Западные власти, предложив политическое убежище и самую престижную литературную премию мира – Нобелевскую премию – писателям-диссидентам (таким как Александр Солженицын, Иосиф Бродский), проявили «братскую» заботу и после горбачевской перестройки получили возможность внедрить свои ценные культурные козыри в сердце красной империи.
Накануне августовского путча знаменитая американская рок-группа «Металлика» выступила в Москве на открытой площади перед десятками тысяч людей. Своим стилем одежды, сценическими движениями и напором песен они несли дух западной свободы. Особенно приветствовалось то, что солист группы Джеймс Хэтфилд, время от времени поднимая тост перед зрителями и запивая сухость в горле пивом, получил особое одобрение нового поколения, уставшего быть положительным героем в советском обществе. Вскоре великая империя рухнула. В идеологическом противостоянии красная империя потерпела поражение. Распространилась шутка, смешанная с правдой: «Металлика разрушила Советский Союз». Национальным писателям была возложена особая ответственность и тяжелая миссия, в отличие от писателей-диссидентов, добившихся славы за рубежом и наблюдавших за ситуацией со стороны. Хотя падение советской системы подарило колониальным республикам исторический шанс обрести независимость, новые и молодые государства, взявшие бразды правления в свои руки, кипели в котле столкновения противоречивых ценностей. Попытка построить национальное государство стала жертвой жестких взглядов, присущих старой системе, и разграбления западных ценностей.
В такой критический час вперед вышли даровитые и мыслящие сыны народа. Одним из них и единственным был знаменитый Шерхан Муртаза. Если раньше он затрагивал трагедию Второй мировой войны, принесшую нашему народу безмерное горе, то в период «оттепели» он раскрыл всю глубину голода и сталинских репрессий, ставших величайшим бедствием в жизни нашей нации. Своими смелыми шагами он играл просветительскую роль в обществе. Он превратился из руководителя СМИ в народного избранника, «националиста из националистов». Когда наша независимость укрепилась, старшее поколение писателей занялось написанием мемуарных произведений – романов-эссе. Мастер пера и мысли, Шерага, как всегда, проложил новую тропу. Он не повторял своих коллег. Он написал «Мир, в котором не хватает одного», сборник философских размышлений. Это произведение было не длинным повествованием о полной борьбы жизни мудрого старца, а глубокими размышлениями о настроении, порывах сердца, осмыслении истории и современности в разные периоды жизни. Главной особенностью произведения была его лаконичность, способность передать противоречивую судьбу через мельчайшие детали.
В отрывке «Можжевеловая колыбель» он связывает свою жизнь, прошедшую путь от сиротства до национального героя, с сакральной силой казахской колыбели. Приводя слова американской танцовщицы Айседоры Дункан, чья мать любила пить шампанское: «Я научилась танцевать еще в утробе матери», он сравнивает западное и национальное воспитание и далее раскрывает тайну казахских ценностей: «В словах Мукана «Поправь свою колыбель» есть глубокий смысл. Одно из них – чистота и качество древесины колыбели. А качественная колыбель – это колыбель, сделанная из можжевельника.
Можжевельник – очень священное дерево. Оно священно, потому что к нему не пристают никакие болезни, оно обладает силой убивать различные микробы и чудовищ. В можжевеловой колыбели не могут развиваться такие опасные болезни, как корь, оспа.
В год моего рождения младенцы массово гибли от оспы. Этому в первую очередь способствовала искусственно созданная сталинско-голощекинская «политика, чтобы не было излишеств, чтобы не осталось ни одного живого существа».
По воле Всевышнего, если мне суждено было жить на этом свете, то из той резни я выжил.
Кто знает, может быть, именно можжевеловая колыбель спасла меня от смерти».
В заключение он излагает свои национальные мечты и стремления: «Если можешь, найди можжевеловую колыбель; выращивай много можжевельника, не уничтожай его семена; в можжевеловую колыбель вливается благодать. Ах, если бы было много младенцев, укрытых в этой можжевеловой колыбели!».
В последнее время, говоря о философской позиции казахской духовности в целом, старожилы с особой мудростью ссылались на два старых слова – «Ложь» и «Мечта». Шерага добавил к ним емкое выражение «Мир, в котором не хватает одного». Вспоминая ушедшего в мир иной мудреца, мы тоже вынуждены повторить это слово. Нельзя забыть усилия и честный труд мастера слова, вложенные в становление нашего независимого государства и укрепление его духовного стержня.
ЕСБОЛ УСЕНУЛЫ