I. Характер и тенденции современного телевидения.
Медиапространство в мире, и телевидение в частности, с начала нового века, особенно за последнее десятилетие, резко изменилось. Конечно, из-за отставания в технологиях и других объективных и субъективных причин, в Казахстане это изменение стало заметно лишь в последние пять-шесть лет.
Прежде всего, бурное развитие спутникового и кабельного телевидения значительно расширило и увеличило возможности выбора у зрителя. Сейчас в населенных пунктах Казахстана (не говоря уже о развитых западных странах) во многих местах (крупных, средних, малых городах, поселках, селах близ городов) можно смотреть не менее тридцати телеканалов.
Во-вторых, быстро распространяющийся интернет и дешевые («доступные», как мы говорим) смартфоны открыли новые «источники» получения информации: социальные сети, различные сайты, YouTube, онлайн-фильмы (почти все эти фильмы скачиваются «пиратским» путем) и т.д.
Конкуренция теперь — это не «пешая гонка» между двумя-тремя, даже пятью-шестью каналами, а стремительный забег, очень сложный и с постоянно ужесточающимися условиями. То есть, по словам известного английского журналиста-исследователя Марка Тангея: «Современный рынок СМИ похож на огромный, шумный базар, где тысячи торговцев, надрывая глотки, пытаются продать свой товар».
Резкий технологический поворот привнес в мировое телевизионное пространство тематические, жанровые и интерактивные телеканалы. Это явление началось и в России, где язык понятен большинству казахстанских зрителей, а культурные стереотипы близки. Сейчас в России на русском языке вещают зарубежные каналы MTV, Euronews, Eurosport, Discovery, Fox, Animal Planet, National Geographic, Nickelodeon и другие, а также существуют собственные каналы для детей, малышей, бизнеса, спорта, музыки, географии и даже охоты и рыбалки. У нас этот процесс начался и остановился.
Конечно, в республике с относительно небольшим населением, рассеянным по огромной территории, и экономическим потенциалом, не достигшим высокого уровня, создание диверсифицированной системы телевещания, учитывающей интересы всех категорий зрителей, возрастные особенности, профессиональные и социальные интересы, — это на сегодняшний день невыполнимая задача.
Через несколько лет система распространения информации в Казахстане полностью перейдет на цифровую систему. Это означает, что на одной частоте можно будет одновременно показывать несколько каналов. В таком случае телеканалы, такие как «Казахстан», «Хабар», «ОРТ-Евразия», потеряют свое главное преимущество (самый широкий охват территории сигналом). И, учитывая расширение сферы распространения информации на казахском языке в связи с демографическими изменениями, конкуренция в будущем будет только усиливаться.
Прежде чем говорить об изменениях и создании собственного имиджа, мы считаем необходимым внимательно изучить общий характер современных отечественных телеканалов. В этом отношении сразу бросается в глаза общая черта — за исключением одного-двух каналов в кабельной сети (музыкальный «Gakku», «HIT TV», религиозный «Asyl Arna»), телеканалы в нашей стране построены по одному типу — универсальному («универсальный» не полностью раскрывает значение слова «всеобъемлющий»). То есть, любой отечественный телеканал пытается выполнять информационную, развлекательную и научно-познавательную функции одновременно. (Каналы вроде «Kazsport», «Balapan», у которых нет собственной базы, политики вещания, и которые производят впечатление дешевого приложения к основному каналу, — это отдельная тема). Именно этот «принцип универсализма» порождает ряд признаков, присущих всем каналам. Не вдаваясь в подробности и не затягивая речь, основные черты можно перечислить следующим образом.
— Информационная однородность. То есть, сходство тем и стилей новостных блоков в целом.
— Информационная скудость. Ни один отечественный канал (включая 24 kz) не стал по-настоящему информационной сетью. Информационный поток в основном состоит из сообщений о официальных собраниях.
— Аналитическая слабость. То есть, поверхностность программ, анализирующих причины и следствия событий, происходящих в обществе, недостижение уровня профессиональной аналитики.
