В настоящее время государством разрабатывается множество программ и ведется работа для инвалидов.
Среди них важным вопросом является трудоустройство малообеспеченных слоев населения. Глава государства в своем последнем Послании поднял актуальные вопросы, касающиеся лиц с ограниченными возможностями, и дал поручение уделить особое внимание их трудоустройству.
Самое главное – необходимо выявлять детей-инвалидов с младенчества и создавать условия для их адаптации в обществе. В целом, ранняя диагностика и коррекция важны для адаптации и обучения ребенка в обществе. Особое внимание следует уделять воспитанию детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов. Основная цель этого воспитания – обучение труду, приучение к поиску своего места в жизни, формирование жизнестойкой личности. Прежде всего, в воспитательный процесс необходима глубокая чуткость. У детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов трудовые навыки не формируются сразу. Таким детям требуется помощь родителей и специальных специалистов.
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок родился здоровым и рос наравне со всеми. А рождение ребенка-инвалида – это тяжелый удар для всех. Есть немало семей, которые из-за этого распались. В таких случаях отцы часто уходят, а матери несут бремя судьбы в одиночку.
Существуют медико-социальные учреждения для временного или постоянного проживания детей-инвалидов. Туда могут быть помещены дети в возрасте от 4 до 18 лет с заболеваниями, такими как:
— Детский церебральный паралич различной этиологии;
— Последствия полиомиелита и восстановительный период;
— Врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата;
— Артрогрипоз;
— Хондродистрофия;
— Наследственные дегенеративные и нервно-мышечные заболевания. 592
Для помещения ребенка-инвалида в реабилитационный центр необходимо обратиться в управление занятости и социальных программ по месту жительства и заполнить множество документов.
Также имеются реабилитационные центры, входящие в систему Министерства здравоохранения РК, где дети с различными заболеваниями; заболеваниями опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы проходят курсы реабилитации в течение 20-27 дней. Список документов, необходимых для помещения в центр, противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий имеются во всех лечебных учреждениях областей.
Решение проблем лиц с ограниченными возможностями и улучшение их социального положения является одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства. В конце 2008 года Казахстан присоединился к Международной конвенции о правах инвалидов.
На сегодняшний день в городе Алматы проживает 34,7 тыс. инвалидов, из них 3276 детей-инвалидов. Это составляет 7,2% от общего числа инвалидов по всей стране. Меры социальной защиты этих лиц осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».
С учетом индивидуальных потребностей инвалиды обеспечиваются протезно-ортопедической помощью, сурдо-, тифлотехническими средствами, санаторно-курортным лечением, зубопротезированием, креслами-колясками, обязательными гигиеническими средствами, специалистами, оказывающими услуги жестового языка. В городе функционируют два медико-социальных учреждения для инвалидов с психическими заболеваниями, 15 социальных отделений и два реабилитационных центра для инвалидов. С 2009 года в рамках реализации Закона Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» детям с ограниченными возможностями и лицам старше 18 лет предоставляются социальные услуги на дому и в дневных отделениях. Услуги предоставляются как государственным сектором, так и неправительственными организациями.
С целью оказания помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и обучающим их на дому, из местного бюджета ежеквартально выплачивается пособие.
Предусмотрены адресная социальная помощь, жилищная и единовременная материальная помощь по среднедушевому доходу.
В Республике Казахстан для вхождения в мировое образовательное пространство. Государством предпринимается множество мер. На сегодняшний день в сфере образования существует достаточно нерешенных проблем. Направления развития инклюзивного образования нашли свое решение и в государственной программе развития на 2011-2020 годы. 11 процентов новорожденных в этом году родились с инвалидностью. Система растет. С каждым годом количество таких детей увеличивается. В общеобразовательных школах для них открываются специальные группы. Поэтому специалисты всегда нужны. Часто проходят дискуссии о положении инвалидов в обществе, о трудностях, которые им приходится переживать. Однако проблемы, связанные с реализацией прав взрослых инвалидов, часто поднимаются, а состоянию детей с ограниченными возможностями должного внимания не уделяется. Несмотря на множество проблем в области от психологической адаптации детей с ограниченными возможностями и их интеграции в общество до их ненужности как личности, они существуют.
Мы стремимся отдать ребенка в престижную школу, к сильному учителю, понимая, что ребенку будет трудно учиться по новой программе, не учитывая уровень усвоения ребенка и его возрастные особенности.
