Сегодня министр энергетики Канат Бозумбаев провел совещание по ценообразованию на нефтепродукты. Он выразил обеспокоенность резким ростом потребления дизельного топлива и бензина на пограничном рынке Российской Федерации.
«Благодаря модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов сегодня внутреннее потребление полностью обеспечено. На сегодняшний день запасы на нефтебазах страны большие, составляют 352 тысячи тонн. Несмотря на рост цен на нефть по сравнению с началом года, розничная цена бензина снизилась до 160-155 тенге за литр», — сказал министр.
Он также коснулся вопроса цены на дизельное топливо на рынке.
«Во втором полугодии мы наблюдаем рост цен на дизельное топливо. Это связано с объективными и субъективными причинами: сезон потребления дизельного топлива, ежегодные уборочные работы сельхозпроизводителей. Растет спрос на дизельное топливо со стороны транзитного автотранспорта, цены на АЗС в нашей стране ниже по сравнению с другими странами. Например, по сравнению с Российской Федерацией разница в ценах на АЗС составляет 55-60 тенге/литр. Есть опасения, что после Нового года эта разница увеличится», — сказал Бозумаев.
Министерство отметило, что в ноябре ожидалось снижение цен на дизельное топливо. 1 ноября ставка акциза на дизельное топливо снизилась с 549 300 тенге до 540 000 тенге.
«Резко возрос объем потребления дизельного топлива и бензина на пограничном рынке Российской Федерации. Если сравнивать Туркестанскую область и город Шымкент, где проживает 3 млн человек, с Западно-Казахстанской и Костанайской областями, где проживает 700-800 тысяч человек, то последние две области потребляют дизельное топливо и бензин значительно больше, чем юг. То есть, они уходят за границу. В Российскую Федерацию они доставляются большегрузными автомобилями. Они устанавливают себе дополнительные баки. Такие факты есть. Понятно, что у нас широкая граница. Я доложил премьер-министру об этих фактах. Если цены в России вырастут, все из нашей страны может быть доставлено туда. Поэтому мы должны контролировать этот вопрос на нашей границе. Премьер-министр дал поручение своему заместителю Досаеву. Коллеги, вместе с вами мы обсудим предложения по защите нашего рынка и представим их Правительству в пятницу. Другого выхода нет», — сказал министр энергетики.
Он отметил, что существует путь решения этой проблемы путем повышения цен до уровня российских, но это невозможно. То есть, повышение цен на дизельное топливо до 250 тенге, а на бензин до 240 тенге – это фантастика.
«Мы будем работать по первому варианту. Тогда топливо будет потребляться в пределах наших границ. Снижение цен на дизельное топливо касается не только крупных сетей, но и владельцев АЗС. 1 ноября снизился акциз на дизельное топливо. Поэтому все АЗС должны принять меры по установлению адекватных цен на дизельное топливо. Оптовые компании также должны снизить цены. Мы понимаем, что рынок регулирует цены. Цена на дизельное топливо не регулируется государством. Мы можем вмешаться в ваши дела, можем сделать какие-то просьбы. Потому что, если мы не поможем, в будущем у вас могут возникнуть проблемы на границе», — предупредил Бозумбаев владельцев компаний по производству и продаже нефтепродуктов.