— Неразвитость информационных, событийных проектов. На отечественных каналах редко встречаются жанры журналистских расследований, событийных («информационных») сериалов.
— Низкое качество программ в формате ток-шоу. Отсутствие медийных личностей, формирующих общественное мнение, регулирующих острые социально-политические взгляды.
— Необоснованное преобладание развлекательных программ. И большинство из них носит характер бледной копии-имитатора зарубежных программ.
— Отсутствие проектов, представляющих уникальный культурный, исторический, географический облик Казахстана, с оригинальной формой и способом подачи, способных привлечь внимание современного, быстро скучающего зрителя.
Человек, глубоко изучающий, несомненно, найдет и другие недостатки в отечественном телевизионном пространстве. Однако дело не в том, чтобы критиковать, искать недостатки, а в добром намерении найти направление, которое выведет отечественные телеканалы на новый уровень. Именно с таким намерением мы предлагаем некоторые наши предложения относительно будущего отечественных, особенно официальных государственных телеканалов.
II. Оперативная информационная политика телеканала.
Тенденция, окончательно определившаяся и сформировавшаяся к концу XX века, — информационный поток (события, новости) стал главным медиапродуктом в развитых странах мира. Транснациональные гиганты, вещающие на весь мир, стали неотъемлемой частью общественной жизни. Без таких гигантов, как CNN International, BBC World, Euronews, невозможно представить современное мировое информационное пространство.
Наше время называют «информационной эпохой». Вероятно, это сказано только с точки зрения технологий. Иначе информация всегда была одной из главных потребностей человека. В этом отношении природа глашатая, гонца тысяче-полторы тысячи лет назад и современного СМИ схожа. И глашатай древности, и нынешний корреспондент удовлетворяют естественную потребность человека своего времени. Иными словами, информация — неотъемлемая часть человеческого сознания и разума: если немного изменить знаменитый афоризм Аристотеля, то «Человек — существо информационное по своей природе».
В широком смысле, новости, слухи, разговоры, песни, кино — все это информация. Здесь мы остановимся на оперативной, новостной природе информации и вопросах ее обработки, анализа.
Если признать, что стремление узнать новости присуще человеческой природе, то информационная сеть (новости, события) должна стать основой, стержнем, образно говоря, сетки вещания телеканала. То есть, главным, что поддерживает многодневную деятельность телеканала, — это прежде всего информация.
Наши предложения, сформулированные с учетом вышеуказанного принципа, относительно того, как должна измениться оперативная информационная служба национального телеканала, в общих чертах следующие:
1. Информационный поток.
1. Самая сложная проблема, связанная с информацией современных государственных СМИ, — это «кризис доверия». То есть, у зрителя сформировалось сомнение в объективности и правдивости новостей. Прежде всего, необходимо преодолеть это препятствие между зрителем и нами. Для этого необходимо строго следить за максимальной нейтральностью новостей. То есть, в новостях не должно быть никакой оценочности, никаких мнений с точки зрения журналиста или телеканала. Другими словами, различение положительных или отрицательных сторон события остается на усмотрение зрителя. Тед Тернер, начавший работу CNN с коллективом всего из 25 человек в начале 80-х годов, придерживался мнения, что «современные новости слишком односторонни, и весь мир нуждается в нейтральных, объективных новостях». Небольшой тогда канал, работавший под девизом «CNN. Обо всех новостях вы узнаете прежде всего от нас», сейчас стал самой мощной медиасетью в мире, это всем известно.
То есть, не должно быть комментариев вроде «В населенном пункте N проложен водопровод, жители обрадовались» или «Группа, неверно истолковавшая исламские принципы, напала на воинскую часть». Любое событие должно освещаться нейтрально. Официальный канал не должен расточаться в комплиментах: «Наш народ с радостью встретил национальный праздник Наурыз в городе N». Одним словом, доверие зрителя появится только тогда, когда новость будет восприниматься как новость сама по себе, а не как пропаганда.
В качестве самого вопиющего примера «пропагандистских новостей» можно привести новостные блоки российских телеканалов. Поэтому стиль новостей соседней страны можно использовать в качестве контрольного.
