Знание места религии (религиозных идеологий) в человеческой психике — главный принцип реабилитации пострадавших от деструктивных течений. Любая религия — абсолютная истина для ее последователей. В противном случае, религиозность верующего остается под сомнением. Поэтому нет сомнений, что главным стремлением человека, пришедшего в религию или религиозные течения, является поиск абсолютной истины. Даже у участников международных террористических актов, дошедших до крайнего радикализма, первый шаг начинается с поиска истины. Хотя конечные цели создателей террористических групп основаны на различных политических интересах, рядовые граждане, пополняющие их ряды, — это те, кто оступился в поисках истины в религии.
Человеческая психология многогранна. Понятия, такие как вера, религия, убеждение, — это представления, глубоко укоренившиеся в душе человека. Утверждение некоторых социологов прошлого о том, что «по мере развития секуляризма не останется места сакрализму», сегодня не подтвердилось. Хотя человечество приближается к завершению первой четверти XXI века, роль и место религии в обществе не ослабли. Вывод: «Человек, независимо от уровня образования, социального статуса и возраста, будет ощущать потребность в религии». Более того, еще одна грань веры, даже если она не имеет научного обоснования и ее польза или вред не определены, укореняется в сердце человека под влиянием окружающей среды или в результате личных умозаключений.
Даже если изначально деструктивные взгляды вызывают внутреннее сопротивление, доказано, что со временем они укореняются в сознании человека и приводят к самоотверженной борьбе за свои убеждения и удовлетворение веры. Следовательно, если с личностью можно работать в различных направлениях до того, как сформируется определенное убеждение, то после того, как определенное убеждение укоренится в сознании и будет использоваться в течение длительного времени, отвратить человека от него становится чрезвычайно сложным процессом.
Принцип «правильно только мое мнение» — особенность, присущая большинству людей. Это особенно ярко проявляется в религиозных течениях и мировоззрениях. Враждовать из-за того, что чья-то позиция не совпадает с твоей, с человеком, с которым никогда не пересекался, — величайшее несчастье мировоззрения. Смягчить это понимание, ведущее к конфликтам между людьми, не так уж сложно. Закономерно, что каждая религия, каждое религиозное течение проповедует, что их направления являются «единственной истиной» для пополнения своих рядов. Однако, хотя человек, придерживающийся религии или религиозного течения, имеет право говорить «мое мнение правильно» для жизни в согласии с окружающими, говорить «правильно только мое» неуместно. Поэтому с момента зарождения первого уважения и терпимости к убеждениям и взглядам других людей начинают исчезать признаки радикализма и экстремизма. Даже это может быть оценено как божественное предопределение.
Человек, полностью убежденный в том, что только его путь, позиция, направление, религия правильны (это идея, специально внедряемая в сознание), всячески избегает противоречий в своих мыслях. Человеку с такой укоренившейся позицией, подобной шорам, трудно выносить различные критические замечания, читать альтернативные книги, слушать информацию. Он постоянно находится в агрессивной позиции, основанной на шаблоне «мы» и «другие». Поскольку он не находит достойного места в обществе, в социальной среде, он считает замкнутость в своей группе правильной и достойной жизнью. Если эта позиция приобретает религиозный характер, это становится еще сложнее. Поэтому главное препятствие в работе с представителями таких течений — разрушение устоявшегося в сознании шаблона. Это не всегда легко. Тем не менее, через человеческие отношения можно постепенно внести трещину в застывшие принципы.
И здесь можно добиться успеха не агрессивными, уничижительными методами, а в результате диалогов на равных. Любое мировоззрение, любая позиция, сливаясь с религией и религиозными принципами, приобретает «священность». Человек старается всячески защитить то, что считает священным в своем сердце. Поэтому он не удивляется, если готов пойти на смерть, чтобы защитить свою веру. Учитывая это, для адаптации личности к общественным отношениям, раскрывая причины замкнутости и переходя к открытому диалогу с ним, обеспечивая открытость (даже внедряя в него разум, «эмпатический метод»[1]) — это зависит от профессиональных навыков специалистов, работающих с представителями деструктивных течений.
В заключение хочу сказать, что человек — социальное животное. Его отчуждение от общества — величайшее наказание для него. Поэтому изгнание из общества граждан, чья принадлежность к деструктивным течениям выявлена, оставление их в их положении, разрыв связей приведет к возникновению в будущем радикальных взглядов и действий. В настоящее время во многих учреждениях наблюдается тенденция к увольнению представителей деструктивных течений с работы, учебы, из школ, чтобы они избегали различных политических и общественных проблем. А граждане, имеющие какие-либо связи в общественной, социальной среде, считаются открытыми людьми, с которыми еще можно работать и от которых можно отвратить их взгляды. Поэтому важно помнить, что участие в формировании их взглядов в позитивном направлении, своевременное протягивание руки помощи во всех аспектах — это спасение их от когтей деструктивных течений.
Кеншилик ТЫШХАН, религиовед
[1] Эмпатия — слушатель переживает внутренний мир говорящего так, как будто сам это испытал, проявляет к нему сочувствие и предлагает путь выхода из такого тяжелого состояния, или совместно рассматривает пути решения сложной проблемы.