Поистине, Елбасы вывел Казахстан из больших трудностей во время перестройки Горбачева и распада СССР, поскольку в начале 1990-х годов он внес огромный вклад в создание нового современного независимого государства — Республики Казахстан — с новыми законами, новыми границами, новым рынком и построением независимой внешней политики, достойной жизни. Он является одним из самых опытных политиков в СНГ и в мире. Назарбаев — очень опытная личность как во внутренней, так и во внешней политике. Известный украинский поэт, ныне покойный Иван Драч, сказал: «Если бы вместо всех президентов у нас был один Назарбаев, Украина была бы счастливой республикой».
С 1991 года и по настоящее время Президент Н. А. Назарбаев успешно применяет разработанную им формулу независимого Казахстана — важность формирования и практической реализации эволюционного подхода к развитию общества и государства. Елбасы уделяет постоянное внимание межнациональным отношениям в республике.
Основными конституционными принципами государственной национальной политики Республики Казахстан являются: — с учетом особенностей и основных направлений в сфере межнациональных отношений, играющих важную роль в реализации национальной политики; — равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, состава социальных групп и общественных объединений; — запрет любых ограничений прав граждан по признакам социальных, расовых, национальных, языковых или религиозных объединений; — сохранение исторически сложившейся целостности республики; — гарантия прав народов, проживающих на территории Казахстана, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Казахстан; — содействие развитию национальных культур и языков народов Казахстана; — своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; — запрет действий, направленных на нарушение безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, розни или ненависти; — защита прав и интересов граждан Республики Казахстан за рубежом, поддержка наших соотечественников, проживающих за рубежом, сохранение и развитие родного языка, культуры и национальных традиций, укрепление связей с исторической родиной в соответствии с нормами международного права.
Все эти принципы реализуются в настоящее время. Основными принципами государственной национальной политики являются равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп и создание благоприятных условий для деятельности всех конфессий.
В связи с этим в Казахстане на протяжении 30 лет не было политических конфликтов на этнической или религиозной почве. Первые законодательные акты независимого Казахстана создали правовую основу, обеспечивающую равенство прав и свобод всех людей, независимо от их этнической или религиозной принадлежности, основанную на гражданском и политическом обществе всех граждан. Опыт межнациональной политики, реализованной Казахстаном, высоко оценен мировым сообществом и вызвал интерес у стран с аналогичным полиэтническим составом населения. В международном сообществе Казахстан признан страной, проводящей сбалансированную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия между представителями всех наций, проживающих в Казахстане, и на построение единого гражданского — современного и конкурентоспособного светского общества. Казахстан выразил заинтересованность в расширении и углублении диалога, называемого диалогом цивилизаций, и готов выступать с международными инициативами, всегда направленными на достижение взаимопонимания по ключевым вопросам современного миропорядка между Востоком и Западом. В советское время нам постоянно говорили, что через Великую Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года в СССР было построено общество социальной справедливости и единства. Это стало основой марксистско-ленинской идеологии, внешней и внутренней политики советского государства.
Через диктатуру пролетариата — мы придем к социальному равенству и однородности, — говорили они. Однако на практике все попытки построить однородное общество, противостоящее буржуазии и пролетариату, всегда приводили к неудаче. В советском обществе всегда существовал конфликт между теми, кто имел власть, распределял материальные и другие блага, и теми, кто был их лишен. Положение человека в советском обществе зависело не от его особых способностей, трудолюбия, а также от близости к системе власти в советском государстве, что характерно для всех развитых обществ. Это постепенно привело к падению трудовой активности людей и к развалу советского общества. Согласно второму методу, общество равных возможностей через эволюционное развитие основано на частной и других формах собственности, политическом и идеологическом плюрализме. Главное в построении такого общества — достижение равных возможностей для каждого человека для достижения необходимого ему социального статуса. Социальный статус таких или иных специалистов стабилен в развитии. Если возникающие здесь противоречия не будут решены, то они должны быть устранены путем разумных действий, не приводящих к социальным конфликтам, тем более к революции. Как показывает современный опыт и современная мировая история, такая модель развития является наиболее эффективной и наиболее распространенной. Сегодня все страны мира поддерживают модель человеческого, государственного, социального и исторического развития, в том числе Республика Казахстан и другие страны СНГ. Во время распада СССР, великой державы второй половины XX века, Н. А. Назарбаев стоял во главе нового государства планеты и стал «главным архитектором и строителем» Республики Казахстан. Это новое независимое государство, с самого начала, встало на путь своего казахстанского развития.