2. Разнообразие тем новостей, их всесторонность, максимальный охват регионов республики должны стать одним из главных условий. После краткого, конкретного блока Headline (главные новости) должны следовать не отчеты о бесконечных собраниях (в министерствах, правительственных органах, администрациях), а новости, раскрывающие различные стороны жизни страны и мира.
В связи с этим возникает главный вопрос: «Что мы признаем новостью (событием)?». Например, положение крестьян N-ского района, которые не могут начать сев из-за дефицита топлива? Или «совещание (семинар) министерства по улучшению пород скота и созданию кластера в сельском хозяйстве»? Честно говоря, выбор события, его необходимость или ненужность для зрителя, определение его положительной или отрицательной стороны — это самая слабая сторона отечественного эфира. «Приподнятое настроение» в официальных СМИ и поток криминальных сводок на желтушных каналах, если смотреть критически, — это две стороны одной медали. То есть, и в том, и в другом случае присутствует принцип искаженного представления о жизни.
Для прояснения таких вопросов и других проблем, связанных с новостной службой, необходимо написать брошюру с четкими, конкретными предложениями, такими как «Правила новостной службы» или «Вопросы подготовки новостей». В этом отношении можно использовать, например, небольшой труд BBC «Правила для производителей информации BBC».
При продумывании способа отбора самого важного из потока новостей и представления его в динамичном формате, можно взять пример с общеевропейского информационного канала «Euronews». Главная особенность «Euronews» — подача новостей в виде дайджеста, через рубрикаторы, заслуживает внимания.
Рубрики, такие как «Headline», «Brief», «Breaking news», «Business», «Sport», «Knowledge», «No comment» и т.д., быстро сменяясь, каждая со своим характерным звуком и графикой (но в общем стиле), увлекают зрителя, не давая ему заскучать. Например, к изображению на экране добавляется четко видимый внизу рубрикатор: «Спор Турции и Нидерландов» или «Дефицит воды на юге» и т.п. Другими словами, рубрикатор играет роль вспомогательной аннотации, указателя для телеканала.
Кроме того, компьютерный дизайн, диаграммные иллюстрации, анимированная инфографика должны постоянно и активно использоваться в новостных эфирах. Особое значение придается звуковому сопровождению (sound-track) при появлении рубрикаторов. Не следует забывать и о наличии часов, точно показывающих время, в новостном блоке. То есть, редакция (дирекция) новостей должна иметь своих компьютерных дизайнеров, звукорежиссеров.
Мы считаем, что все это (внешний вид, форма) нужно не для пустой эффектности, а для оживления, «оживления» информационного блока.
6. Еще один вопрос, который следует держать в поле зрения, — более широкое распространение новостей, формирование постоянной аудитории новостей.
«Зрители любят нас за нашу точность, нейтральность. Наши новости — надежный источник информации. Наши корреспонденты — профессионалы, находящиеся в самом центре кипящей жизни. Любое событие мы освещаем и объясняем быстрее и правдивее других», — говорит директор по маркетингу BBC World Джейн Горард. Это лишь один из маркетинговых тезисов BBC World о своей деятельности.
Эффективный метод, начатый когда-то BBC и подхваченный сейчас многими каналами и агентствами, — рассылка новостей на электронную почту конкретных людей. То есть, организация массовой подписки на новости. Таким же образом можно было бы еженедельно готовить и рассылать электронный бюллетень под названием «Обзор главных новостей недели и сетка вещания канала на неделю».
Для этого, конечно, прежде всего необходимо повысить качество новостей. Затем можно подумать о специальном веб-сайте новостей телеканала. Самое главное — это отношение к новостям как к основному медиапродукту канала.
7. Поскольку новостная сеть определена как основа канала, отношение к ведущим и манере ведения также должно измениться. И еще один момент, который следует учитывать, — не обязательно наличие «живого» ведущего во всех выпусках новостей. Короткие дневные новости можно подавать и в формате видеодайджеста. (Формат Euronews).
