В то время тоже была такая осень. В то время Алматы тоже был так утопал в желтых листьях. Он отвел меня в сад возле КазГУ. Немного побродив, мы устроились на видной скамейке в центре сада.
– Видите вон ту березу? – спросил он после некоторой паузы. Мой взгляд сразу упал на единственную белую березу в саду. Глаз на середине ствола высокой березы тоже сразу привлек внимание.
– Да, похоже на человеческий глаз, – сказал я.
– Верно, – улыбнулся он. – Это моя тетя.
– Как так?
– Вот так. Я часто прихожу и разговариваю с ней, – сказал он, улыбаясь.
– Интересно, – говорю я.
Под «тетей» он подразумевал бабушку. Я не могу передать, как сильно он скучал по своей покойной бабушке. Возможно, мне нравилась эта его необыкновенная тоска, его особенное воображение. Но сегодняшний разговор не о нем…
Организм человека и березы схожи
Да, наш сегодняшний разговор – о белой березе. Обыкновенной березе. Красивой березе! Прекрасной березе! О березе можно говорить только хорошее. В этом вы убедитесь, прочитав наш небольшой труд от начала до конца. Сначала, чтобы узнать предысторию о березе, мы решили встретиться с дендрологом. В Алматы есть прекрасный Ботанический сад. В этом большом саду есть множество видов деревьев и цветов. Также внутри него находится Институт ботаники и фитоинтродукции. Там специальные сотрудники изучают растения, деревья, цветы. Мы беседовали с дендрологом Светланой Вячеславовной, которая работает здесь уже 30 лет, в саду, у подножия березы.
– Мудрость, ум казахского народа были очень сильны. Например, колыбель делали из ветвей можжевельника. А можжевельник очень полезен для здоровья ребенка. В науке фитонциды можжевельника были открыты французами в 1872 году. А казахи использовали можжевельник и раньше, – весело начала свой рассказ Света апай. – Древнее латинское название березы – betula. Это означает – бить. В старину учитель, обучая ученика наукам, использовал ветку березы, то есть, если ученик нарушал дисциплину, его били этой веткой. Белая кора березы называется «битулин». Береза в юном возрасте имеет коричневатый цвет. По мере роста меняет цвет на белый. Наружная кора называется «береста». В X веке ее использовали вместо бумаги, то есть для письма. Почки полезны для здоровья, используются в современной медицине. Березовый сок тоже очень полезен. Интересно, что этот сок похож на организм человека. Как человек не может жить без крови, так и береза падает, если ее сок иссякает. Если хотите его пить, лучше пить понемногу. Еще одна особенность березы – при использовании в качестве дров, после того как дерево прогорит, угли продолжают греть дом. То есть береза не относится к деревьям, уносящим тепло с собой. Березы, растущие у нас, невысокие. По словам ученых прошлого, человек должен лечиться деревом своей родной земли. Потому что дерево выросло на воде своей земли, колыхалось на ее ветру. Ты купался под дождем, и дерево тоже купалось. Следовательно, организм дерева и человека схожи. Это доказано народными целителями. Также есть поверье, что когда человек болен, он передает свою болезнь дереву, обняв его. В определенной степени в этом есть доля правды. Деревья живые, у них тоже есть детство, взрослая жизнь. Наши деревья такие красивые, это замечают творческие люди. В Казахстане мало лесов, но деревья красивые. Еще один интересный факт: лесные деревья живут до 150 лет, а искусственно выращенные – около 50 лет. Береза очень любит воду, если она начинает усыхать, значит, ей не хватает воды. Высота наших берез не превышает 17 метров. Береза особенно много растет в России. Также она распространена в восточных странах. А в нашем Ботаническом саду более 40 видов.
Вот что сказал дендролог. Дополним рассказ о березовом соке. Весной, особенно в мае, если надрезать кору березы, течет сок. Вернее, капает. Да, его собирают только по каплям. Казахи называют это «доение березы». Особенно «доят березу» в Центральном Казахстане и Алматинской области. Современная наука всесторонне изучила березовый сок и полностью раскрыла его состав. Определено, что в его составе есть сахар, фруктоза, сахароза, мальтоза, листья и глутаминовая кислота, несколько химических элементов. В народной медицине сок используют при малокровии, водянке, туберкулезе, зуде, воспалении суставов и мочевого пузыря, для выведения камней из почек, при глазных болезнях. Он также очень полезен для выведения холода, очищения легких, отхаркивания и подавления кашля. Говорят, в голодные годы люди пили березовый сок и переживали трудные времена.
То, что дендролог назвал «береста», – это наша «березовая кора». Березовую кору используют в быту.
Березы поэтов, березы-кюйши, березы-танцовщицы…
Есть ли поэт, который не воспевал березу?! Да, именно березу. Есть ли тот, кто посвятил стихи дубу или сосне?! Нет, все воспевают березу, все любят березу. Все русские поэты. Пушкин, Фет, Крылов… Все казахские поэты. Абай, Бернияз, Магжан, Жумекен, Мукагали… Вы знаете, что Абай перевел с Крылова стихотворение «Я видел, как упала длинная береза…». Четвертую строку стихотворения Абай по-своему воспел: «Кто услышит плач бедняка». Береза придает казахской поэзии такую же красоту, как и русской поэзии. Все стихи, написанные о березе, так же прекрасны, так же изящны, как и она сама. Была статья литературоведа Амангельды Кеншилик-улы, посвященная творчеству Темирхана Медетбека, под названием «Судьба поэта – белая береза». В этой статье автор рассматривает и сравнивает березы в стихах мировых и казахских поэтов. «У Фета и Магжана береза олицетворяет печаль, грусть. У Мукагали – аллегория между жизнью и смертью, у Роберта Фроста – цветущий мир, как тюльпан, у Темирхана – жизнь, укоренившаяся в новой жизни», – говорит Кеншилик-улы. Попробуем и мы дополнить этот ряд. У Бернияза Кулеева есть длинное стихотворение «Где она?». Это стихи, написанные в поисках возлюбленной красоты юности спустя годы. Белая береза – свидетель любви юных сердец. Здесь поэт тоже общается с березой, спрашивает у нее вестей. Трагическое стихотворение.
