ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » Турсынжан Шапай. Гений

Турсынжан Шапай. Гений

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
5 января, 2019
in Культура
0

Период, в который жил Абай, — это время на грани кризиса казахского народа, переживавшего переход от одной общественной формации к другой, страдая от колониальной зависимости. Время, когда казахская государственность ослабевала, мужество угасало, а главные фигуры — волостные и батыры — начали путаться с барымтачами.

Величайший поэт казахов был гражданином общества без ориентиров, народа без свободы воли, народа-крепостного, народа робкого и опасливого.

Время, когда Абай пришел в поэзию, — это время, когда русская поэзия уже пережила несколько реформ, когда Некрасов и Фет окончательно размежевались и определили свои позиции, когда была написана знаменитая крестьянская эпопея («Кому на Руси жить хорошо?») и нашумевшее стихотворение без глаголов («Шепот, робкое дыхание»), когда ведущим жанром в литературе стала проза, когда юный Рембо, стремясь заставить говорить безмолвные чувства и таинственные ощущения, не выразимые словами, начал воспринимать сам звук как краску. Это было время, когда японцы, познакомившись с передовым западным искусством, отказались от своей национальной классики, «не отвечающей требованиям эпохи», и, только придя в себя, начали создавать поэзию нового образца и формировать новый тип художников под лозунгом «Японский дух — западное знание». В то время как в Европе и России уже проглядывали и набирали силу символизм, декадентство, футуризм, имажинизм… казахское стихосложение, никогда не сходившее с проторенной дороги, оставаясь в неведении обо всем этом, впервые предчувствовало, хоть и не полностью осознавало, образ своего величайшего гения в истории — единственного мудреца, способного вывести древний мир в космическое пространство.

Абаю было сорок…

«В творчестве бывают индивидуумы, раскрывающиеся рано и поздно», — говорил один из величайших поэтов XX века, известный литературовед и критик Т. С. Элиот. В целом, это и так общеизвестно. Редкая, но все же реальность. Уитмен в тридцать семь лет «внезапно» пробуждается как великий поэт. Скрытый гений Джалаладдина Руми, чьи произведения считаются вершиной суфийской поэзии, пробуждается после сорока лет… Я не верю, что Абай не придавал значения поэтическому творчеству или что он «запоздал с подготовкой». Конечно, возможно, существует понятие зрелости, но, по сути, природный гений подобен тайной силе, которая дремлет до своего часа, до своего пробуждения. В назначенный день он раскрывается сам, или его пробуждает толчок. Приход Абая в поэзию в сорок лет — это грандиозное явление, подобное внезапному волнению безбрежного моря, не подозревающего о своей собственной могучей силе, или внезапному возгоранию тлеющих углей под кучей хвороста, превращающемуся в всепоглощающее пламя. Величественные горы, прекрасные озера — результат великих катаклизмов, некогда произошедших на Земле. Гений — это такое же духовное потрясение. Творческий подвиг Абая, создавшего новый рельеф казахского сознания, также подобен этому образу.

В густой среде обилия старины проникает новизна, которая, оставаясь в лоне древности, блестит и манит; новизна, которая, подобно Солнцу, входит во тьму и разделяет день и ночь, проясняя грань между старым и новым — вот творчество Абая!

Бывают изменения, которые рождаются из эстетической тоски общества, зреют внутри, тайно томятся и появляются внезапно, когда приходит их час, но при этом незаметно вливаются в сознание, как нечто ожидаемое. О подлинно великих явлениях, в том числе о феномене Абая, трудно сказать так. Казахское эстетическое сознание того времени не было готово к столь грандиозной революции. Неожиданность и особая сила творчества Абая резко ускорили процесс формирования новой поэтической плодородности и читательской культуры на казахской земле. Если вы сомневаетесь в этом, обратитесь к статье Ахмета Байтурсынова «Главный поэт казахов». Ахмет Байтурсынов познакомился с творчеством великого поэта — с тем, что Абай уже написал — только в 1903 году. Вот какое впечатление он тогда испытал: «Прочитав, я увидел, что это не похоже на стихи других поэтов. Они настолько отличаются от других стихов, что сначала ты чувствуешь себя чужим, и до вечера остаешься в недоумении. Стихов мало, смысла много, он глубок. Если человек, не слышавший раньше, прочитает быстро, он поймет немногое, а многое останется непонятым. Некоторые слова, если человек не привык размышлять, он не поймет, даже прочитав тысячу раз… Поэтому, действительно, слова Абая трудны для понимания широкой публикой. Но эта трудность — не недостаток Абая, а недостаток неподготовленности читателей к уровню понимания».