А вот в больших новостях, представляющих собой сложную смесь актуальных событий, репортажей с мест, новостей на различные темы, прогноза погоды, ведущий быть должен. Ведущий должен быть не просто диктором, читающим готовый текст с суфлера, а настоящим ведущим. Здесь следует учитывать не только его внешний вид, но и образование, эрудицию, способность четко говорить, задавать вопросы, поддерживать беседу. То есть, каналу нужен не имитатор ведущего (имитаторство — проблема, касающаяся не только ведущих, но и ряда других вопросов), а настоящий ведущий.
Кроме того, необходимо тщательно контролировать язык информации. Это касается как ведущих, так и корреспондентов:
— Стремление ведущих говорить слишком быстро, тараторить, производит неловкое впечатление. У каждого народа своя интонация речи. И эта интонация проистекает из грамматических, лексических, фонологических свойств языка. Казах — народ, любящий говорить спокойно и четко. А имитаторская болтовня, подобная смеси советской конферансье и бешеной истерики, — признак неграмотности.
— Приходится признать, что культура журналистского языка у нас до сих пор не сформировалась. Стремление журналистов часто использовать определители, эпитеты, склонность говорить с помощью нелогичных образов — проявление этого.
— Мы «привыкли» к тому, что сленг, неуклюжие заимствования из других языков («кальки») процветают в языке информации, а устоявшиеся нормы литературного языка нарушаются под предлогом «у нас так говорят в деревне». «Рожденный, ранний, является, привел к распущенности, имел место» и т.д. — лишь пара примеров.
— Орфоэпические законы перестали учитываться. Мы перестали обращать внимание на корреспондентов и актеров, коверкающих названия вроде Талдыкорган, Алаколь, Кызылкум, Казахстан, Амангельды и т.д.
Нужно стремиться к тому, чтобы информационный язык национального канала стал эталоном. Для этого не будет лишним организовать обучение у опытных старых актеров под руководством специального эксперта. Еще одна грань оперативной информационной политики, переходящая в новости, — аналитические программы.
2. Аналитическая информация.
Аналитическая информация — это фактор, повышающий социальный вес любого универсального канала, превращающий телевидение в подлинный общественно-социальный феномен. Если новостной поток в эфире — это прямая, нейтральная информация, то аналитические программы, наоборот, — это информация, дающая оценку, обсуждающая, объясняющая, анализирующая причины-следствия, делающая прогнозы, информация, отфильтрованная, обобщенная и интерпретированная в сознании отдельных людей (специалиста, эксперта, специального корреспондента). В этом жанре — компетентное мнение специалиста, противоречие взглядов, подробное рассмотрение конкретной проблемы. Поэтому универсальный телеканал без достоверных данных, обоснованных аргументов, всесторонней информации, свободной от шума и паники, никогда не будет воспринят как полноценное, весомое СМИ.
Чрезмерная пропагандистская («подъем, вставание») и развлекательная направленность российского ТВ в последние годы (особенно с 2008-2009 гг.) оказала влияние и на нас. Если аналитические программы соседней страны (обзоры, политические, ток-шоу) преследуют хотя бы свои интересы, то мы полностью уничтожили и без того скудную аналитику на казахском языке (единичные жалкие программы не могут служить примером). Из-за отсутствия необходимости специалистов в этой области почти нет. Если не считать трех-четырех политологов, говорящих по-казахски, но отстраненных от официальных СМИ, то и сообщество экспертов очень скудно.
В любом случае, теперь необходимо восполнить этот пробел. В конце концов, качественная, компетентная, правдивая аналитика — главное условие формирования доверия народа к отечественным телеканалам.
