Корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс» Генри Фаунтейн опубликовал обширную статью о леднике Туюксу в Казахстане. «Ұлт ақпарат» представляет материал, переведенный газетой Egemen Qazaqstan.
В один из теплых летних дней ледник Туюксу, расположенный выше крупнейшего города Казахстана Алматы, чрезмерно таял. Стекающий с истончившегося края ледника ручей устремляется вниз.
Гляциолог из Редингского университета в Англии Мария Шагеданова приехала исследовать Туюксу. Она занимается этим уже двадцать лет. Будучи самым долго исследуемым ледником в мире, Туюксу помогает определить влияние изменения климата на мировые ледники. Вместе со своими коллегами из Института географии Казахстана Шагеданова отправилась в путь по ухабистым дорогам на российском автомобиле в 24 километрах к северу от Алматы. Дорога привела к исследовательской станции, оставшейся со времен Советского Союза. Когда-то это учреждение процветало, как и Туюксу. Исследователи намерены пробурить лед и зафиксировать показания приборов, оставленных внутри.
В конце прошлого летнего сезона таяния команда оставила специальную отметку для измерения высоты льда. Спустя год один из исследователей института Николай Касаткин и госпожа Шагеданова заметили изменение объема растаявшего льда. Несмотря на то, что до конца сезона таяния оставалось еще несколько месяцев, некоторые участки Туюксу истончились до метра. Ледники состоят из уплотненного снега, накапливавшегося веками. В этой части Тянь-Шаньских гор они достигают толщины до 300 метров. Летом они медленно тают и превращаются в речную воду. Зимой объем выпадающего снега и тающего летом льда не одинаков. Однако из-за глобального потепления объем тающего льда превышает объем выпадающего снега, что приводит к ежегодному уменьшению ледников.
Туюксу, простирающийся на два с половиной километра, с каждым годом уменьшается и истончается. Когда в 1957 году была построена исследовательская станция, Туюксу находился в сотнях метров от нее. Сейчас, чтобы добраться до льда, приходится идти пешком по тропе около часа. За шестьдесят лет ледник сократился до километра. То, что происходит в горах на юго-востоке Казахстана, встречается по всему миру. Помимо ледниковых щитов Гренландии и Антарктики, около 150 000 ледников в мире занимают 500 000 квадратных километров земной поверхности. За последние сорок лет ледяной покров там истончился на 20 метров.
Кроме того, многие из них сокращаются. Небольшие ледники в Андах и Скалистых горах Северной Америки давно исчезли. Даже если бы выбросы парниковых газов резко сократились, тепла уже выделилось достаточно, чтобы вызвать сокращение ледников по всему миру. Такой процесс глобального потепления приводит к увеличению уровня моря. А это, в свою очередь, влияет на производство электроэнергии. Происходят разрушительные наводнения и сели. Разрушаются реки и экосистемы. А здесь, в Тянь-Шане, глобальное потепление может негативно сказаться на воде, которая обеспечивает людей и сельское хозяйство. По мере таяния Туюксу ручьи превращаются в потоки, вымывая каналы из поверхности земли. Вода, стекающая с ледника Туюксу, в конечном итоге впадает в реку Малая Алматинка. Реки, питающиеся от этого и других ледников, протекают вокруг города. Они обеспечивают питьевой водой два миллиона жителей региона, а также водой орошаемые земли.
Шагеданова и ее коллеги исследуют воду в реках Малая Алматинка и других. Не вся вода там поступает из тающего льда. Часть ее собирается из дождевой воды и таяния снега. Согласно некоторым климатическим моделям, такая ситуация может усугубиться в будущем. Кроме того, в реки впадает талая вода с замерзших горных вершин, льдов под ледниками и огромных валунов. Шагеданова и другие исследователи анализируют образцы воды, чтобы определить источники рек. Они рассчитывают сток, чтобы зафиксировать, насколько изменился поток. Важно определить, откуда берут начало реки, чтобы предсказать, как они изменятся со временем. Таяние ледников может сначала увеличить сток. Однако со временем такой процесс достигнет конечной точки, и талая вода будет уменьшаться.
«В конечном итоге они не смогут обеспечивать водой в прежнем объеме. Поэтому для тех, кто занимается водными ресурсами, важно знать, когда наступит эта конечная точка», — говорит Маттиас Хусс, исследователь Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе.
А в Казахстане сокращение воды из ледников может начаться в ближайшее время. В стране не хватает средств и инициатив для совершенствования, таких как капельное орошение, которое экономит воду и повышает урожайность на фермах. Однако для Казахстана самое главное — эффективное управление водными ресурсами, когда сокращается вода из рек, берущих начало в ледниках. Фермер Алексей Горбатук имеет 150 гектаров земли в Караое, в 40 километрах от Алматы. Он хочет использовать метод капельного орошения. Он знает, что это поможет сократить расход воды. Также в долгосрочной перспективе он сэкономил бы деньги и получил бы больший урожай со своих посевов. Но метод очень дорогой. Ситуация Горбатука напоминает слова доктора Хусса.
«Сокращение воды из гор и ледников — не главная проблема. Главный вопрос напрямую связан с тем, как эффективно использовать воду», — говорит он.
Генри ФАУНТЕЙН
«Нью-Йорк Таймс»