Сам Абай неоднократно предупреждал, что форма его слов необычна, а глубина велика, и что такие слова нужно понимать «сердцем, полным усердия». Есть разные виды непонимания слов. Среди них — безразличие, отсутствие усердия — вот что печалит Абая.

«Умоляя, прося: «Скажи, скажи»,
Притворяясь понимающим, восхищается.
Устав, не поняв, утомляется
Сонный, полусонный, безразличный.

Слушатель-читатель в идеале Абая:

Сердце — зеркало, сознание — пробуждено,
Он не слушает слова медленно,
Его искусство близко,
Разве он не поймет слова быстро?

«Его искусство близко», — Абай возвышает хорошего слушателя до уровня своего понимания.

Гений, прекрасно осознавая, что он формирует поэзию и культуру читателя казахского народа на грядущий век. «Если после тебя останутся твои слова и дела, — ты будешь равен бессмертным, даже если умрешь», — этими словами Абай явно выражал надежду на свои слова.

Таким образом, за двадцать лет, в течение которых Абай писал стихи, казахская поэзия сравнялась с поэзией самых развитых в поэтическом отношении стран мира. Мы предполагаем, что временным рубежом этого знаменательного события, его конкретной «датой» являются 1889-1890 годы, когда были написаны многие известные стихи Абая и сделаны удивительные переводы Пушкина.

…То, что такое грандиозное перерождение в художественно-эстетическом сознании произошло благодаря усилиям одного человека (!) и за такой короткий срок, по-казахски говоря, это событие, которого не слышали уши и не видели глаза. Возьмите тех же японцев — вы увидите, сколько личностей возникло в процессе такого же изменения, сколько коллективов художников, сколько споров, разногласий, сколько драматизма в новизне и ее укоренении. Великий реформатор Пушкин тоже не был одинок, как Абай. Мы сказали, что казахская литература познакомилась с европейской и русской литературой к концу XIX века через Абая. Сколько литератур (например, татарская, азербайджанская, грузинская, армянская и т. д.) смешались гораздо раньше. Но ни одна из них не дала поэта, равного Абаю. Это еще раз подтверждает простую истину о том, что для рождения феномена, наряду с историко-культурными, социально-духовными условиями, необходимо великое стечение обстоятельств — рождение великого дарования. Личность, явление порождает свое время — это правда, но гения, как ни крути, создает природа — это тоже истина.

Тысячи похвал щедрой, великодушной, благородной Природе, которая дала казахам такое исключительное дарование!

…Вернемся снова к тем же русским. Кто такие Пушкин, Лермонтов, Толстой, на которых равнялся Абай? Для нас ясно одно: даже если бы он не читал никого, кроме этих троих, для такого проницательного, мудрого ума, как у Абая, открылись бы, как открытая книга, многие мировые мысли и совершенные культурно-художественные процессы. Однако, чем больше вчитываешься в некоторые стихи и прозаические произведения, тем сильнее возникает сомнение в том, что поэтическая библиотека Абая ограничивалась только теми именами, которые мы сегодня прекрасно знаем. Хотя место Пушкина уникально, его окружение не пусто — оно полно ситуаций и личностей, сделавших Пушкина Пушкиным. В этом отношении Лермонтов тоже не изолирован, и Толстой не одинок. За каждым из них стоит не просто русский, а вся европейская цивилизация, бескрайние просторы западной культуры. Каждый из них — это концентрированный сок, чистейший цветок передовых мировых культурных и литературных традиций того времени. Но, похоже, Абай этим не ограничился. Например,

Previous Post

Открылся горнолыжный комплекс «Ойкарагай Лесная сказка»

Next Post

Казахстан и США подписали соглашение о воздушном сообщении

Next Post

Казахстан и США подписали соглашение о воздушном сообщении

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.