В настоящее время прогрессу в специальном образовании препятствуют несколько факторов: низкие, отсутствующие ожидания в отношении учащихся с инвалидностью, неготовность школ к инклюзивному образованию. Включение специального образования в программы любых образовательных реформ, учет реальных возможностей детей-инвалидов при планировании, обеспечение улучшения качества образования и доступа к нему, разработка специальных законов, обеспечение прав категорий лиц, нуждающихся в особом образовании, – все это существенно изменит ситуацию, создаст предпосылки для реализации образовательных идеалов всех людей, и строгий контроль за обучением на дому будет взят под контроль. Хотя Закон об образовании нашей страны гласит, что все дети должны получить общее среднее образование, к сожалению, обучение детей с ограниченными возможностями остается актуальной проблемой. Одним из достижений в области образования и воспитания детей с ограниченными возможностями является освоение новых технологий и использование компьютеров. При использовании компьютера можно увидеть следующие дидактические возможности; создает условия для формирования системы логического мышления, творческого труда.
Электронные учебники подробно объясняют теоретические темы. Инклюзивное образование, придерживающееся принципа «Возможности для всех», начало внедряться не так давно. Этот термин часто используется вместе с понятием «Качественное образование для всех». То есть, предоставление равного образования учащимся с ограниченными возможностями и другим социально уязвимым группам в общеобразовательных школах, создание условий для этого.
В настоящее время в Казахстане дети с ограниченными возможностями в основном получают образование в специальных школах-интернатах. Учителя общеобразовательных школ не знают, по каким учебникам и с какими методическими пособиями обучать ребенка с ограниченными возможностями, когда он приходит в класс. Проблема, вытекающая из этого, – нехватка кадров. На самом деле, они не очень приспособлены к изолированной общественной жизни. В формировании этой проблемы виновато и сегодняшнее общество. Ведь мы не можем избавиться от жалости по отношению к людям с ограниченными возможностями. Создание условий для их обучения и образования в общеобразовательных средних школах только начинает осуществляться. Основой инклюзивного образования является предоставление качественного образования всем детям в школе, независимо от их особенностей.
В связи с этим, к 20-летию Независимости Казахстана в нашем городе был открыт полустационарный отдел «Аялыалакан» для таких детей с ограниченными возможностями. Здесь дети находятся под присмотром специалистов с утра до вечера, посещают кружки, знакомятся друг с другом, учатся коллективной дисциплине, получают уроки. Дети питаются пять раз в день, отдыхают, занимаются мелкой моторикой с каждым специалистом, улучшают работу мышц, учатся инсценировать сюжетно-ролевые игры. В отделе созданы все условия для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями, понимания ими изменений, самостоятельного совершенствования знаний, дети находятся под непосредственным наблюдением врачей. Такие ситуации в основном связаны с социальными условиями. Еженедельно в полустационар «Аялыалакан» для детей-инвалидов приезжают специалисты из городской психолого-медико-педагогической консультации: психиатр, ЛОР, офтальмолог, проводят осмотр, знакомятся с результатами психологического исследования и выносят решение об их способности к обучению и воспитанию в системе специального коррекционного образования. «Самое главное – выявлять детей-инвалидов с младенчества и создавать условия для их адаптации в обществе. Поэтому в дневном мини-стационаре необходимо создать специальную рабочую группу, определить способности каждого ребенка, дать правильное направление, чтобы дети с ограниченными возможностями не росли слабыми с юных лет». Правительство и школы уделяют внимание развитию системы инклюзивного образования. Ранняя адаптация в процессе обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое значение. Необходимо привлекать не только образование, но и социальное обеспечение и здравоохранение государства. В целом, ранняя диагностика и коррекция важны для адаптации и обучения ребенка в обществе. При развитии системы инклюзивного образования, в рамках Конвенции «О правах инвалидов», необходимо разработать национальный план развития инклюзивного образования и, учитывая опыт общественных институтов, создать концепцию непрерывного обучения лиц с ограниченными возможностями для обеспечения качественного образования. Обеспечение образования детей с ограниченными возможностями на дому, создание условий для дистанционного обучения детей, которые не могут учиться в обычных и специальных школах, является одной из главных целей государства. В связи с этим, для решения проблем, каждому учителю рекомендуется подготовить небольшие электронные учебники в соответствии с программой и проводить индивидуальную работу с отстающими и учащимися с ограниченными возможностями. Я считаю, что если определить причину неуспеваемости каждого ученика и работать с учетом диагноза ребенка-инвалида, то у ученика возрастет стремление к знаниям, и проявится его индивидуальный талант. Основные практические задачи нового образования могут быть определены на основе диагностики эффективности применяемых мер и инструментов, а также инноваций в школе.
Открытие большего количества таких медицинско-педагогических центров, которые систематизируют работу таких центров и работают с детьми с ограниченными возможностями, принесло бы большую радость детям с ограниченными возможностями.
