«Прежде чем искать лекарство от болезни, ищи путь к здоровью», — так гласит мудрость нашего народа. Хотя это призыв к осторожности во всех ситуациях, во многих странах, затронутых влиянием глобализации, бушуют болезни радикализма и экстремизма. Наши граждане, выйдя из советской системы и еще не оправившись идеологически, не застрахованы от этой болезни. Многие обращаются к вере и выбирают путь религиозности. Среди них есть и те, кто впадает в крайнюю религиозность под видом благочестия, и заблуждения под видом веры. Теперь задача состоит не только в том, чтобы предупредить народ о деструктивных течениях, но и в том, чтобы вернуть в общество граждан, попавших в их сети (они сами себя не считают заблудшими). Практика показывает, что это требует больших усилий и системной работы.
Борьба с некоторыми идеологическими группами, которые для нас являются радикальными, деструктивными течениями, а для многих граждан — «прямым путем» (истинным исламом), несомненно, непроста. Причина, по которой мы называем это идеологией, заключается в том, что в этих течениях все отношения урегулированы и установлена определенная система. Например, салафитская идеология, считающаяся одной из самых влиятельных в нашей стране, также имеет глубокие корни. В противном случае они не смогли бы привлечь в свои ряды тысячи граждан. Например, один из главных идеологов упомянутого течения Ибн Таймийя в своем труде «Три основы» пишет: «Разумному человеку не нужна логика для понимания Корана и Сунны, а глупый человек все равно их не поймет». Он также говорит: «Она (логика) подобна зловонному мясу на вершине высокой горы, до которого трудно добраться, но пользы от нее мало». Согласно этому мнению, нет необходимости изучать или прибегать к логике. А взгляд на разум уже был представлен выше.
Как отмечает один из специалистов в этой области, профессор Досай Кенжетай: «Радикализм — это, по сути, сознательный процесс. Он основан на социально-экономических слоях общества. Сейчас у нас многие люди готовы к радикальным убеждениям. Главная причина этого — невежество, то есть отсутствие критического мышления. Там, где нет мысли, господствуют суждения и шаблоны, формы и правила. А религиозное познание по своей природе состоит из шаблонов и правил. Поэтому людям гораздо проще и надежнее брать готовые шаблоны, чем думать. Потому что человек не доверяет себе, не может мыслить самостоятельно, он склонен быть частью толпы»[1].
Следовательно, поскольку человек, примкнувший к деструктивному течению, ставит во главу угла его понятия и принципы, нежелание салафитов слушать ученых, сознательное нежелание мыслить логически является одним из их основных принципов. А чтобы победить такого человека логически, разве он не должен сначала признать логику?!
Приведем простой пример: подавляющее большинство приверженцев салафитско-ваххабитского направления в нашей стране (за исключением хариджитов и такфиритов) посещают наши мечети для пятничной или пятикратной молитвы. Однако имамы, которые молятся за ними, являются людьми ханафитско-матуридитского вероубеждения (по их мнению, заблудшими). Тогда возникает такая логика: «Если они молятся за имамом, значит, они признают ханафитское направление, или если ханафиты заблудшие, то почему они молятся за имамом». Они не понимают даже этой простой логики. Потому что радикальным группам не нужны люди с развитой логикой. Даже затыкание ушей во время проповеди имама (по их словам, для защиты сердца от сомнений) является лишь одной из нелогичных мер.
Поэтому идеология радикальной группы основана на детально разработанной системе. Если простые люди заблудились в поисках религии, то настоящие идеологи тщательно изучают свое направление и планируют пути радикализации приходящих людей. Поэтому борьба с ними и их реабилитация должны проводиться планомерно на теологическо-психологической основе. В противном случае эффективность проделанной работы будет низкой. Также эффективными считаются шаги по реабилитации с учетом следующих предложений.
