Казахстан стал участником Конвенции ООН о правах инвалидов в 2008 году. Инклюзивное образование является одной из обязательных частей этого документа. Инклюзивное образование используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основе инклюзивного обучения лежит идеология исключения любой дискриминации детей и создания специальных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Термин «ограниченные возможности» слишком широк. Поэтому специалисты считают правильным называть человека с каким-либо заболеванием «лицом с инвалидностью». Будем использовать и мы этот термин. Инклюзивное обучение в школах появилось не так давно. А сейчас в колледжах обучаются тысячи молодых людей с инвалидностью.
Инклюзивное образование выгодно для школы
Государство постоянно напоминает об обучении детей с инвалидностью в общеобразовательных школах. Для этого оно создает условия для школы. Один ребенок с инклюзией приравнивается к трем детям. Если в классе есть один ребенок с инвалидностью, то класс делится на малые группы, даже если в нем обучается всего 21 ребенок. Это расходы для государства. Как спросите вы? Вместо того, чтобы платить учителю ежемесячную зарплату за проведенные часы, теперь зарплата за разделение на малые группы увеличивается в два, а то и в три раза. Следовательно, обучение детей с задержкой развития выгодно для школы. Эта норма закреплена законом. Каждый ребенок в Казахстане имеет право на бесплатное среднее образование в соответствии с Конституцией. Эксперимент по подушевому финансированию в 34 школах страны продолжается уже несколько лет. Государство выделяет на каждого ребенка, обучающегося в школе, около 260 тысяч тенге в год для начальных классов и до 500 тысяч тенге для старших классов. Если ребенок переходит в другую школу, то и финансирование переходит в ту школу.
А как относятся дети в общеобразовательной школе к детям с инвалидностью? Будут ли они дразнить этого ребенка, задевать его честь? На этот вопрос депутат Мажилиса Ирина Смирнова ответила следующим образом:
– Я работала в школе учителем, затем директором. Десять лет назад в 5-м классе училась девочка с инвалидностью. Мать каждый день привозила ее в школу и переносила из одного класса в другой. В то время передвижение на коляске по школе было невозможно. Везде были лестницы. В школе совершенно не были созданы условия для детей с задержкой развития. Пока ее дочь училась, мать ждала ее за дверью класса, чтобы не смущать ее. Однажды я увидела, как ее дочь идет вдоль стены. А ее одноклассники держали ее за руки и поддерживали. Приведу еще один пример. В нашу школу пришел новый учитель физкультуры. Он был очень молод. Вместо кистей рук и ног у него были протезы до запястий. Я боялась, как дети будут относиться к учителю. Но дети приняли