Бывшая отсталая, как ее несправедливо называли в СССР, советская республика за четверть века превратилась в современное государство с национальным государством, эффективной рыночной экономикой, демократическим общественным порядком и высоким международным авторитетом. Модернизация в годы перестройки привела к осуществлению «трех транзитов» в экономической, социальной и социально-политической сферах страны. Независимый Казахстан создал новую политическую систему, сформировал механизмы рыночной экономики, сохранил этническую и религиозную гармонию в обществе, получил признание в мире. Задачи первой стратегии Казахстана, поставленные к 1992 году, были полностью выполнены. Вторая модернизация, начавшаяся в третьем квартале 90-х годов и завершившаяся в середине 2010 года, вывела Казахстан на траекторию устойчивого экономического роста, сформировала систему государственных институтов и среднего класса, улучшила качество жизни своих граждан, построила новую столицу, укрепила свой международный авторитет сбалансированной и ответственной внешней политикой, доказала свое право на региональное лидерство. В 2012 году наша страна досрочно выполнила все задачи, поставленные в Стратегии «Казахстан-2030». Республика Казахстан вошла в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира и в группу стран со средним уровнем развития. Вместе с тем была принята новая стратегия «Казахстан-2050», которая позволит войти в число 30 самых развитых стран мира. С начала 2017 года в Казахстане реализованы 3 реформы. С этой целью проведена конституционная реформа, определены приоритеты для следующего этапа экономической трансформации и принята программа «Рухани жаңғыру», направленная на модернизацию общественного сознания. В своем труде «Эпоха Независимости» Президент отмечает: «Все 3 модернизации — это единый процесс обновления и развития с единым содержанием и алгоритмом». Главным принципом этого процесса является принцип «эволюция, а не революция», а вторым принципом — «сначала — экономика, потом — политика».
Еще одним великим достижением нашего Елбасы является создание и 20-летнее развитие столицы нашей страны — города Астаны. Нынешняя столица Республики Казахстан — город Астана был основан в 1830 году и носил название Акмола. В 1869 году город Акмола стал центром Акмолинской области, образованной в соответствии с «Временным положением об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторов», утвержденным 21 октября.
Будущая столица Республики Казахстан — город Астана, с исторической точки зрения, до 1961 года ничем особенным не выделялась. В 1954-1964 годах, после смерти Сталина в 1953 году, к власти пришел Хрущев. Он осуществил освоение целинных и залежных земель в восточных регионах СССР, в том числе в Казахстане. Хрущев сделал Акмолу центром освоения целинных земель в нашей стране, и в 1961 году город Акмола (Акмола) был переименован в Целиноград, став центром Целинного края. С 1961 по 1992 год город Акмола назывался Целиноград. После обретения Казахстаном независимости Акмола вернула свое прежнее историческое название. В начале независимости Казахстана Н. А. Назарбаев начал задумываться о переносе столицы страны из Алматы в город Акмолу.
В советское время у нашей республики было три столицы: первая — Оренбург, ставшая столицей Казахской АССР в 1920 году, затем в 1925 году столицей республики стала Кызыл-Орда, а в 1928 году — город Алматы, и в 1997 году столицей Казахстана стал город Акмола.
Конечно, все три столицы Казахстана выбирались союзным центром исходя из политических, экономических и других интересов, а интересы республики и ее народа не учитывались. Столицей Казахстана с 1928 года являлся город Алматы, расположенный в юго-восточной части республики, и управление важнейшими экономическими регионами Казахстана, кроме столицы, — западными, северными, восточными землями — представляло большие трудности. Конечно, этот фактор отрицательно сказался на эффективности и контроле принятия решений по управлению этими регионами республики в советское время.