Найти путь к сердцу. Люди, вступившие в радикальные, экстремистские группы, относятся к категории замкнутых людей. Они быстрее устанавливают контакт с простыми людьми на улице, чем со специалистами. Поэтому установить какой-либо контакт с представителями упомянутых течений сложно. Тем не менее, прежде чем изолировать их из их привычной среды, необходимо попытаться наладить частый контакт. При необходимости полезно поддерживать дружеские отношения. А с людьми, с которыми установлены определенные уважительные отношения, легче вести беседы и обсуждать различные вопросы.
Постоянная связь. Важно, чтобы люди, установившие с ними связь, были постоянными. Например, частая смена специалистов при начале реабилитации препятствует реабилитационной работе. Между ними не успевает установиться тесная связь. По некоторым данным, после 3-4 лет общения они достигают уровня оправдания своих внутренних проблем. А для этого эффективно постоянное взаимодействие граждан. Даже в некоторых исправительных учреждениях смена теологов и имамов, привлеченных к реабилитационной работе, негативно сказывается на работе. Или сами осужденные по статьям об экстремизме, терроризме, отбывающие наказание, выражают мнение: «Было бы хорошо, если бы к нам пришел такой-то теолог, мы бы научились!»
Общественное мнение. Любую религиозную среду мы называем «джамаатом». Среди представителей деструктивных течений также установлены тесные связи. Существуют связи, обеспечивающие сближение людей, такие как регулярные занятия спортом, совместное выполнение религиозных обрядов, расспросы о делах друг друга после пятничной молитвы и т. д. Человек, пробывший некоторое время в джамаате, в результате этого оказывается в положении, из которого не может выбраться. Поэтому слабость наших специалистов традиционного направления в том, что они участвуют в реабилитации в одиночку, отсутствие собственной религиозной среды или невозможность постоянного общения на уровне джамаата с человеком, реабилитированным из деструктивного течения, приводит к тому, что этот человек снова стремится к жизни в джамаате.
Социально-психологическое оздоровление. Любая религия укореняется не только в сознании человека, но и в его сердце. Нападение на него сразу приводит к обострению вражды. Многие наши теологи придерживаются этой позиции и разжигают чувство ненависти. В то же время существует ошибочное мнение, что можно перейти только от радикализма к умеренности. Это ошибочное представление. Главная задача — приложить усилия для психологической, а затем и социальной реабилитации граждан, отравленных деструктивными религиозными убеждениями. Даже для перехода к умеренной религиозной позиции необходимо сначала психологическое и социальное восстановление.
Влияние через близких. В нашей стране почти нет семей, которые целиком ушли бы в деструктивные течения. Одной из ценностей казахов, сохранившихся до сих пор, является семейная связь. В связи с этим роль аксакалов, роль граждан из этой семьи, обладающих религиозными знаниями, и даже роль супруги и ребенка могут быть использованы как ступени для влияния на изменение мнения граждан, что видно из удачного опыта некоторых областей. Поэтому реабилитация представителя казахского народа, который, как говорится, «если голова расколется, то под шапкой, если рука сломается, то под рукавом», внутри семьи является одним из очень эффективных путей. Если граждане с радикальным настроем не уважают своих близких, им очень трудно слушать совершенно незнакомых специалистов.
Завершим наши слова словами Шакарима Кудайбердиулы:
«Чистую религию ищи в религии,
Сомнения в религии подвергай критике.
Ясное зеркало — в тебе самом,
Усиливай разум.
Поверхностную религию не найдет наука,
Чистую религию найдет мысль.
Свободный разум не заблудится,
Сияя, когда встретится» — как сказал он, формирование сознательного поколения, способного критически анализировать черное и белое, правильное и неправильное, путем внедрения нашей традиционной религии в сознание поколений в сочетании с многовековыми традициями, позволит отдалить деревню радикализма и экстремизма в будущем. Иначе — напрасно!
[1] Из страницы Досая Кенжетая в социальной сети.
Кеншилик ТЫШКАН,
религиовед