Профессор кафедры религиоведения Евразийского национального университета имени Льва Гумилева, доктор исторических наук Асылбек Избаиров предложил эффективный путь борьбы с деструктивными религиозными течениями в Казахстане, пишет Sputnik.
По мнению религиоведа, в борьбе с радикалами важно внушать казахскому народу мысль о том, что он является наследником великой империи на евразийском пространстве. Благодаря этому у молодежи возрастет чувство гордости за национальные ценности, и они не будут подражать другим народам.
По мнению Асылбека Избаирова, при формировании правильной религиозной ориентации в общественном сознании и работе с религиозными группами необходимо уделять особое внимание национальным ценностям. На это указывают и результаты многих проведенных до сих пор исследований.
«Сама национальная идентичность современного казахского общества еще находится в стадии формирования. В связи с этим государственная политика в сфере религии принесет правильные результаты только тогда, когда она будет способствовать формированию и дальнейшему развитию наших национальных особенностей», — сказал профессор.
Кроме того, религиовед отметил, что информационно-идеологические комплексные работы и мероприятия должны гармонировать со стратегическими программами, основанными на таких концепциях, как «Ұлы дала» («Великая степь») и «Мәңгілік ел» («Вечная страна»). Только тогда борьба с деструктивными, чуждыми религиозными течениями принесет положительные результаты.
«Между исламом и национальными началами много конфликтов»
Кроме того, Асылбек Каримович подчеркнул, что антиэкстремистская идеология не должна ограничиваться только религиозными процессами и структурами. В связи с этим он привел пример.
«Если посмотреть на динамично развивающиеся светские мусульманские государства, такие как Турция и Малайзия, то верующие люди там проявляют взвешенный подход к вопросам политики и имеют позитивное видение стабильного развития страны. Самое главное, они умеют сочетать ислам с чувством национального патриотизма. У нас же, наоборот, между исламом и нашими национальными началами часто возникают конфликты», — сказал он.
Далее религиовед обратил внимание на то, что проверенные временем практики успешно защищают от отравления сознания радикалов с устоявшимся религиозным мировоззрением и верующей молодежи. Например, определенные результаты могут быть достигнуты путем возрождения исторического наследия Караханидского государства и Золотой Орды, а также наследия времен Казахского ханства.
Когда в Казахстан пришел ханафитский мазхаб?
«Если глубже заглянуть в историю, мы увидим, что ислам пришел в казахское общество очень давно. Сегодня в Казахстане существует ложная идеология о том, что «казахи никогда не были настоящими мусульманами». Можно привести множество доказательств ошибочности этого мнения», — сказал эксперт.
По исследованиям Асылбека Избаирова, ханафитский мазхаб распространился на евразийском пространстве в период Золотой Орды при ханах Узбеке и Аз-Джанибеке. Таким образом, путем возрождения нашей историко-культурной памяти времен Караханидов, Золотой Орды и Казахского ханства, мы сможем сформировать в себе сильный внутренний иммунитет, то есть гордость за то, что мы казахи, который позволит противостоять экстремистским явлениям, маскирующимся под религию.
«Казахский народ — наследник могущественной империи»
Казахстан является наследником могущественных империй на евразийском пространстве, таких как великие тюрки, объединившие множество народов и народностей, и Золотая Орда, которая умела быть толерантной, равно относясь к различным религиям.
«Я уверен, что это, в свою очередь, в будущем окончательно устранит дихотомию «казахская нация» и «казахстанское общество» и поставит точку во всех актуальных вопросах, связанных с национальной идеологией», — сказал Асылбек Каримович.
В заключение религиовед предложил пропагандировать будущим поколениям такие мавзолеи, как мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, являющийся одним из символов ислама и историческим показателем единства политического сознания казахов.