырех углов мира, как воспето в Орхонских надписях. Известно, что в период расширения территории Тюркского каганата и превращения его в могущественное государство Великий Шелковый путь перешел под власть тюрков. Великий Шелковый путь, ставший артерией Великой степи, оказал огромное влияние на развитие торгово-экономической и политико-дипломатической деятельности тюрков. Благодаря этому Великая степь, ставшая золотым мостом между Западом и Востоком, позволила различным этносам жить в мире и согласии. Письменные источники свидетельствуют о том, что изделия из различных металлов и виды металлов также перевозились вдоль Великого Шелкового пути и ценились как товар. Поэтому его иногда называют стальным путем.

Например, сведения о том, что тюрки продавали железо как продукт Восточно-Римской империи, сохранились в византийских записях. А византийский посол Земарх сообщает, что тюрки, встретившие его, продавали ему железо и предлагали железную руду и различные образцы металлов, чтобы продемонстрировать свою политическую мощь. Во время своего визита Земарх был принят тюркским каганом Западного каганата Дизабулом и описывает роскошную ставку кагана следующим образом: «…мы встретили кагана во время охоты и пиршества. Каган отвел нас в свою шатер (ставку), украшенный шелком. Внутри шатра находился золотой трон, золотая посуда, изделия из серебра, золотые статуэтки животных и другие драгоценные изделия. Затем нас отвели в другой шатер, пороги которого также были позолочены, внутри он был богат золотыми и серебряными предметами, радующими глаз смотрящего. Вот такой была позолоченная ставка тюркского правителя», – пишет он. Учитывая, что этот Дизабул, каган Западного каганата, был знаменитым каганом Естеми, кочевавшем между Кара-Тау и Алатау, называемыми в то время Екитау, известно, что недра старого Кара-Тау с древнейших времен богаты месторождениями.

В связи с этим, заключение Л.Н.Гумилева о том, что «тюрки были одним из первых народов Центральной Азии, освоивших железо в промышленных масштабах на мировой арене», свидетельствует о том, что он опирался на такие данные. Существуют интересные сведения о том, что освоение месторождений бронзового и железного веков, использовавшихся в течение многих лет на казахской земле, продолжалось и во времена Казахского ханства, и что у ханов и султанов были собственные месторождения. Например, в записях Ф.Назарова, шпиона Сибирского отдела, прибывшего в казахские земли с секретной миссией, сообщается, что у знаменитого хана Уалихана, предка Шокана, недалеко от Кокшетау были собственные месторождения меди и свинца. В своих записях он сообщает, что хан Уалихан не хотел показывать русским исследователям принадлежащее ему месторождение «Мын шункыр», а отвел экспедицию Шангина в другом направлении. В народе существовал запрет на показ русским исследователям или посторонним лицам ханских месторождений под страхом сурового наказания. В исследованиях А.Маргулана говорится, что собственные месторождения были также во времена ханов Тауке и Абылая. Месторождения золота или других драгоценных металлов принадлежали только ханским династиям, и эта традиция долгое время сохранялась в казахском обществе. Месторождения золота или серебра, принадлежащие хану, охранялись личными воинами хана от грабителей и посторонних всадников. Исторические легенды о воинах, охранявших ханское золото (месторождения), распространились от Тарбагатая и Алтая до Кокшетау.

Эти интересные данные напоминают легенду Геродота о грифонах (самруках), охранявших золото скифских царей. Следует отметить, что в сакских курганах Алтая (Берел, Пазырык) были найдены скульптуры грифонов, подтверждающие упомянутые легенды. Освоение металлов и кузнечное ремесло у древних тюрков впоследствии продолжилось у некоторых тюркских народов. Например, существуют интересные сведения о том, что шорцы, куманцы и тубинцы на Алтае сделали кузнечное дело своим основным ремеслом и в последующие века изготавливали из металла различные изделия, выплачивая дань джунгарам. Это можно рассматривать как историческую преемственность традиционного металлургического производства тюркской эпохи. Следует также отметить, что сохранились названия местностей, связанных с металлургией, такие как «Темир капыг», «Бакырлык тау», «Бакыршак», «Темир тау», «Кумыс тебе». Среди них название горы «Темирши» в Каркаралинском районе, одного из крупных месторождений, возможно, является топонимом древних времен и свидетельствует о кузнечном ремесле древних тюрков. Геолог Г.Д.Романовский, прибывший к горе Темирши в конце XIX века, сообщает, что нашел там место добычи железа. Позднее регион Центрального Казахстана, где расположена гора Темирши, стал крупным центром металлургического производства, и был построен знаменитый Темиртауский металлургический комбинат. Этот Темиртау – священный город, где казахские металлурги выплавляли сталь, обогатившую наши богатства.

В истории казахской этнографии известно множество выдающихся мастеров, которые раскатывали черное железо, как тесто, и изготавливали оружие и конскую упряжь, а также создавали золотые и серебряные украшения. Очевидно, что слова «темир» (железо), «темирши» (кузнец), «дархан» (мастер), «зергер» (ювелир), «уста» (мастер), «корик» (меха), «дукен» (мастерская), «тос» (наковальня) и тысячи других названий, связанных с этой темой, сформировались в древние времена и стали родными словами казахов. И сегодня ремесло кузнеца сохраняется в памяти народа и передается традиционно. Например, поклонение мастерской кузнеца, его мехам, молоту и наковальне свидетельствует о народном отношении к этим ремесленникам. Например, народ воспел покровителя кузнечного ремесла Дауита следующим образом:

Спустил уголь с небес,

Без огня испек железо!

Загудели мехи,

Застучали молот и наковальня,

О, мой господин Дауит, мой покровитель, поддержи нас!

Мы с восхищением наблюдаем, как наши братья за Алтаем возрождают это кузнечное ремесло. Но считает ли нынешний многочисленный казахский народ, чьи предки завязывали узел из железа, кузнечное дело, добычу руды и ремесло мастера своим родовым ремеслом? В детстве в каждом доме, наряду с конской упряжью, находились молот и наковальня, точильный камень. Мы думаем, что было бы хорошо, если бы эта добрая традиция продолжалась и в каждом доме были бы конская упряжь, наковальня и молот. Мы считаем, что это было бы нашим драгоценным наследием, которое, даже если не используется в повседневной жизни, служило бы святыней дома и способствовало бы принятию металлургии как родового ремесла среди молодежи.

Дархан КЫДЫРАЛИ,

«Егемен Казахстан»

Previous Post

Сакен Мусабеков назначен на новую должность

Next Post

Ерлану Нургалиеву присвоить звание «Халық қаһарманы»!

Next Post

Ерлану Нургалиеву присвоить звание «Халық қаһарманы»!

Свежие записи

  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.