Сейчас руководители телеканалов и агентств связывают отсутствие серьезных программ с рейтингами. Реальность и качество наших рейтингов — это вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Утверждение телеканала, на 100% финансируемого государством, само по себе звучит нелепо. В целом, проблема составления рейтингов в республике — это «белое пятно», которое никогда не проверялось на научной, достоверной основе. Обратимся к мнению известного российского специалиста в области массовых коммуникаций, доктора наук, профессора МГУ Лидии Матвеевой (привели на русском языке, чтобы избежать искажения смысла текста):
«Рейтинг — слабый аргумент. Аккуратно выражаясь, рейтинг — вещь не всегда отражающая реальность. И судя по нашему исследованию, люди на самом деле чувствуют, что современный контент разрушает душу…»
Так говорят даже специалисты в самой России, где большой рекламный рынок, СМИ достигают своих целей (каких целей — другой вопрос), и система контроля общественного мнения сформирована. И их встревожили «национальное превосходство, игры с женщинами, игры с дьяволом, криминальные сериалы», захватившие эфир в последнее время. А что можно сказать о нашем пугливом эфире, у которого, кроме слабых, копированных программ, нет проекта против этого потока, и который шарахается от аналитики, как от врага?!
Итак, аналитические циклы должны вернуться в эфир отечественных телеканалов, и вернуться не в виде имитации, а на уровне подлинных, осмысленных, острых, вызывающих интерес у публики.
Причина того, что мы уделяем больше внимания текущей информации и аналитике, — это быстро растущее влияние социальных медиа в обществе. Социальные сети начали вытеснять традиционные СМИ с рынка как источник оперативной информации, как площадку для многосторонних мнений, как интерактивную возможность. К числу медийных личностей, которые раньше формировались только в больших эфирах и газетах-журналах, присоединились авторы социальных сетей, ставшие известными и авторитетными в основном через интернет.
Марк Цукерберг, основатель Facebook, недавно опубликовал свой манифест «Создание глобального сообщества» («Building Global Community»): «Социальные медиа — это среда, которая создает компактную информацию и многократно усиливает резонансные сообщения. Преимущество такой среды — возможность для людей ознакомиться с различными идеями», — заявил он. То есть, он еще раз подчеркнул преимущество интернета в конкуренции с традиционными СМИ.
В такой ситуации необходима ожесточенная борьба за казахского зрителя и читателя, который пока ценит свое телевидение и еще не полностью отвернулся от официальных СМИ, за его мысли, сознание, мнение, интересы. Поэтому сфера оперативной информации должна быстро адаптироваться к требованиям времени и комплектоваться молодыми специалистами — настоящими патриотами, обладающими чувством чести, знающими иностранные языки (особенно английский) и внимательно следящими за мировыми информационными технологиями.
III. Телепостановки и продукты вне оперативной информации
Обычно 65-70% сетки вещания универсального телеканала составляют телепродукты и кинопоказы вне оперативной информации. Когда речь заходит об отечественном телеэфире, возникает проблема рейтинга. Массовые некачественные клоунады и «копированные» шоу, захватившие сейчас казахский эфир, — это якобы основа, поддерживающая рейтинг канала. Как мы уже говорили, для каналов, на 100% финансируемых государством, доходы от рекламы — лишь капля. То есть, они не могут быть определяющим фактором политики канала.
Во-первых, в Казахстане никогда не проводилось по-настоящему объективного исследования рейтингов и зрительских предпочтений. Даже общественное мнение, не говоря уже о зрительских предпочтениях, не исследуется всесторонне и полноценно. Кто составляет рейтинги, какую методику используют, насколько эти методы подходят для Казахстана, кто респонденты, их национальность, язык, пол, возраст? Соответствуют ли измерители демографической и социальной структуре населения Казахстана в настоящее время? Хорошо. Будет ли зритель, смотрящий какой-нибудь индийский телесериал с «высоким» рейтингом или «клоунское шоу» с искаженными гримасами, оставаться у этого канала и смотреть дальнейшие «новости»? Если нет, то это полный позор! Ведь государственные и народные деньги были потрачены на индийские (индийские, русские, корейские и т.д.) сериалы! Насколько оправдано государственное финансирование телеканала, который так строго придерживается такой рейтинговой политики? Кому выгодно ставить политику национального вещания в зависимость от «рейтинговых агентств», неспособных и не желающих глубоко исследовать зрительские предпочтения и общественное мнение? На эти вопросы невозможно получить ответ! Это вопрос, который много раз поднимался, но оставался нерешенным, отодвинутый в ряд ненужных дел в интересах определенных групп. На самом деле, это безобразие, которое в конечном итоге угрожает национальной безопасности. Поэтому, если не будет создан Национальный центр исследования общественного мнения и не будут проводиться открытые и закрытые исследования, а вопрос изучения предпочтений отечественного зрителя не будет взят под государственную опеку, то социально-духовный потенциал нашей страны несомненно упадет до катастрофического уровня.
