Министру образования и науки
Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич Сагадиев!
После Послания Президента начались различные обсуждения и предложения о статусе учителя. Тем не менее, я считаю целесообразным остановиться на основных темах, которые обсуждаются в социальных сетях и поступают к нам.
На первом месте стоит пенсионный возраст учителей. Действительно, реформа в сфере образования, возникающие противоречия, безответственность и неисполнение законов местными органами, внедрение проекта «Цифровой Казахстан», особенно электронного журнала kundelik.kz, истощили нервы. Об этом мы поговорим позже. Видя, как некоторые мои учителя, не дожив до пенсионного возраста, уходят из жизни через год-два после выхода на пенсию, с одной стороны, думаешь, что такова судьба, но с другой стороны, приходится задуматься. Поэтому сокращение пенсионного возраста учителя — неотложная проблема.
Все учителя хотели бы, чтобы пенсионный возраст был предусмотрен в законе о статусе учителя и в Министерстве образования и науки. Однако вопрос пересмотра пенсионного возраста учителей находится в компетенции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
На втором месте — материально-техническая база. Согласно Закону об образовании, обеспечение школ расходными материалами находится в ведении местного исполнительного органа. Местный исполнительный орган должен предоставлять школам канцелярские товары, принтеры, ремонт компьютеров, замену картриджей и заправку чернилами в соответствии со статьей 6 Закона РК об образовании. Однако во многих местах это не выполняется. Закон не исполняется. Возможно, стоит обратиться в суд и потребовать свои законные права.
Третий вопрос касается подписки учителей на прессу. Мы говорим об этом давно. Никто не может заставить учителя подписаться на газеты и журналы. Если будет принуждение, то принуждающий человек несет ответственность перед законом. Это является посягательством на права отдельных граждан и дискриминацией по Конституции нашей страны. По Уголовному кодексу он будет привлечен к ответственности. Принуждающий человек может быть лишен свободы за это. К сожалению, мы не всегда обращаемся к закону. Вопрос прессы напрямую связан с самим учителем.
Четвертое место занимают субботники. Это одна из пережиточных привычек советского союза. Тогда это делалось для экономии денег. Сейчас, возможно, для покрытия недостающих средств. Нет возражений, пусть те, кто хочет навести чистоту, идут, но в нерабочее время. Кроме того, к этому добавились такие работы, как прополка травы вокруг школы. Работодатель не имеет права привлекать учителей к работе, не указанной в трудовом договоре. Об этом также говорится в нашей Конституции и Законе об образовании. Теперь, если учитель сам не может потребовать и не высказывается, кто виноват? Педагогические работники не должны привлекаться к работам, не связанным с их деятельностью. Дежурство в праздничные (выходные) дни также противоречит закону. Человек, назначенный на дежурство, должен получать дополнительную оплату или выходной день взамен.
Пятое место — бумажная волокита. Хотя министерство заявляет об уменьшении бумажной волокиты, реформа образования с обновленным содержанием не смогла сократить количество документов. Можно сказать, что оно удвоилось по сравнению с прежним. Формативное оценивание по каждому уроку, суммативное оценивание по разделу, суммативное оценивание по четверти и т. д. не уменьшили, а увеличили количество бумаг. Пока учителя сдают эти материалы, подготовленные НИШ, в интернете. Учиться получать их стали не только учителя, но и ученики. Суммативное оценивание каждый учитель может провести сам. Однако нехватка времени является препятствием.
Шестое место — проблема электронного журнала, заполняемого через сайт kundelik.kz. В некоторых местах заполняют оба. Кажется, этот проект напрямую бьет по карману учителя. Есть места, даже недалеко от города, где нет интернета. Учитель ищет интернет. Некоторые входят со своих мобильных телефонов, некоторые вынуждены просить помощи у коллег из других мест. Кроме того, есть еще и погоня за рейтингом. Почему учитель должен становиться клоуном, входя вместо родителей и учеников, которые не хотят заходить в дневник (возможно, по причине невозможности)? Должен ли учитель писать объяснительную в журнал для родителей, не заходящих в электронный дневник? Мы говорим давно, сначала нужно создать условия в школах. Хватит уже протыкать нос быка кулаком.
Седьмое место — рабочая неделя. Сейчас в школах пятидневная рабочая неделя. Для учителей — шестидневная рабочая неделя. Что говорит закон?
Оплачиваемый час работы учителя — 18 часов. Ни за что другое не платится (если нет дополнительной работы). Допустим, рабочее время — 40 часов в неделю. 18 часов не составляют астрономических часов. В это время входит время пребывания учителя в школе (перемены), участие в совещаниях, проверка тетрадей, участие в мероприятиях, подготовка к урокам дома, заполнение электронного журнала до полуночи — все это входит в эти 40 часов. Таким образом, рабочее время учителя превышает 40 часов. А директора хотят, чтобы учителя были в школе и в субботу. Вместо того чтобы «задыхаясь» проводить 8 уроков за 5 дней, гораздо легче провести их за 6 дней. Поэтому директора школ тоже должны задуматься. Министерство образования и науки тоже должно задуматься.
В сфере образования необходимо запретить торговлю медалями посторонними лицами.
Часто поднимается предложение о выделении школ из ведения акиматов Министерством образования и науки. Тогда Министерство образования и науки не спихивало бы все на акимат. Акимат тоже не искал бы «бесплатных рабочих» для школы. Кроме того, с этого года поднимается инициатива по выборам директоров школ. Это правильно, но директоров школ должны избирать учителя. Директор, избранный учителями, будет больше думать о положении учителей, чем акимы.
Теперь вопрос аттестационных тестов. Нельзя измерять уровень учителя тестами, ведь учитель — не ПЕРЕНОСЧИК ИНФОРМАЦИИ, а преподаватель! Он не обязан знать все, что указано в проектах и документах у кого попало. У каждого своя методика, свои источники информации. Учитель должен доказать свое профессиональное мастерство, свою работу, свою методику. Поэтому измерять квалификацию тестами неправильно! В современном мире информация меняется каждый день. Любую информацию каждый может получить откуда угодно. Пора прекращать делать из учителя терабайтный флеш-накопитель.
Система образования с обновленным содержанием похоронила нас в бумагах. Не дает поднять голову. Мы должны требовать убрать ненужные части, вы — и мы — должны требовать этого, иначе в ближайшее время мы можем остаться без учителей в школах. Мы хотим, чтобы Министерство образования и науки учло эти моменты.
М. Темирбек,
председатель общественного
объединения «Статус учителя»