Инвалиды города имеют возможность отдыхать в санаториях и пансионатах. В 2009-2010 гг. 169 слабовидящих инвалидов прошли санаторно-курортное лечение. В 2011 году – 90 человек. В 2011 году в летнем оздоровительном лагере «Алатау» санаторно-курортное лечение прошли 30 детей-инвалидов. Кроме того, решается вопрос обеспечения сопровождающих инвалидов, родителей детей-инвалидов путевками.
В соответствии с анализом индивидуальной программы реабилитации, все инвалиды имеют право на трудоустройство и направление на работу независимо от группы инвалидности. Инвалиды чаще всего трудоустраиваются на социальные рабочие места, финансируемые из городского и республиканского бюджета в рамках программы развития города Алматы на 2011-2012 годы и программы занятости 2010 года.
В соответствии с этим постановлением, все организации, независимо от формы собственности, устанавливают квоту в размере 3% от общего числа рабочих мест для инвалидов. Для облегчения работы реабилитационных центров составлен график посещения детей, при распределении мест учтены предварительные заявки из регионов.
В рамках проекта партии «Нур Отан» «Будущее без барьеров», направленного на повышение качества жизни инвалидов, к 2020 году 70% школ должны быть полностью охвачены инклюзивным образованием, то есть принимать детей с особыми потребностями (с ограниченными возможностями). Однако, по мнению специалистов, для инклюзивного образования ребенка необходимо заранее подготовить к этому. Потому что, если специальные специалисты и родители изначально не работают с ребенком, то в дальнейшем при поступлении в школу возникнут трудности. В настоящее время в нашей стране около 6 тысяч детей с ограниченными возможностями в возрасте до 3 лет. Если вопрос раннего вмешательства в их развитие не будет решен кардинально, то большинство этих детей могут быть не готовы к обучению в школе. А метод раннего вмешательства окажет большое влияние на адаптацию граждан с ограниченными возможностями к обществу. Например, в странах, где этот метод получил широкое распространение, около 40% инвалидов работают, а у нас этот показатель составляет всего 12%. По этому поводу директор Института раннего вмешательства Санкт-Петербурга из России Лариса Самарина говорит: «Если слабослышащему ребенку до года надеть специальный слуховой аппарат, он научится говорить и сможет жить полноценной жизнью. А если надеть после трех лет – научить его говорить будет очень сложно. То же самое можно сказать и о детях со слабым зрением, церебральным параличом, другими заболеваниями. Чем раньше мы привьем таким детям навыки, необходимые в повседневной жизни, тем лучше они адаптируются к жизни и смогут жить в обществе. Сейчас в России также активно ведется работа по раннему вмешательству в развитие таких детей».
Благотворительный фонд «Дара» при поддержке АО «Самрук-Казына» реализует проект «Создание инклюзивного общества в Казахстане» по инклюзивному образованию детей-инвалидов. На его основе будут работать коррекционные центры для детей дошкольного возраста с особыми потребностями. Уже в Астане начали работу два таких центра. «Здесь проводится социальная, педагогическая, психологическая подготовительная работа. Теперь до конца года планируется открыть такие центры в Кокшетау, Караганде, Актобе», – говорит менеджер благотворительного фонда «Дара» Хадиша Сержанова. Кроме того, будет оказана психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с особыми потребностями. Для этого будет создан клуб родителей, который будет собираться 2-3 раза в месяц.
На двухдневном республиканском семинаре «Коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста» руководители и педагоги организаций специального образования, дефектологи, логопеды и психологи обсудят внедрение методов раннего вмешательства в Казахстане, создание условий для полноценной жизни детей с ограниченными возможностями путем ранней диагностики. Также будут представлены последние достижения и методические инструменты в этой области.
Мировая медицина утверждает, что даже если дети с врожденными тяжелыми заболеваниями не выздоравливают полностью, их можно адаптировать к обществу. Для этого необходимо совместную работу таких специалистов, как логопед, дефектолог, невропатолог, педиатр. Представители общественных фондов берут на себя поиск таких специалистов, которые будут заботиться о детях. Есть специалисты, готовые помочь нам и связаться с нами. Мы будем опираться на помощь таких людей.
Люди, испытывающие трудности, всегда ищут утешения, которое согреет их сердце. Они ищут единомышленников, собеседников. Матери хотят поговорить друг с другом, поделиться горем. Если в столице будет создан центр для реабилитации детей с психоневрологическими патологиями, такими как аутизм, детский церебральный паралич, то эти потребности, несомненно, будут удовлетворены. Таково желание как общественного фонда, так и зарегистрированных в нем родителей.
З. Жаназарова