Мы бы не присоединились к шумихе. Это не в наших привычках. Мы никогда не подписывали коллективных открытых писем в числе интеллигенции. Потому что можем донести то, что хотим сказать, сами, не прибегая к услугам других. Ведь мы журналисты, перо в руках.
Мы защитили слово «колтырауын» (крокодил), когда оно оказалось под угрозой, написав об этом в двух газетах в восьмидесятых годах прошлого века. Когда в первоначальном варианте латинской графики буквы, подобные «ә» и «ө», обозначались путем соединения двух знаков, против нас вышла статья в газете. Когда сериал «Баян сұлу» опорочил не только один дастан, но и всю нашу национальную сущность, мы не подписывали никаких открытых писем, а выразили свое личное мнение.
Теперь, когда в обществе возник спор вокруг 100-летия комсомола, мы лишь усмехнулись про себя. Хотя и почувствовали многое, поначалу промолчали. Великий писатель Мухтар Магауин в своем рассказе «Кесік бас – тірі тұлып» пишет, что сначала думал, будто это событие его не касается, а потом почувствовал, что оно имеет прямое отношение и проходит через его душу и нервы. Мы тоже постепенно пришли к такому же состоянию.
Сначала мы увидели фотографии собраний в Алматы и Семее. Удивились, увидев поверх давно забытого комсомольского значка эмблему «Рухани жаңғыру». Затем из неофициальных источников, то есть в социальных сетях, прочитали: «Комсомольский праздник включен в список мероприятий «Рухани жаңғыру»». Мы не поверили. И не верим.
Мы прекрасно знакомы с этой статьей Главы государства. В ней не только комсомолу, но и его предку, коммунисту, дана следующая точная оценка: «К сожалению, история знает немало примеров, когда целые народы, увязнув в несбыточных идеологиях, в итоге шли ко дну. Три главные идеологии прошлого века – коммунизм, фашизм и либерализм – рухнули на наших глазах. Сегодня век радикальных идеологий ушел безвозвратно». Наш Елбасы говорит «рухнули». И точно оценил, что это «радикальное», то есть крайнее направление. А разве не комсомольская организация была одной из тех, кто в свое время нес знамя этой коммунистической идеологии?
Постойте, к слову о знамени, как отметил Глава государства, ответит ли кто-нибудь за то, что на собрании в Театре оперы и балета в Алматы в руки наших солдат было вручено красное знамя одной из трех рухнувших идеологий? Если мы будем выпускать солдат с флагами, не являющимися государственными символами, на мероприятиях, не имеющих отношения к празднику Казахстана и его армии, останется ли уважение и достоинство у защитников Отечества?
Мы знаем историю комсомола. Долгое время работали в газете «Лениншіл жас», которая была органом Центрального Комитета республиканской организации. Многих из тех, кто был на том собрании, мы знаем с тех времен.
Когда первый съезд состоялся 29 октября 1918 года с участием всего 176 человек, среди них не было ни одного казаха. Осенью 1991 года на последнем, XXII съезде было принято постановление «Считать политическую роль ВЛКСМ исчерпанной» и организация самораспустилась. Затем, когда делили имущество, председателем комиссии был уроженец Западного Казахстана Я. Чудров. Примерно три года назад, встретившись с Яхьей, мы расспрашивали его о событиях того времени. Это другая тема.
Итак, комсомол возник в прошлом веке и исчез. Как этот период описывается в статье Главы государства «БОЛАШАҚҚА БАҒДАР: РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ», давайте посмотрим: «Прошлый ХХ век для нашего народа был веком скорби, потрясений и бедствий.
Во-первых, наш собственный путь национального развития, продолжавшийся с незапамятных времен, был полностью разрушен, и чуждая нам модель общественного устройства была навязана насильно.
Во-вторых, нации был нанесен неизмеримый демографический удар. Его раны не заживают уже целый век.
В-третьих, казахский язык и культура оказались на грани уничтожения.
В-четвертых, многие регионы страны превратились в зоны экологической катастрофы».