Как показывает мировой опыт, столицы ведущих государств расположены в центре территории государства и предусматривают равный контроль и управление его западными, южными, северными и восточными регионами. Если взять современный опыт переноса столицы Казахстана, то высшее руководство независимого Казахстана не упустило из виду и геополитический фактор (нам всегда нужны очень эффективные и дружеские отношения с Россией), что является важным фактором для современного Казахстана через двусторонние экономические, политические, военные и другие отношения.
За 20 лет Астаны бывший город Акмола, город Целиноград и нынешняя Астана превратились в великолепную столицу-город. Он сформировался как современный город, соответствующий всем мировым требованиям в области градостроительства, архитектуры, а также имеющий столичные функции, присущие городам такого уровня и статуса.
Астана — визитная карточка современного Казахстана. За эти 20 лет в центре Казахстана сформировался современный и комфортный для жизни город, хороший и великолепный город для жизни. Здесь на наших глазах формируется новое лицо нашей страны, пишется ее новая история.
Важным достижением политики Президента Казахстана являются позитивные и конструктивные и взаимовыгодные отношения между Россией и нашей республикой. Для любой страны СНГ отношения с Россией имеют огромное значение. А конструктивные и взаимовыгодные, позитивные отношения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией с 1991 года по настоящее время — это заслуга нашего Елбасы Нурсултана Назарбаева. Елбасы сначала с Горбачевым стремился выстроить эффективные отношения для Казахстана, а затем установил конструктивно-дружеские отношения с Ельциным и Путиным. Глава государства Нурсултан Назарбаев установил дружеские, добрососедские, межгосударственные и человеческие диалоги между двумя народами и государствами. Он внес огромный вклад в установление и развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах для двух стран и их народов!
Теперь отношения между РФ и РК являются союзническими, братскими, равными и взаимовыгодными, что, прежде всего, очень выгодно для нашего народа и страны, а также для России и ее народа. Нет необходимости быть профессиональным психологом, но Горбачев, Ельцин и Путин — их характер, харизма и стиль государственного управления совершенно разные. Однако наш Президент за эти 27 лет смог на каждом этапе выстроить конструктивные и взаимовыгодные, полезные отношения с российскими лидерами в интересах Казахстана и его народа, а также в интересах российского народа и России.
Н. А. Назарбаев всегда придавал большое значение развитию стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой. Глава государства всегда принимает как закон формулу о том, что наши страны являются соседями на протяжении веков и остаются важным стратегическим партнером. В 2017 году исполнилось 25 лет со дня установления дипломатических отношений между Казахстаном и КНР. Период с 1991 по 2018 год, прошедший с момента установления дипломатических отношений между Казахстаном и Китаем, стал эпохой беспрецедентного доверия и взаимоотношений. С первых дней независимости Казахстана началось установление и развитие правильных и взаимовыгодных отношений с Китайской Народной Республикой. С тех пор Казахстан и Китай стали добрыми соседями, надежными друзьями и конструктивными партнерами в экономическом и политическом плане.
Говоря о наших отношениях с восточным соседом — Китайской Народной Республикой, мы можем охарактеризовать отношения между Казахстаном и КНР так же, как отношения между Казахстаном и Россией. От Дэн Сяопина до нынешнего лидера Китая Си Цзиньпина, вместе со всеми лидерами КНР, Н. А. Назарбаев смог установить уважительные, взаимовыгодные и добрососедские отношения между Казахстаном и Китаем.
Подобную ситуацию можно сказать и об отношениях с другими государствами, странами Западной и Восточной Европы, США и т.д. То есть, несмотря на отсутствие опыта в мировой политике и дипломатии, молодое независимое государство за 27 лет благодаря мудрой, сбалансированной и гибкой политике нашего Елбасы нашло путь к достижению выдающихся результатов в области международной и внешней политики Казахстана.
Можно долго говорить о многочисленных достижениях Президента как политика мирового уровня. Главное, что Казахстан благодаря мудрой и дальновидной политике Н. А. Назарбаева избежал негативных ситуаций, таких как «скачок» и «шоковая демократизация», и осуществил необходимые политические и социально-экономические изменения с безупречной логикой. Движущая сила суверенного Казахстана избежала опасных взрывных революционных волн, благодаря чему Казахстан стал страной с авторитетом в мировом сообществе!
Керимсал Жубатханов