В ходе обсуждения республиканского бюджета на 2019-2021 годы лидер парламентской фракции «Ак жол» Азат Перуашев раскритиковал налоговую политику в стране.
Налоги составляют более 98% бюджета, поэтому было бы логично ожидать, что будут предприняты меры по расширению налоговой базы путем привлечения новых субъектов предпринимательства, используя стимулирующую роль налогообложения. Однако, на самом деле, демократы считают, что продолжается ужесточение налогового администрирования и усиление давления на бизнес.
Так, увеличение поступлений по налогу на добавленную стоимость на впечатляющие 34% будет достигнуто за счет «модернизации экономики, совершенствования администрирования и снижения суммы возмещения по НДС». Но для налогоплательщика возмещение НДС возникает только в случае наличия оборотов, облагаемых по общеустановленной и нулевой ставке, что означает предприятия, работающие на экспорт.
Следовательно, возмещение по НДС (налогу на добавленную стоимость) можно уменьшить только путем сокращения экспорта. А это противоречит политике экспортной ориентации национальной экономики.
«Другой возможный путь – не возмещать зачетную часть налога на добавленную стоимость под различными предлогами, то есть фактически двойное налогообложение. И вероятность этого варианта гораздо выше», — выразил опасение депутат.
В качестве конкретного примера он привел случай, когда налоговые органы исключили из зачета НДС при оплате товаров и услуг, приобретенных участниками СЭЗ (специальной экономической зоны). В связи с этим Азат Перуашев сообщил, что фракция «Ак жол» направила запрос в Правительство о том, что в результате таких действий только в специальной экономической зоне «Астана – новый город» 18 предприятий достигли предела стагнации, и налоговики добавили к ранее уплаченным 16 млрд. тенге еще 4 млрд. тенге. В ответе Премьер-министра было заявлено, что «в рамках законопроекта, касающегося налогообложения в специальных экономических зонах, государственными органами рассматриваются предложения депутатов о разрешении участникам СЭЗ зачитывать сумму НДС по таким товарам».
«Однако, вместо обещанных изменений мы видим лишь продолжение односторонней налоговой политики, — отметил Перуашев. – Поэтому предсказать заранее эффект выбранного подхода и его соответствие поручениям Главы государства по дальнейшему стимулированию производительной экономики, в том числе насыщению внутреннего потребительского рынка, а также поддержке экспортных предприятий, крайне сложно. Какая может быть речь о поддержке, каком инвестиционном климате, когда бизнес сталкивается с двойным налогообложением? Кто, какие инвесторы к нам придут в такой ситуации?».
Для решения этих вопросов фракция «Ак жол» предлагает оценивать эффективность налоговой системы через соотношение государственных расходов, затраченных на налоговые органы, к дополнительным доходам, обеспеченным ими в бюджет. Фракция «Ак жол» 5 июня привела пример, что рабочий день налогового инспектора приносит казне 2 тысячи тенге или 40-45 тысяч тенге в месяц, в то время как зарплата самого инспектора в 2-3 раза выше. «Вместо того, чтобы содержать таких казначеев, их легче уволить – и для бизнеса комфортнее, и для бюджета экономнее», — отметил Азат Перуашев.