В настоящее время вопрос хиджаба между обществом и школой часто вызывает споры и становится актуальной темой. То, что наши соотечественники, придерживающиеся иных взглядов, игнорируя законодательные требования светского государства, отправляют своих дочерей в учебные заведения закутанными, давно стало спорной темой среди общественности. Интересно, что есть и те, кто поддерживает девочек, «надевших черное» до наступления совершеннолетия. Достаточно и тех, кто бьет тревогу, думая о будущем нации. В связи с этим мы побеседовали с доктором философских и теологических наук, профессором Досаем Кенжетаем, чтобы узнать суть проблемы…
– Досай Турсынбаевич, в последнее время в нашей стране часто поднимается вопрос ношения платков девочками? Почему эта ситуация обострилась?
– Это правда, не ношение платка, а «хиджаб» – не секрет, что он вызвал значительные противоречия в общественном сознании. Если бы ношение платка проявлялось как религиозно-познавательный вопрос, его рана была бы легче. Мы бы решили его просветительским путем, открыв его смысл, показав религиозные основы, расширив мировоззрение… В основном по этому вопросу, со стороны средств массовой информации и Духовного управления мусульман Казахстана было организовано множество мероприятий, опубликованы статьи. Однако влияния на общественное сознание среди народа не наблюдается. Давайте попробуем выяснить причины. Во-первых, среди нынешних СМИ наблюдаются тенденциозные действия, которые ищут и освещают это явление. Следовательно, вполне возможно, что есть поручение ускорить эту тему. Этот заказ может исходить от внешних политических сил, которые думают о том, чтобы нанести ущерб внутренней стабильности нашего общества. Во-вторых, похоже, что внешние правозащитные центры прокладывают путь к своей политике, основанной на половой дискриминации в обществе, через эти платки. Например, возможно, готовится давление со всех сторон, добавляя религиозные мотивы к казахстанскому шаблону гендерной политики. Тогда хиджаб для них сам по себе становится сексуальным (гендерным), религиозным, социальным, политическим, правовым центром для создания противоречий в обществе.
Действительно, для того чтобы не стать инструментом внешних сил, их ловушек, не хватает работы по разъяснению содержания и идеи государства и религии, основанных на общественном, демократическом согласии и принципе светскости, всем слоям общества.
В-третьих, с религиозной точки зрения, шестилетняя девочка не несет никакой ответственности перед Аллахом. Поэтому ее обособление от сверстников в этом возрасте, демонстрация ее половой и религиозной идентичности – это действие, противоречащее нашей религии, нашему менталитету и нашему закону. Теперь это действие совершает не ребенок, а его родители. У него нет ни воли, ни сознания, ни разума, ни внутреннего религиозного чувства. Это означает, что родители используют ребенка как инструмент, тем самым показывая, что они против свободы и закона, не признают требований светскости.
Мы – народ, который через ислам стал культурным бытием, сформировал свою национальность, имеет традиционную государственность и исторический опыт. Мы не страна, которая стала мусульманской только вчера. Нынешняя неосалафитская тенденция в обществе отрицает все вышесказанное и способствует формированию негативных психологических установок среди верующих. Этот процесс представляет изоляцию института семьи от светского общества, погружение во внутренний смысл, безразличное отношение к требованиям общества, игнорирование закона, неучастие в гармонии пространства и времени как особенность и характер своих инструментов.
В-четвертых, в исламе мужчины и женщины равны от природы, произошли от одного духа, независимо от пола. Вопреки тому, что некоторые утверждают, «женщина в исламе не была создана из ребра мужчины». Поскольку они равны перед Аллахом, в исламе предписано одинаковое получение знаний как для женщин, так и для мужчин. Содержание этого получения знаний также предусмотрено в соответствии с требованиями времени и пространства. В сегодняшнем глобализированном мире, если получение знаний в содержании ставит целью, чтобы наша страна была на равных с другими, то ханафитский мазхаб также поддерживает это условие. Система образования нашей страны носит светский характер, это – условие. Следовательно, с точки зрения религиозного постановления, как верующая женщина, так и мужчина освобождаются от ответственности перед Аллахом. Однако наша страна является одной из немногих стран, которая всячески поддерживает развитие исламской религии.
Светскость была признана ценностью нашим Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. А ценность – это пьедестал, который должен уважаться с аксиологической точки зрения. Поэтому не только шестилетний ребенок, но и любой молодой человек, достигший совершеннолетия и обучающийся в средней школе, не может быть изолирован, обособлен, выделен в государственном учреждении под предлогом религиозных атрибутов. Любой молодой человек этого возраста обязан получить образование в школе, не может выйти за рамки государственного образовательного стандарта. Принцип светскости уже решил и этот вопрос, существуют специальные школы и учебные заведения, где обучение ведется с религиозными