Глава государства Н. Назарбаев в своем Послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отметил: «Необходимо уделять больше внимания нашим гражданам с ограниченными возможностями. Казахстан должен стать для них зоной без барьеров. Мы должны проявлять заботу о таких людях. Это наш долг перед обществом». Насколько выполняется поручение, озвученное в Послании Президента, рассказала руководитель частного общественного фонда «Гражданский потенциал» Алмагуль Сейсенова.
– Государство оказывает помощь лицам с инвалидностью и детям с особыми образовательными потребностями. Существуют законодательные акты в сфере здравоохранения и образования, касающиеся данных лиц. Например, включен пункт «обязательное среднее образование для лиц с особыми потребностями». Несмотря на нарушения в развитии, никаких ограничений быть не должно. Также обязательным является предоставление доступных услуг. С 2000 года начали обсуждаться социальные вопросы лиц с инвалидностью. В соответствии с этим были разработаны законодательные акты и кодексы. Изначально гарантированно предоставлялись услуги в сфере здравоохранения. Этот процесс начал осуществляться в виде скрининга. Скрининг – это комплексное профилактико-медицинское обследование для раннего выявления факторов заболевания у больного человека. В случае выявления нарушений в развитии по результатам обследования, лица регистрируются и наблюдаются в различных медицинских учреждениях. Дети школьного возраста, имеющие нарушения мыслительных способностей, получают уроки в специальных коррекционных кабинетах или у педагогов-психологов. Диагностические центры также обслуживают указанных лиц. Я представляю Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики. У нас имеются все законодательные акты, а также подзаконные нормативные документы. Наша обязанность – ознакомить со всеми ними.
Я – мать лица с инвалидностью в возрасте двадцати трех лет
Я сама – мать лица с инвалидностью в возрасте двадцати трех лет. Мы пользуемся всеми вышеперечисленными социальными услугами. В результате множества изменений наши дети добились прекрасных возможностей. Пройдя скрининг в раннем возрасте, они получили услуги в сфере здравоохранения. Кроме того, они получили возможность пройти бесплатное медицинское обследование с помощью сложных медицинских аппаратов, требующих больших финансовых вложений. Реабилитационные центры и программы обслуживают лиц не только с нарушениями в развитии, но и с нарушениями отдельных частей тела. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата приобретаются необходимые средства. Контролируется наличие всех необходимых медицинских средств в аптечке, достаточное количество ортопедической обуви, гигиенических принадлежностей. Всю эту помощь мы получаем от государства. Мы часто слышим слова: «Мы ничего не получаем от государства. Государство не помогает моему больному ребенку». Нет оснований так говорить. Я получаю пособие от государства на сына. Раньше мы ездили на общественном транспорте. Это было очень трудно. Сейчас для лиц с инвалидностью предоставлены специальные транспортные средства. Половину своего дохода мы тратили на лекарства. В настоящее время мы обеспечены лекарствами в гарантированном объеме. Мой сын учился на дому, научился читать. Мы беспокоились о том, как он будет учиться дальше. В результате была внедрена программа инклюзивного образования. Инклюзивное обучение означает равные права учащихся. Оно дает возможность развивать способности, необходимые для участия в коллективной деятельности, для общения с людьми. Через инклюзивное образование можно развивать общий образовательный процесс, учитывающий потребности всех детей и обеспечивающий обучение детей с особыми потребностями. Такой вид обучения не вытесняет традиционно сложившиеся формы развития в системе специального образования, а объединяет их. Через это направление способствует достижению успеха детей с инвалидностью. Создаются возможности для лучшей жизни. Инклюзивное образование – основа воспитания толерантности. Недостатков много, но мы продвинулись вперед по сравнению с прошлым.
ПРИМИТЕ СТАТУС ИНВАЛИДНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА
Недавно в Астане под председательством Президента состоялся VIII Гражданский форум. Прошло около тридцати пяти секционных заседаний. Мы встретились с представителями неправительственных организаций, родителями, лицами с особыми потребностями, руководителями, курирующими социальную сферу. Обсудили обязательства и предложения конкретных лиц. Остановились и на программе занятости. Нельзя просто говорить: «Это написано в законе, указано в документе», реализация этих положений возлагается на социальные службы. В феврале 2015 года была ратифицирована конвенция о правах лиц с инвалидностью. В документе прописаны общие принципы, такие как уважение присущего человеку достоинства, свободы выбора, личной независимости и самостоятельности. Государство – это механизм. Его рычаг – общество. В общество входят и люди. От их взаимодействия работает государство.
Слышать, что ребенку присвоен статус инвалидности, родителям непросто. Я пять лет не могла принять статус инвалидности, присвоенный моему сыну. С раннего возраста у него были задержки в передвижении и развитии. Родители тоже переживают стресс. Во многих случаях родители не хотят, чтобы их ребенку присваивали статус инвалидности. В настоящее время формируются родители другого типа. Во-первых, они грамотны, во-вторых, не поддаются эмоциям, в-третьих, переходят к конкретным действиям. Родители, имеющие незначительные нарушения в развитии, не упускают никакой помощи от государства. Наверное, не бывает большой или маленькой инвалидности. Тем не менее, как я говорю на лекциях и встречах в разных регионах, много родителей с совершенно иной позицией. Например, принята программа инклюзивного образования. Ее реализация – обязанность родителей. Родители должны создать условия для обучения ребенка на пособие, полученное от государства.