«Скажи, береза,
Душа моя,
Скажи, скажи, где она?», – заканчивается стих поэта. Как и у Жумекена: «Ради души, белая береза, скажи хоть слово…» – печальные стихи. Кстати, Жумекен в «Книге кюев» также воспевает «Кызыл березу» Курмангазы. А какова история происхождения кюя «Кызыл береза»?!
В труде А. Жубанова приводятся следующие сведения: «По народному преданию, Курмангазы, спасаясь от преследователей, укрылся под ветвями одиноко росшей в степи красной березы и таким образом избежал погони. Позже он сказал: «Моя страна, моя земля, моя ветвь, мое дерево – мое убежище. Я посвятил это красной березе, которая раскрыла свои объятия и укрыла меня своими листьями», – и исполнил это.
Кюй «Кызыл береза» существует в двух вариантах. Оба произведения проникнуты лирикой. Кроме того, у Курмангазы есть кюй «Кызыл береза – серпер». Его легенда тоже интересна:
Курмангазы, слушая кюйши и певцов по берегам Сырдарьи, черпал много вдохновения. Он посетил места, где когда-то бывал батыр Сырым. Слушал народные предания о Сырыме. В одном из этих преданий говорится, что Сырым отправился к хивинскому хану с пятью своими джигитами. Хан сидел на большом пиру, когда Сырым с джигитами прибыл к нему, хан принял их холодно.
По мере того, как пир разгорался, начались такие игры, как скачки, борьба борцов, метание золотого блюда, борьба на лошадях, кокпар. В них участвовали и джигиты под предводительством Сырыма, и они выиграли все призы. Хан, который сначала был высокомерен и не здоровался должным образом, увидев силу Сырыма и его джигитов, с одной стороны, испугался, но с другой – был внутренне доволен. Тогда хан сказал:
– Эй! Сырым, твои спутники – настоящие батыры, как и ты сам, каждый из них – как упругая красная береза, сильные джигиты, которые гнутся, но не ломаются, как бы ни изгибалась их спина, – сказал он.
Услышав эту легенду, Курмангазы подумал: «Вот бы все джигиты были такими упругими и сильными», и сыграл кюй «Кызыл береза – серпер». В этом кюе есть стремительность, упругость, мощная энергия, соответствующие названию. В музыкальном звучании, соответствующем содержанию, отчетливо ощущается элемент повествования, рассказывающего историю, – говорится в книге Каршыги Ахмедиярова «Курмангазы». Здесь мы видим несгибаемость красной березы, которая гнется, но не ломается.
У этого же Каршыги Ахмедиярова есть кюй «Ак береза». Говорят, молодой кюйши, находясь в армии, написал этот кюй, когда увидел группу берез в густом лесу, что усилило его тоску по родному краю.
Вы видите, что береза, оказавшая влияние на души поэтов и кюйши и ставшая благодаря этому бессмертным наследием, – не простое дерево. Есть народная песня «Ак береза», есть песни Шашубая, Илии Жаканова. Еще один интересный факт: в Бурабае есть знаменитый лес танцующих берез. Обыкновенные березы. Говорят, они начинают танцевать, когда дует ветер. Это зрелище тоже восхищает многих. Красоту всегда преследовали завистники. Были и те, кто хотел полностью уничтожить этот прекрасный лес и построить на его месте здания. В связи с этим в главной газете страны было опубликовано стихотворение поэта Серика Тургынбека «Не трогайте «Танцующие березы!»». Ради спасения красоты можно пойти на любой подвиг. Слава Богу, танцующие березы каждый миг танцуют свой танец, радуя глаз своей красотой и мелодией природы. По легенде, танцующие березы – это когда-то бывшие девушки-танцовщицы. Они, пришедшие тайно посмотреть на танец красавиц, были узнаны ханом, и в тот момент, когда они танцевали, превратились в березы. Есть также кюй Кенжебека Кумисбекова под названием «Танцующая береза». А сколько картин с изображением прекрасных, как изваяния, белых берез! Белые березы, воспеваемые в поэзии, украшаемые кистью художника – вечная тема. В современной казахской поэзии тоже цветут белые березы.
«Прилетев издалека,
Начни песню тоски.
Я не могу до вас добраться,
Березы – мои сестры», – поет Есенгали Раушанов. У каждого есть своя береза. Следовательно, у каждого есть своя печаль, своя тайна, которую он хочет рассказать березе…
В этом году было дождливое лето, я захотел пойти в тот сад. Захотел увидеть ту березу. Пришел. Увидел. Сад и береза остались прежними, ничего не изменилось, несмотря на прошедшие годы. Изменились только мы. Сейчас его «внучки» нет рядом со мной. Я не знал, что ей сказать. Но мы понимаем друг друга…
Асылан ТИЛЕГЕН
Журнал «Ак желкен»