Разве не комсомол был самым активным в насаждении этой чуждой нам общественной структуры? Примеров много. Целовать друг друга на глазах у всех, в том числе у родителей, когда женятся. Или приведем пример из романа Сакена Жунусова «Жапандағы жалғыз үй»: «- Ну-ка, за здоровье скота в этом доме, давайте выпьем! – Клейманов, который уже давно не мог найти себе собеседника и пил в одиночестве, покраснев до ушей, протянул стакан с граненым дном Дике». Отрывок, думаю, понятен.
Кстати, хотя этот роман был выдвинут на премию Ленинского комсомола Казахстана, Сакен Жунусов этой награды не получил. Под предлогом «отрицательный герой изображен сильнее положительного». Наш писатель поставил национальный дух выше внезапно возникшей чуждой идеологии. Жаль, что он не получил комсомольскую премию, но радостно, что оставил произведение, полезное для народа.
Итак, по нашим предположениям, 100-летие ВЛКСМ (мы писали его в газете как БЛКЖО), самораспустившегося в 1991 году, — это дата, не достойная празднования для независимого Казахстана. Те, кто не хочет расставаться с молодостью, кто сохранил прежнюю комсомольскую дружбу, могли праздновать сколько угодно в уединении, но не выступать с докладами в театре в центре города и не заставлять солдат нести красные флаги.
Нет, видимо, собрания в театре им было недостаточно, ровно 29 октября мы прочитали следующую информацию о тех, кто называл это «праздником» в парламенте и поздравлял «коллег», а затем увидели и услышали это своими глазами на видеозаписи. Именно это событие в итоге заставило нас взять в руки перо.
Правда, как написано в статье Президента, среди депутатов Мажилиса нашелся один гражданин, который выступил против того, чтобы называть этот день праздником, заявив, что «чуждая нам модель общественного устройства была навязана насильно». Слава Богу. Азат Перуашев сказал: «Мы живем в независимом Казахстане. В нашем календаре нет такого праздника. Если для кого-то это личный праздник, то пусть поздравляют друг друга в уединенном месте, а не на официальном собрании», — отбил он своих коллег, которые хотели устроить торжество.
На самом деле, мы предполагали, что эти веские слова скажет другой депутат. Перуашев учился в самом промышленном городе России, где было много комсомольцев. И в свое время получил награду ЦК ЛКСМ Казахстана. А депутат, от которого мы ждали каких-либо слов, с юности прославился тем, что воспевал пламенные песни жырау, найденные Мухтаром Магауиным в архивах и библиотеках. По логике, он должен был выступить и остановить тех, кто поздравлял с днем комсомола. Нет.
Есть у Мухтара Магауина небольшой роман под названием «Көкбалақ». Когда старый кюйши Токсаба почувствовал приближение конца жизни, он хотел передать кому-нибудь знание исполняемых им кюев. Выбор пал на одного из двух внуков, который тяготел к домбре, был заметным и пользовался уважением в народе. Он день и ночь наигрывал ему все кюи. Тот пытался повторить. Но не мог постичь. И вот, когда старый кюйши впал в отчаяние, он увидел, как незаметный второй внук, Нарик, напевает кюй, который дед сыграл всего один раз, и понял, что зря тратит и без того драгоценное время. Теперь он немедленно начал обучать Нарика. Мы тоже пережили нечто подобное, как этот старик Токсаба. Для тех, кто понимает.
В общем, празднование комсомольского юбилея снова раскололо общество. Те, кто надеется на будущее, открыто показали, что не хотят тосковать по прошлому. Эта группа составляет большую часть населения страны, не достигшую пятидесяти лет. Затем мы заметили, что те, кто беспощадно критикует комсомольский праздник на страницах прессы и в социальных сетях, в основном являются казахоязычными. Очевидно, что депутаты, не осведомленные об острых мнениях, поддались на провокацию. Есть над чем подумать. Им.
Наконец, вернемся к началу статьи, к ее теме. В детстве в нашем ауле мама готовила нам айран. Такой сладкий, тающий во рту. Это был наш основной напиток. Мы пили его, заходя домой в течение дня. Если айран оставался на несколько дней в июльскую жару, он скисал. Пена взбивалась, прокисший запах разносился повсюду, на него садились мухи, и он становился непригодным для питья. Его можно было использовать только после того, как его прокипятили вместе с творогом. Мысли тех, кто считает 100-летие комсомола праздником, напоминают этот скисший айран.
Кайнар Олжай
Астана.
30 октября 2018 года.