Сегодня вышла статья Елбасы «Семь граней Великой степи». По этому поводу политолог, председатель «QAZAQSTAN» РТРК Ерлан Карин высказал свое мнение.
Одним из основных столпов национального самосознания является историческое самосознание. Насколько каждому отдельному человеку необходимо знать своих предков, путь своих прадедов, чтобы понять свою миссию в жизни, настолько же правильно и для всей нации определить свое историческое место, чтобы прояснить свою миссию и свое место в общечеловеческой цивилизации. Если посмотреть, то в первые годы национальной независимости дискуссии, связанные с историческими темами, были движущей силой в процессе формирования нации.
Как вы помните, в 90-е годы именно споры, связанные с историей, дали большой толчок национальному самосознанию. Возникшие тогда вопросы «белых пятен» истории, реабилитация жертв репрессий, увековечивание имен деятелей Алаш, проведение поминовений и празднование дней наших батыров-предков – все это дало большой импульс формированию национального исторического самосознания. Затем, на пороге нового тысячелетия, программа «Мәдени мұра», реализованная по инициативе Елбасы, позволила восполнить пробелы и собрать воедино наше национальное достояние. В 2013 году по инициативе Елбасы были проведены работы по академическому восполнению национальной истории. Прошлогодняя программа Елбасы «Рухани жаңғыру» также дала новый толчок этим дискуссиям. А сегодняшнюю статью нельзя рассматривать как тематическое произведение Елбасы по национальной истории. «Семь граней Великой степи» – это очередная программная статья, которая побуждает нацию к новым размышлениям. Если предыдущая статья «Вектор будущего: духовное возрождение» позволила определить повестку дня казахского общества, то сегодняшняя статья – это новый дискурс в формировании национального самосознания.
В чем смысл сегодняшней статьи? До сегодняшнего дня мы занимались сбором, дополнением нашей истории, определяя ее сильные и слабые стороны. Теперь же необходимо показать место и вклад казахской нации в мировую цивилизацию. Для тех, кто понимает, это действительно одно из условий независимости и суверенитета государства. Будущая жизнеспособность государства определяется не только соответствующими институциональными условиями: государственной структурой, границами, национальной валютой, экономикой, армией, государственными институтами, но и духовными ценностями.
Мы восхищаемся японской, китайской, арабской культурами. Благодаря тому, что они смогли представить свои культуры, они смогли обеспечить жизнеспособность своей государственности. Эти национальные культуры не исчезнут легко завтра. Чтобы казахская нация сохранила свое место в эпоху глобализации, мы должны уметь показать и свой вклад в общечеловеческую цивилизацию.
Мы не нация, появившаяся случайно, сформировавшаяся под влиянием случайных факторов на периферии мира. Мы не только вносили вклад в формирование общечеловеческой цивилизации на протяжении тысячелетий, но и находились в центре великих мировых исторических процессов. Мы были не на Шелковом пути – мы были узлом Шелкового пути. Мы связывали цивилизации между Западом и Востоком. Благодаря этому казахская культура смогла сформироваться как отдельная цивилизация.
Казахская культура – неотъемлемая часть, ядро мировой культуры. Мы должны определить место казахской культуры, находившейся в эпицентре тюркской, исламской, кочевых культур, в своей богатой культуре. Это один из важных столпов государственности. Мы построили государственность, теперь мы должны сформировать государственность. А основным условием государственности является национальное самосознание и историческое самосознание. Сегодняшняя статья послужит прочной основой для формирования глубоких размышлений и масштабных дискуссий в казахском обществе.
Ерлан Карин