Теория «разбитых окон» гласит, что снижение общего уровня преступности начинается с эффективного раскрытия мелких правонарушений.
Этот тезис применим и к коррупции. Только общество, демонстрируя полное неприятие любых проявлений незаконности, может искоренить практику взяточничества и откатов.
В Казахстане сформированы проекты такого общества, однако требуется масштабное изменение сознания.
Поэтому сегодня одним из приоритетов нашей работы является искоренение бытовой коррупции. Причем, это не только устранение ее первопричин, но и ее автоматизация и общественный контроль. Это также недопущение и своевременное пресечение коррупционного поведения как дающих, так и берущих взятки.
Приведу пример. Гражданин, обратившийся в Управление государственных доходов по Алмалинскому району г. Алматы за получением ИИН нерезидента, предложил сотруднику управления 2 тысячи тенге. Итог – штраф в 200 МРП или 481 тысячу тенге.
Аналогично «благодарность» в виде коробки конфет за возврат лицензии на алкоголь в Северо-Казахстанской области закончилась для гражданина уплатой полумиллионного штрафа.
В Костанае двое сотрудников полиции за уклонение нарушителей ДТП от административной ответственности, каждый уплатил штраф по 600 МРП.
Еще раз напоминаю, государственным служащим запрещено принимать подарки в любом виде за выполнение служебных обязанностей. Если стоимость подарка ниже 2 МРП (4 810 тенге), то для дарителя предусмотрен административный штраф в 200 МРП. Для получателя – 600 МРП. Все вышесказанное расценивается как взятка и влечет уголовную ответственность.
На сегодняшний день суммы административных взысканий составляют более 35 млн тенге. Является ли это много или мало – второстепенный вопрос. Гораздо важнее задуматься, к чему приводят необоснованные «подарки», когда государственным служащим приходится платить в 240 раз больше за 2 тысячи тенге.
Алик Шпекбаев,
Председатель Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции