Председатель Верховного суда Республики Казахстан Жакып Асанов на совместном заседании палат парламента объяснил, какие недостатки были в суде до сих пор и как эта проблема решается сегодня, сообщает агентство Sputnik.
Председатель Верховного суда отметил, что Казахстан ставит перед собой стратегические цели, чтобы войти в число 30 развитых стран. Однако он не скрывал обеспокоенности тем, что судебная система отстает от этого движения. В связи с этим он сообщил, что пришел с двумя законопроектами.
Также Жакып Асанов обратил внимание на то, что сегодня число заключенных сократилось в три раза. В 80-е годы число заключенных в Казахстане превышало 100 тысяч. Сегодня этот показатель снизился в три раза — до 30 тысяч.
«Раньше информация о преступлениях, касающихся отдельных лиц, была закрытой. По статистике, на 100 тысяч казахстанцев приходилось десять убийств. В 2016-2018 годах этот показатель снизился в два раза, до пяти. Во-вторых, было много заключенных. Если правоохранительный орган предъявлял кому-то обвинение, суд наказывал его как виновного. Даже если он был невиновен, не решались оправдать. Таким образом, каждый второй осужденный лишался свободы. А сейчас в тюрьму попадает каждый четвертый осужденный, показатель составляет всего 25%», — сказал Жакып Асанов во время рассмотрения проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».
Председатель Верховного суда назвал еще один главный недостаток прежней судебной системы. Это — формирование обвинительного уклона. Он назвал это болезнью и сообщил, что главной задачей является избавление от нее. По его словам, это связано с тем, что когда-то суд существовал как часть правоохранительной системы при рассмотрении уголовных дел. Также, поскольку вся собственность принадлежала государству, было мало судов, рассматривающих гражданские дела. А споры между учреждениями быстро решал арбитраж.
«Одним словом, в советское время суд не пользовался таким спросом, как сегодня. Люди даже не знали, что такое обращение в суд. Суд часто располагался в полуразрушенном здании. После обретения независимости мы перешли к рынку. В 90-е годы спорами, связанными с собственностью, занимались преступники и рэкетиры. Тогда Елбасы твердо сказал: «Человека защищает не аким, не министр и даже не президент, а суд», — сказал он.
По словам Жакыпа Асанова, сегодня международные организации, такие как ООН, ОБСЕ, с интересом смотрят на судебную систему Казахстана. Эти похвалы чаще всего касаются доступности суда. Потому что сегодня, если казахстанцы спорят с соседом и обращаются в суд — платят 1 200 тенге, если хотят развестись — 720 тенге. Во-вторых, председатель Верховного суда отметил, что казахстанский суд стал любимцем многих благодаря быстрому разрешению споров.