Во-вторых, ни один новый проект не станет сразу же заметным и не взлетит: потребуется время, маркетинг, реклама. Известный факт для многих грамотных медиаспециалистов — Тед Тернер, создавший глобальный проект, посвященный только новостям, такой как CNN, в течение первых семи лет нес убытки! Он не сломался, был уверен в своей будущей стратегии развития. Конечно, это не значит, что нужно ждать семь лет, или даже семь месяцев, создавая национальный проект. Но то, что политику отечественных телеканалов разрабатывают иностранные консультанты, не знающие казахского языка, культуры, истории, лишенные менталитета, равнодушные к своему будущему, и при этом приехавшие не из стран-лидеров по производству телепродукции, а от наших соседей-имитаторов, — это, мягко говоря, нонсенс!
Поэтому слова о том, что руководители СМИ должны остро поставить этот вопрос в Администрации Президента, Кабинете Министров, Парламенте и быстро прийти к решению, — возможно, произносятся не в первый и не в тысячный раз. Печаль страны, забота о будущем!
Важной мерой, которую необходимо предпринять в ближайшие два-три месяца в отношении исследования зрительских предпочтений, является проведение социального исследования, которое максимально охватит зрителей во всех регионах, позволит узнать их демографические и социальные особенности, выявить их интерес к определенным темам и жанрам, а также оценить их отношение к конкретным программам. И это должно быть не поверхностное мероприятие, а солидное дело, целью которого является подготовка качественного документа, способного стать ориентиром для определения дальнейшего направления канала, учитывая уровень зрителя и понимая его вкус.
Итак, таковы наши некоторые мысли относительно содержания отечественных телеканалов. Важный принцип, который следует твердо учитывать, — наличие двух-трех программ в сетке вещания, выделяющихся каждый день, как «полярная звезда», «золотой гвоздь». Любой зритель должен иметь возможность найти в сетке канала хотя бы одну программу, которую он смотрит постоянно или просто с интересом.
Брендинг канала, национальный колорит в компьютерной графике, музыкальное сопровождение различных «шапок» канала — это отдельный разговор. Мы считаем, что это одна из очень сложных тем, которая должна обсуждаться с участием специальных специалистов. В этом случае эффективным будет наличие в штате группы компьютерной графики и звукорежиссеров-музыкантов, хорошо понимающих направление телеканала. Конечно, можно заказать и аутсорсинг, но в таком случае между каналом и подрядчиками должно установиться очень прочное, ежедневное сотрудничество. Когда речь идет о музыке, еще одна мысль — следует обратиться к неисчерпаемому сокровищу — мотивам казахской традиционной музыки, а не к легковесным мелодиям, которые сегодня в моде, а завтра забудутся. Например, одно лишь наследие Курмангазы — это удивительный мир мелодий, которого хватит для звучания не одного, а нескольких каналов. А кто углублялся в творчество Абыла и Казангапа, Таттимбета и Сугира, Акана, Биржана, Мухита?!
Если мотивы традиционной музыки будут постоянно звучать в рубрикаторах телепродукции, будь то новости или реклама, они, несомненно, запомнятся зрителю и помогут хоть немного понять язык традиционной музыки. В этом отношении мы напоминаем, что такой процесс широко наблюдается в Европе, где мотивы классической музыки используются для озвучивания различных продуктов.
Конечно, преодолеть многолетние болезни, препятствия и изменить устоявшуюся систему будет непросто. Но для идеалов нации, для блага будущих поколений, отступать перед лицом трудностей — значит подвергать сомнению честь.
Базарбек Атыгай
Культуролог, кандидат филологических наук