Спустя почти три века ожесточенной борьбы, в которой мы отдавали и забирали жизни, мы обрели свободу и создали независимый Казахстан. Но смогли ли мы создать свободного, независимого казаха?! Слова итальянского мыслителя Азалии: «Мы создали Италию, теперь нам нужно создать итальянцев», — кажется, точно отражают наше положение. Да, свобода не досталась казахам дешево. Однако ярмо порабощения, которое носил наш народ, было наложено многими государствами со стороны могущественных империй. Сеть царского правительства достигла и прибалтийских стран, пытаясь завоевать весь мир. Но другие страны, находившиеся под гнетом тоталитарной политики, не приняли колониального сознания, как мы. Потому что их дух был свободен. А как обстояли дела у нас? Как говорил Габиден Мустафин, в эпоху «борьбы с национализмом» кровопролитная политика осуществлялась руками казахов. Трудно не потерять самообладание и не сдаться, когда твой собственный сородич поднимает оружие и бьет тебя кнутом, даже если ты родился от золотого пояса и серебряного живота.
«Не мучает тюрьма, в которую бросили,
Не мучает то, что расстреляли.
Мучает лишь то, что моя собственная собака
Укусила меня за голень», — так скорбел Ахан.
Образованные казахи, открывшие глаза и пробудившие сознание, хоть и были готовы доказать на деле и пожертвовать жизнью ради защиты интересов казахской нации, заявляя: «Белое или красное — все равно, я поддерживаю только государство, которое избавит казахскую нацию от угнетения и защитит ее интересы», — в то время у всей нации не было такого иммунитета. То, о чем мечтали мужчины, рисковавшие своими благородными головами ради свободы, пережив ужасы жестокой эпохи, пройдя сквозь снег и лед, — это формирование национального иммунитета. Халел Досмухамедов пишет: «Мы живем в эпоху создания национального государства и зарождения социализма среди казахов. Без социализма у казахов не может быть национальной жизни, национального государства».
В то время даже группа, выдвинувшая лозунг «служить казахам», разделилась на две части. Цель — одна, интересы — одни, а пути — разные. Несмотря на общую цель, направленную на национальные интересы, из-за отсутствия единства мы не смогли добиться ничего. Было мало граждан, которые прощали чужие блуждающие слова и обидные поступки, жертвовали личными желаниями и были готовы отдать жизнь ради спокойствия нации. Алихан Бокейханов говорил об этом: «Есть и брат, который, услышав спорное слово, проявляет невежливость. Мир споров — это качество жизни, если бы не было споров и разногласий, жизнь была бы тюрьмой. В спорном слове нет вины. Вина — в глухоте к разуму».
Начало ХХ века для казахов было высечено кровью на страницах истории как «время, когда прямая линия становилась кривой, а острый карандаш — тупым». Да, сто лет назад создание правительства Алашорды, когда «храбрецы, оседлав скакунов, взяли в руки острое копье», было равносильно подвигу, преодолевшему трудные времена. 12 декабря 1917 года лопнул живот белого верблюда, и была установлена юрта правительства Алашорды. В номере газеты «Сарыарка» за 1918 год Алимхан Ермеков писал об этом с волнением: «…12 декабря, после полудня, в 3 часа дня, родилась автономия Алаш, и ей было дано имя. Над головами детей шести алашей была установлена Белая орда, поднят флаг Алаш. Кочевой народ кыргызов-казахов, рассеянный по большим аулам, стал отдельным аулом». Мечта граждан, «оставивших после себя нетленное слово», об алаше теперь является задачей для будущих поколений. Почтим же дух тех, кто боролся за мир в стране и национальную государственность в своей короткой жизни!
Шынадил Салтанат