Государство и религия – это пустые понятия без человека. Человек – это мера истины, цель, идеал и принцип. Светская позиция также имеет аспект, связанный с бытием. Однако светская позиция определяет характер государства. А опора основной социальной, политической и правовой системы государства не на религиозные принципы отражает характер светской позиции. То есть, можно увидеть, что светскость – это принцип, понятие, связанное с государственным бытием. Как вы заметили, отделяет религию от государства, не опирается на религиозные основы, относится нейтрально к религиям не человек, а государство. А человек – как личность, гражданин, верующий – не может относиться к религии нейтрально.
К сожалению, в настоящее время в обществе встречаются люди, которые хотят представить светскость как атеизм и выразить психологическое несогласие с государством, его конституционным строем. Причина в том, что светскость воспринимается как явление, чуждое религии (исламу) или противостоящее ей. Это ошибочное мнение и с точки зрения познания. Поскольку, если бы светскость была явлением или идеологией, ее можно было бы сравнивать с религией. Светскость – это не религия. Если бы светскость была самостоятельной религией, то психологическое несогласие нашей молодежи с ней, проявление оппозиционного отношения к государству с целью защиты своей религиозной веры считалось бы объективным личностным качеством. Но светскость – это не религия, не идеология, не идея, это – позиция. Поэтому правильнее всего досконально разобраться в вопросах: «Что это за позиция, какова ее основная функция, какую пользу она принесет обществу, на каких уровнях, в каких слоях?». То есть, прежде всего, необходимо познать смысл и природу светской позиции.
Поскольку светскость не является религией, она нейтрально относится как к исламу, так и к любым другим религиям. Если бы светскость была религией или идеологией, могла бы она нейтрально относиться к любой религии? Нет, конечно! Следовательно, с этой точки зрения, возможно, чтобы человек был гражданином государства, представителем определенной религии, верующим и светским одновременно. В таком случае, атеист также может быть светским и атеистом. Потому что светскость – это не религия. Если бы светскость была религией, один человек не мог бы быть одновременно мусульманином и христианином, или одновременно верующим и атеистом.
Теперь следует пересмотреть утверждение о том, что отдельный человек, то есть личность, не может быть светским, светским может быть только государство. Как государство само по себе становится светским? Разве не люди создают государство? Следовательно, именно люди определяют светский характер государства. Если люди дают общее согласие, решение о светскости государства, то разве тех, кто поддерживает это решение, нельзя назвать светскими? Нет, в данном случае люди создают государство, а государство становится политическим бытием. Политическое бытие государства также антропоморфно, то есть государство определяется по образу человека. Отныне человек будет взаимодействовать с созданным им государственным институтом по определенным правилам и принципам. Теперь светская позиция этого государства, не вмешиваясь в убеждения своих граждан, не разделяя их, будет регулировать, чтобы какая-либо религиозная вера не оказывала давления на другую религию, не доминировала, не притесняла. То есть, светская позиция выступает арбитром между государством и религией.
Если присмотреться, то государство, религия, культура, право, обычаи – все существует для человека. Все они имеют нормообразующий характер. Государство также устанавливает нормы. В религии также есть система норм, правил, принципов. Нормы есть и в праве, и в традициях. Светскость – это правовая позиция. Право – это политический договор между управляющим и управляемым. А по демократическому принципу религия не включается в этот политический договор. Если включается, он приобретает не демократический, а теократический характер. Мы рассматриваем это как разделение норм гражданского и религиозного права.
Само по себе недопущение государством религиозного давления является главной функцией его демократической и светской позиции. Мы понимаем это как «свобода совести», «свобода вероисповедания» в нашем законодательстве. Уже сейчас в обществе проявляются такие психологические, религиозные, познавательные давления, как «Ты должен верить так же, как я, это ширк, это бидгат, в итоге ты кафир». Только государство, основанное на светской позиции, может остановить такое правовое и психологическое давление. А демократический, либеральный, светский характер государства не противоречит никаким убеждениям, религиозным принципам, религии.
Как мы уже говорили выше, светскость – это позиция, не имеющая отношения к убеждениям, религии, идеологиям. Поэтому Казахстан – светское государство, его создатель – казахская культура, в которой ислам является основной определяющей религией.
Светская позиция – залог устойчивости государственности казахского народа. Сколько бы государство ни запрещало создание религиозных, национальных, политических систем, оно не может отделиться от своей культурной и цивилизационной основы. Поэтому с точки зрения исторического сознания государство заинтересовано в защите, сохранении и развитии всех пластов своей формирующей культуры. Это можно увидеть и в статье Н. Назарбаева «Семь граней Великой степи».
Сейчас религия стала инструментом глобальной политики. На Ближнем Востоке ее конкретное проявление служит исламофобии на сценах, невиданных в истории человечества. За этим стоят политические силы, использующие религию. Есть молодежь, которая под влиянием радикальных идей, таких как салафизм, отказывается от своей истории, национальных ценностей, страны и земли. Поэтому светскость – это механизм, позволяющий целостно взглянуть на эту проблему.
Религия – это дело сердца. То есть, прямой диалог между человеком и Аллахом. В последнее время чуждые религиозные течения принуждают нашу молодежь вступать в их ряды силой, насилием. Это также противоречит исламу. А в сути ислама нет насилия. Позиция «Ля икраха фид-дин» («Нет принуждения в религии») в Коране является тому свидетельством. В противном случае религия станет инструментом политики, а свобода человека будет попрана. Человек, будучи творением, остается на втором плане, подпадая под влияние общины, религиозной группы. Вот эта светская позиция и ограничивает это явление. Нет сомнений, что именно светская позиция является той контролирующей силой, которая останавливает вмешательство в божественный суд в этом мире и вынесение друг другу фетв с обвинениями в неверии.
В светском государстве любое образование – будь то религиозное, политическое, профессиональное, техническое и т.д. – находится под ведением государства. Вопрос о том, какое религиозное содержание будут получать молодые люди, объединяя контроль и надзор в единое целое, – это светская позиция.
Окружающие человека представления не ограничиваются только религиозными. Идеологические позиции, такие как казахское бытие, государственность и ее устойчивость, целостность земли и страны, начали проявляться как главная политическая цель свободы сегодня. Желательно, чтобы все остальные познавательные слои были мобилизованы на службу этой цели. Глубокое изучение аспектов взаимоотношений культуры, религии, государства и их ценностных, теоретических основ сегодня показывает актуальность конкретных определений, анализов и комментариев в рамках этой цели.
В последнее время, к сожалению, материалы в средствах массовой информации, представляющие платки школьниц как хиджабы, пропагандирующие религиозные убеждения родителей и детей широкой публике, подталкивают к исламофобским результатам. Конечно, согласно светской позиции, для наших школьников в первую очередь необходимо образование. Для них посещение пятничной молитвы и совместная молитва не являются обязательными с точки зрения шариата. В школе место религии в обществе, ее воспитательное значение, ее культурно-ценностное место не включаются в программу как педагогические принципы, и это продолжает вызывать дилемму в обществе. Государство также должно дать обоснованный комментарий к смыслу светскости, особенно в сфере образования. Безусловно, у Казахстана будет свой собственный комментарий к светскости. Это определение, обоснование, комментарий будут сделаны на основе истории, культуры, религии казахской государственности, общего бытийного опыта. Поэтому светская позиция станет залогом духовного развития казахстанского общества и нашего государства.
Досай Кенжетай